Блог
26.09.2023

Есть ли в вас качества лидера и как их развивать

Лидерами не становятся, а рождаются, поэтому, даже если в диалоге с самим собой в ответ на вопрос: «Есть ли во мне качества лидера?», вы получаете отрицательный ответ, печалиться – рано! Лидерские качества развиваются – для этого требуются только желание, терпение и настойчивость. Звучит просто, но вот этих качеств многим, как раз и не хватает. В этой статье Академия социальных технологий расскажет, как проверить есть ли в вас качества лидера, и как, собственно, эти качества нарабатывать.

Как оценить свой лидерский потенциал 

Оценка того, есть ли в вас качества лидера – верный вариант определения траектории профессионального развития. С ростом востребованности командного лидерства, предполагающего передачу части полномочий и ответственности сотрудникам, а также перспективами повсеместного использования искусственного интеллекта – лидерство скоро станет еще более ценной валютой. Впрочем, и сегодня развитию лидерских компетенций своих сотрудников компании уделяют достаточно внимания: действуют программы развития персонала, проводятся курсы и тренинги по наработке soft skills – гибких навыков, облегчающих социальное взаимодействие. Конечно, движущая сила этих инициатив не только гуманное отношение к персоналу. Хотя и этой ценности компаниям новой формации, заинтересованным в устойчивом развитии не только самих себя, но и общества, не занимать! Дело в том, что сильные лидеры определяют успех организации, приводят бизнес к результатам, помогая не только удерживать набранные позиции, но и достигать новых высот.

Задумываясь о том, есть ли в вас качества лидера, и оценивая собственные шансы на профессиональный успех и уверенное движение по карьерной лестнице, стоит проанализировать текущее положение вещей. В конечном счете, это сводится к оценке собственных сильных и слабых сторон, но выводы из этого самоизучения можно сделать самые глубокие – они покажут, в какую сторону двигаться и над какими компетенциями предстоит поработать, чтобы преуспеть.

Чтобы на 100% сделать эту саморефлексию работающим инструментом, пройдите тестирование, которое поможет оценить уровень владения лидерскими навыками, а также дефицитные области.

Как правило, начинающим лидерам требуется проработка следующих умений:

  • коммуникация;
  • эмпатия;
  • адаптивность и гибкость.

Задачи совершенствования по этим областям решаются путем развития эмоционального интеллекта и наработки умения вдохновлять других, становясь для них мотивирующим примером.

Почему эмоциональный интеллект важен для лидера 

Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность понимать и различать собственные и чужие эмоции, а также управлять ими. Важность развитого эмоционального интеллекта для лидера определяет хотя бы то, что для того, чтобы вести за собой окружающих недостаточно только аналитического склада ума и сильных профессиональных компетенций. Требуется уметь вдохновлять людей и устанавливать прочные связи с ними. И, конечно, значение эмоционального интеллекта трудно переоценить для турбулентных ситуаций, требующих гибкости и креативности.

Лидеры с развитым эмоциональным интеллектом способны строить сплоченные и продуктивные команды, способные адекватно и своевременно отвечать на вызовы окружающей среды. Дело в том, что «вожак» такой «стаи», скорее всего, будет успешнее противостоять кризисам, транслировать спокойствие и жизнестойкость другим. Такие личности знают секреты саморегуляции, умело управляя своим состоянием, не теряют мотивации даже когда вокруг бушуют ураганы. Это позволяет эффективнее взаимодействовать с другими, видя в сотрудниках личностей, а не винтики в бездушном механизме.

Важна и эмпатия, которой лидеры с высоким EQ в совершенстве владеют, благодаря чему в коллективе царит атмосфера психологической безопасности – сотрудники свободно делятся мнениями и идеями, предлагают инновационные решения. Понимание принципов групповой динамики и внимание к потребностям каждого члена команды в итоге приводит к формированию новой корпоративной культуры, основывающейся на открытости и доверии.

Кроме того, такие управленцы обладают развитыми коммуникационными навыками – они не только слушают, но и слышат собеседника, стремясь в общении и достигнуть целей, и внести в него дополнительную ценность в виде внимания, поддержки и сопереживания.

Впрочем, эмоциональный интеллект лидера влияет и на осязаемые для бизнеса категории, например, текучесть кадров. Как правило, сотрудник принимает решение уволиться, когда отношения с работодателем начинают напоминать сцену из батального фильма, а о продуктивности и говорить не приходится – только бы не услышать очередную порцию гневной критики и упреков. Последствия такого управления на себе испытывают HR-службы, занимающиеся подбором, наймом и адаптацией нового персонала. А в условиях, когда рынок труда перестал быть территорией, где правит работодатель – на фоне оттока квалифицированных профессионалов право выбора остается за кандидатом, а не наоборот – как все привыкли, потеря одного только сотрудника рискует обернуться серьезными расходами.

Хорошая новость заключается в том, что эмоциональный интеллект – качество, бесспорно, жизненно важное для каждого лидера – развивается. Тем, кто решительно настроен в этом преуспеть, рекомендуем начать со следующих шагов:

  1. Практикуйте распознавание собственных эмоций. Взгляните внутрь себя и задумайтесь, какие эмоции и чувства вы сейчас испытываете. Назовите эти эмоции и возьмите на себя ответственность за них. Сложность заключается в том, чтобы использовать это умение на практике, когда считанные секунды остаются до того момента, когда подкатывающая истерика начинает угрожать коммуникации с другими. Возьмите за правило ставить окружающий мир на паузу, а в эти секунды остановки – разбираться в своем состоянии и отвоевывать себе право на спокойную и понятную для окружающих реакцию.
  2. Развивайте социальную осведомленность. Начиная общаться с человеком, настройтесь на волну осознанности, без этого уловить невербальные сигналы и понять, что чувствует собеседник, будет крайне трудно. На время общения стоит также забыть о многозадачности и регулярных обращениях к телефону – настройте фокус внимания на собеседника. Будьте активным слушателем, проверяйте и уточняйте услышанное, но и не только – смотрите за поведением визави: изменениями тона голоса, выражением лица и реакциями на то, что вы говорите.
  3. Управляйте взаимоотношениями. Оцените, насколько язык тела соответствует тому, что вы чувствуете, и что пытаетесь донести до собеседника. Стоит потренироваться перед зеркалом и отследить синхронизированы ли мимика, жесты, положение тела содержанию сообщения. Начав говорить, помните, что даже, если вы в моменте не способны оценить то, что пытается сказать тело, то собеседник быстро считает это послание. Кроме того, старайтесь транслировать позитив и хорошее настроение, не будет лишним использовать юмор, который поможет снять барьеры и установить контакт. Наконец, столкнувшись с конфликтом, не смотрите на произошедшее, как на фатальный разрыв отношений – разногласия неизбежны, но разрешать их стоит только здоровыми и конструктивными способами.

Как вдохновить команду на свершения

Если вы обладаете способностью вдохновлять окружающих и вести за собой людей, то вопрос о том, есть ли в вас качества лидера, можно автоматически снять. Без этого команда превращается в группу людей, готовых исполнять приказы, возглавляет которую такой же готовый раздавать поручения начальник, но никак не лидер! Настоящий лидер заинтересован в том, чтобы его окружали сильные люди, и всячески помогает членам команды совершенствоваться, побуждая становиться лучше с каждым днем.

Поэтому поговорим о том, как развить способность вдохновлять других. Этот навык потребуется для того, чтобы сотрудники брали на себя инициативу и вовлечено вкладывались в общее дело. Здесь рекомендуем включить в каждодневную практику следующие управленческие инструменты:

  1. Подавайте сотрудникам личный пример – ваши действия, манера общаться и решать вопросы установят стандарт для команды, а результаты работы побудят сотрудников стремиться к этому – желаемому поведению
  2. Признавайте сильные стороны сотрудников и позволяйте им максимально участвовать в решении производственных вопросов, соответствующих их опыту и знаниям.
  3. Позвольте сотрудникам принимать решения – ничто так не вдохновляет и не заряжает ответственностью, как право принимать решения, которые могут повлиять на результат. В такие моменты лидер транслирует доверие сотрудникам и веру в их способности.
  4. Перестаньте вселять в подчиненных страх. Вдохновение не живет на территории страха, яркие идеи не рождаются в умах, скованных тревогой – об этом стоит помнить, выстраивая коммуникацию с сотрудниками. Культивируйте среду, в которой каждый будет высказывать и озвучивать даже невероятные идеи без страха осуждения – такие команды приходят к впечатляющим результатам.

Как развить свои лидерские качества

Разобравшись с дефицитными навыками, приступайте к плану развития, а также определению способов, с помощью которых вы сможете использовать сильные стороны и устранять обнаруженные пробелы. Не игнорируйте следующие инструменты, которые помогут сделать путь саморазвития легче:

  • Используйте информационный ресурс – слушайте подкасты, смотрите интервью лидеров и читайте книги, например, биографии людей, которым удалось сменить правила игры в отрасли. Не только пользой, но и приятным времяпрепровождением порадуют издания, рассказывающие об убеждениях и ценностях персон масштаба Стива Джобса, Илона Маска, других ярких новаторов нашего времени.
  • Найдите поддерживающее сообщество по интересам. Постарайтесь объединиться с теми, кого, также как и вас, беспокоит вопрос, о том, есть ли во мне качества лидера. Эти люди станут движущей силой, источником опыта и точек зрения.
  • Возьмите новый проект. Попросите руководство закрепить за вами новые задачи, выполняя которые вы сможете демонстрировать сильные стороны, а также прокачивать дефицитные области. Важно самому себе поставить вызов – новые обязанности должны превышать квалификацию и опыт – это поможет уверенно двигаться по траектории развития.
  • Пройдите программу дополнительного образования. Да, лидерство – это компетенция, которая требует фундаментального изучения.
  • Наконец, не игнорируйте роль коучинга и наставничества в саморазвитии, даже если уже занимаете должность руководителя. Опытный эксперт поможет обнаружить ограничивающие факторы и убеждения, а также построить стратегии выхода на новый уровень.

С использованием этих тактик развития лидерских качеств, приходит и прогресс. Вставая на этот путь, помните, что лидерство – это результат постоянного совершенствования и тренировок, а освоить лидерство на уровне мастерства – практически невозможно, ведь всегда есть к чему стремиться. И настоящие лидеры это очень хорошо понимают!

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все