Блог
18.12.2023

Психологическая безопасность в команде – как уберечь коллектив от токсичности

Создание безопасной и комфортной обстановки в команде, где между сотрудниками и руководством установлены взаимоуважительные отношения, одна из задач лидера. В таких коллективах комфортно делиться мыслями и легко преодолевать разногласия, от чего командная продуктивность только возрастает. В новой статье Академия социальных технологий рассказала из чего складывается философия психологической безопасности в команде и как ее построить.

Психологическая безопасность в команде

Что такое психологическая безопасность в команде

Психологическая безопасность – это философия управления, характерная для команд и компаний, которые настроены на рост, масштабирование и развитие. В коллективах, понимающих ценность этого подхода, сотрудники не боятся совершить ошибку, высказать мнение, не всегда соответствующее мнению большинства или убеждениям руководителя, а также свободно задают вопросы и запрашивают требующуюся для работы информацию.

И речь не идет о коллективе вольнодумцев, где каждый делает то, что хочет, и говорит то, что думает! А об особой культуре отношения и к ошибкам, и к рискованным идеям. Как правило, в таких командах сотрудник не боится сказать лидеру о том, что новая инициатива не привела к ожидаемым результатам, а годовой план рискует не достигнуть заявленных показателей. Ведь вместо того, чтобы обрушивать на подчиненного критику, чаще всего необоснованную – вызванную излишним эмоциональным накалом и неспособностью управлять собственным состоянием, а предлагает извлечь из случившегося ценный опыт и использовать произошедшее в качестве урока.

Что дает психологическая безопасность в команде бизнесу

Вера сотрудников в то, что они могут свободно высказываться и действовать, прямо влияет на производительность команды. Такие сотрудники, как правило, более креативны и способны к инновационному мышлению, а также эмоционально устойчивы. Каждое начало нового рабочего дня не сулит лишних тревог и стрессов, что особенно важно для ситуаций нестабильной и турбулентной внешней среды. Кроме того, руководители, практикующие принципы психологической безопасности в команде, приносят бизнесу следующие преимущества:

  1. Сотрудники испытывают большую мотивацию и вовлеченность, так как то, чем они занимаются на работе, имеет ценность и значение.
  2. Повышение результативности принимаемых решений – групповые обсуждения, которые проходят в атмосфере психологической безопасности, помогают обсудить и малозначительные на первый взгляд детали реализации проектов, и возможные риски, а также озвучить новые идеи, точки зрения и предложения по совершенствованию работы.
  3. Формирование и укрепление культуры непрерывного обучения, где учебным пособием становится каждодневная деятельность, из которой выносятся уроки, влияющие на то, как организуется дальнейшая работа.

Впрочем, психологическая безопасность в команде важна не только в отношениях руководитель-подчиненный, но и на линейном уровне – во взаимодействии сотрудников между собой. Расскажем о том, какие характеристики отличают подобные коллективы:

  • коллеги не боятся обращаться к другу за советом;
  • сотрудники с готовностью оказывают помощь в решении сложных производственных вопросов, что также приводит к укреплению культуры наставничества, где каждый новичок получает необходимую адаптацию со стороны других членов команды;
  • низкое количество конфликтов и недопониманий;
  • более слаженная командная работа.

Как создать безопасное рабочее место

Речь здесь, конечно же, пойдет не о соблюдении техники безопасности и охране труда. Предполагается, что рабочее место в этом плане не представляет для сотрудника никакой опасности. Поэтому предлагаем поговорить о том, какие меры стоит предпринять, чтобы в коллективе царила атмосфера психологической безопасности.

Начнем с определения текущего уровня психологической безопасности в команде. Для этого рекомендуется провести опрос сотрудников, который покажет, насколько среда, царящая в коллективе, агрессивна и враждебна. В подобный опросник можно включить следующие вопросы:

  1. Приходилось ли вам выслушивать упреки и испытывать вину при совершении ошибки.
  2. Насколько легко вам даются сложные разговоры, речь в которых идет о проблемах и трудностях, с начальством и коллегами.
  3. Готовы ли вы рисковать и предлагать смелые идеи в ходе групповых обсуждений или выполнении каждодневных обязанностей.
  4. Испытываете ли вы дискомфорт при обращении за помощью к руководителю или коллегам.

Ознакомившись с результатами опроса, задумайтесь о том, что можно сделать, чтобы улучшить атмосферу в коллективе и укрепить психологическую безопасность в команде. Дело в том, что часто микроклимат в группе не складывается из каких-то особенных усилий и реализации сложносочиненных планов. Иногда залог успеха заключается в маленьких деталях: улыбке руководителя, теплом приветствии и искреннем участии. Опасность заключается в том, что психологический дискомфорт, пусть даже прикрытый лаской и внешней доброжелательностью, слаще не становится. Секрет же заключается в искренности, а не в любезности.

Конечно, в базе руководитель, который стремится построить культуру психологической безопасности в команде, должен владеть методами управления, устанавливать четкие нормы и ожидания, когда каждый сотрудник будет точно понимать, что команда живет в предсказуемых условиях, знать за какие действия и какие наказания могут настигнуть. Помимо этого, лидеру стоит стимулировать членов команды к открытому общению на равных, побуждать сотрудников делиться обратной связью и самому быть готовым ее воспринимать.

Конечно, не каждый будет готов высказываться – привычка повиноваться инстинкту самосохранения будет требовать держать свои идеи и точки зрения при себе. В таком случае руководителю потребуется создавать необходимые условия для того, чтобы каждый сотрудник высказывался. Начните с разговора о том, что мнение каждого представляет значение и, вероятно, что не высказанные мысли способны существенно повлиять на результаты работы. На первых порах придется регулярно спрашивать мнение сотрудников по тем или иным вопросам, задавайте открытые вопросы, выясняйте, что люди думают относительно тех или иных идей, а также подводных камнях с ними связанными.

Кроме того, лидеру потребуется личным примером показывать, как учиться на ошибках. Здесь стоит быть готовым предстать перед подчиненными в новом свете – уязвимого человека, который готов признавать, что совершил оплошность, но способен найти в ней ценность. Таким образом удастся продемонстрировать и привить сотрудникам желаемое поведение.

Что в силах сделать руководитель, чтобы создать культуру безопасности на рабочем месте

Часто по атмосфере в коллективе сильно бьет неудовлетворенность лидера тем, как продвигается проект, насколько быстро и безошибочно реализуются функции. Однако не каждый должен соответствовать высочайшим стандартам и безукоризненно исполнять обозначенную роль. Такое удается только машинам! Совершенство не всегда приводит к колоссальным результатам, а иногда зацикленность руководителя на том, чтобы сотрудники отточено, будто механизмы, работали на благо компании, может только навредить. Лидеры, склонные к перфекционизму, болезненно реагируют на ошибки и служат источником стрессов для сотрудников. Стремление показать «как надо» оборачивается микроменеджментом и руководитель ожидаемо погружается в ворох мелких задач, не всегда влияющих на конечный результат, но затрачивающих львиную долю времени. И, конечно, страдает в итоге бизнес, ведь руководитель отстраняется от больших стратегических задач, концентрируясь на плановых, а иногда и фоновых вопросах. Сотрудники же в это время встречаются с симптомами профессионального выгорания, теряя желание и мотивацию посвящать себя работе.

Опасности токсичной культуры на рабочем месте

Отсутствие психологической безопасности в команде больно бьет по продуктивности бизнеса. Например, токсичные отношения в коллективе сказываются на текучести кадров – сотрудники, испытывая хронический стресс, сталкиваются с профессиональным выгоранием, не чувствуя удовлетворения и удовольствия от выполняемой работы, общения с руководителем и коллегами. К таким симптомам выгорания относят: частые пропуски работы и затянувшиеся периоды нетрудоспособности. В итоге компания расстается с ценными кадрами, затрачивает время и финансовые ресурсы на подбор, найм и адаптацию новых кандидатов на трудоустройство.

И здесь, конечно же, «погоду в доме» задает руководитель. Известно, что взаимоотношения с начальством часто влияют на решение сотрудника продолжить работу в компании или расторгнуть трудовые отношения. Задача – выдерживать баланс между достижением целей, поставленных перед командой, и удовлетворением потребностей подчиненных, в том числе в поддержке, стабильности и безопасности. Речь идет о благополучии коллектива, где во главу угла ставятся не только показатели эффективности, но и сами люди, которые помогают бизнесу достигнуть этих показателей. Конечно, лидерам, привыкшим к авторитарности и единоличному принятию решений, проникнуться идеями психологической безопасности команды с непривычки будет тяжело. Потребуется перестроиться, начать доверять коллегам и предоставлять им право принимать решения, при этом оставляя за собой ответственность за конечный результат. Таким образом, эмпатия и сопереживание приходят на смену бесчувственности и сухому профессионализму. И это в итоге дает большие плоды компании!

Покажите сотрудникам, что вы понимаете их, видите, с чем они сражаются и на профессиональном, и на личном поле боя. Такое отношение поможет созданию крепких и продуктивных командных взаимоотношений. Коллективы, которые могут похвастаться такими отношениями, как правило, достигают большего – сотрудники готовы к совместной работе и укрепляют друг друга, увеличивая потенциал сильных сторон и минимизируя возможные дефициты: компетенций, навыков, знаний или опыта.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все