Блог
21.11.2023

Ментальное здоровье руководителя

Ментальное здоровье руководителя

Эффективное управление требует максимальной отдачи интеллектуальных и эмоциональных сил. Постоянные стрессы, высокая ответственность, необходимость оперативно принимать сложные решения – это и многое другое оказывает колоссальную нагрузку на психику топ-менеджера. Бизнес не приемлет слабости, и лидер обязан быть собранным и уверенным в себе. Однако продолжительное напряжение негативно сказывается и на физическом, и на эмоциональном состоянии, приводя к снижению продуктивности и выгоранию. Чтобы сохранять работоспособность и при этом не навредить собственному благополучию, менеджеру рекомендуется заботиться о ментальном здоровье. 

В этой статье заведующая кафедрой «Ментальные практики», PhD психологии Галина Лабковская и член Высшего экспертного совета кафедры, серийный предприниматель и руководитель собственных бизнесов Дмитрий Бризицкий расскажут об идеях, которые будут полезны управленцу как для сохранения собственного ментального здоровья, так и заботы о сотрудниках. 

Кстати, вопросы, которые поднимает эта статья, будут рассматриваться на конференции «Ментальные практики турбулентного времени», которая пройдет 23-24 ноября в режиме онлайн.

Как позаботиться о себе

Задачи лидера сопряжены с постоянным стрессом и высокими нагрузками, что со временем приводит к профессиональному выгоранию. Это состояние характеризуется эмоциональным истощением, циничным отношением к работе, снижением продуктивности. Чтобы сохранить работоспособность и заинтересованность в результатах, руководителю требуется предотвращать и минимизировать негативные последствия стресса. Исследования показывают, что сохранение эмоционального интеллекта, высокой энергичности и включенности напрямую влияет на эффективность принимаемых решений. В этой связи рекомендуем обратить внимание на следующие аспекты профилактики выгорания:

  • Делегирование полномочий. Научитесь доверять часть задач квалифицированным сотрудникам. Это позволит снизить загруженность, сосредоточившись на приоритетных направлениях. Рационально распределяйте обязанности в команде.
  • Рациональное планирование. Планируйте дела заранее, выделяя время на выполнение каждой задачи. Формируйте резерв времени на непредвиденные ситуации. Избегайте многозадачности. Составляйте реалистичные планы, не перегружая себя. 
  • При этом авторы статьи знают об исключениях, когда большие результаты достигались без рационального планирования, что компенсировалось развитием интуиции, в том числе способностью чувствовать поток и взаимодействовать с системами большего масштаба. 
  • Периодический отдых. Делайте регулярные короткие перерывы и отвлекайтесь от рутины – медитируйте или освойте техники прогрессивной релаксации, слушайте музыку или используйте иные способы оперативного восстановления. И, конечно, сосредоточьтесь на том, чтобы выходные и отпуск посвящать полноценному восстановлению сил, а не решению производственных вопросов.
  • Психологическая разгрузка и релаксация. Внедрите в распорядок дня техники релаксации (медитация, дыхательные практики, мышечная релаксация и т.д.), как каждодневный ритуал, которому соответствуют отдельно выделенные слоты расписания, в том числе на выходных. 
  • Занятия хобби и другими приятными занятиями, помогающими развеять последствия стресса. По возможности выезжайте на природу и не забывайте про важность позитивного отношения к жизни.

Такой подход позволит минимизировать риски профессионального выгорания и поддержать душевные силы.

Инструменты психогигиены

Психогигиена – это комплекс мер, направленных на поддержание и улучшение ментального здоровья, аналогичный ежедневным гигиеническим процедурам для физического тела. Эти практики включают в себя следующие аспекты:

  • Регулярные упражнения на энергетическое очищение, достижение устойчивости и энергетического баланса организма, накопление энергии. 
  • Работа с ресурсными состояниями.
  • Регулярные тренировки мозга (Mindfitnes) и осознанности (Mindfulness), а также медитация, дыхательные упражнения, практики внимательности и тренировки Mind Skills.
  • Наблюдение за мыслями, изменение негативных установок на позитивные. Практики самовнушения и благодарности. 
  • Развитие стрессоустойчивости с помощью релаксации, психоэнергетики и осознанности.

Помните о том, что осваивать подобные практики лучше всего со специалистами – неправильно практикуемый метод не приведет к правильному результату.

Инструменты эмоциональной гигиены

Равно как и поддерживать личную гигиену, стоит регулярно «очищать» свой эмоциональный мир. Например, выражая чувства, записывая наблюдения в дневник, обсуждая проблемы с доверенными людьми или профессиональными консультантами. Среди других инструментов эмоциональной гигиены:

  • Сон и отдых – регулярный и полноценный сон для ума так же важен, как и для тела. Соблюдение режима сна и создание комфортной среды для отдыха помогают улучшить состояние.
  • Планирование и организация отдыха – аналогично тому, как происходит планирование рабочего дня, предполагающего встречи и другие дела, расписывайте время для отдыха, развлечений и социального взаимодействия. Это помогает поддерживать умственный баланс и предотвращает перегрузку.
  • Питание и гидратация – правильное питание и достаточное потребление воды укрепляют не только тело, но и ум.
  • Поддержание социальных связей – регулярное общение с друзьями, семьей и коллегами, а также участие в социальных мероприятиях способствуют укреплению психического и ментального здоровья.
  • Ограничение стресса и управление временем – так же, как мы предпринимаем шаги для избегания физических травм, учитесь справляться со стрессом и правильно распределять время, чтобы избегать умственного и эмоционального истощения. Полезно будет освоить управление гневом и редактирование стресса (Stress-reduction).

Психогигиена, таким образом, охватывает регулярные действия и привычки, которые помогают поддерживать и улучшать психическое, эмоциональное и ментальное благополучие.

К ментальному здоровью коллектива через создание культуры горизонтальной взаимоподдержки и вертикальной прозрачности

Руководителю требуется не только создавать и поддерживать атмосферу взаимного уважения, заботы и поддержки между сотрудниками, но и уделять пристальное внимание тому, чтобы людям была понятна не только та часть работы, за которую они отвечают, но и то, чему по сложившейся традиции уделяют мало внимания – широкий контекст, понимание сотрудниками того, куда движется бизнес и что сегодня представляет наибольшее значение.

Огромную роль в этом играет вертикальная прозрачность принимаемых топ-командой решений, соучастное проектирование стратегий с сотрудниками и трансляция текущих приоритетов. 

Это делает развитие горизонтальной взаимоподдержки в коллективе одним из наиболее эффективных инструментов для сохранения благополучия команды. 

Расскажем о некоторых хорошо известных, но не теряющих актуальность аспектах:

  • Поощрение помощи друг другу. Коллеги должны чувствовать, что могут рассчитывать на помощь команды в решении профессиональных и личных трудностей. Это создает чувство локтя и психологической защищенности. Поддерживайте культуру наставничества, создавая условия для того, чтобы опытные коллеги помогали новичкам адаптироваться в компании и делились знаниями, укрепляя культуру заботы.
  • Организация совместного отдыха для укрепления социальных связей в коллективе. Корпоративные праздники, тимбилдинги, спортивные мероприятия сближают – люди лучше узнают друг друга и обнаруживают скрытый творческий потенциал команды, применение которого будет уместным и в рабочих моментах.
  • Обучение сотрудников эмпатии и эмоциональному интеллекту. Тренинги помогут понимать друг друга и сопереживать, что повысит уровень взаимной поддержки. Чем мы лучше чувствуем людей, тем проще находим решение проблем. Чем выше эмоциональный интеллект, тем выше включенность в процессы и лояльность к организации. Игровые методики отлично помогают тренировать и развивать эти навыки.
  • Создание условий для открытого и безопасного выражения чувств и мыслей в коллективе. Регулярные собрания для обратной связи, каналы для анонимных обращений к руководству. Обратная связь – это искусство, освоить которое требуется каждому управленцу. 100% сотрудников должны ощущать возможность спокойного разговора с вами на любую тему.
  • Поощрение внимательного и заботливого отношения не только друг к другу, но и к другим людям. Благотворительность, помощь, доброта, поддержка должны выходить за пределы команды и направляться во внешнюю среду, меняя мир вокруг к лучшему – это принесет плоды в виде понимания, для чего большего функционирует бизнес.

Такая атмосфера психологической безопасности и взаимопомощи на основе горизонтальных и вертикальных связей между членами коллектива приведет к сохранению ментального здоровья каждого сотрудника. Это весомая составляющая корпоративной культуры современной компании, заботящейся о благополучии персонала.

Отметим, что эти безусловно полезные вещи не будут работать, если они внедряются формально, а в коллективе нет базовой культуры доверия. Но доверие невозможно внедрить или же накачать на тренинге как навык – это ценность, которую можно только создать! Достигается это через трансляцию личной атмосферы ключевых фигур и регулярную практику методов, позволяющих тонко затронуть скрытые эмоциональные слои, среди которых, с нашей точки зрения, стоит отметить методы игрового моделирования, в безопасной атмосфере проявляющие и разрешающие внутренние напряжения в коллективе в режиме реального времени.

Организация рабочего пространства и режима труда для минимизации стресса

Человек проводит на рабочем месте больше половины времени бодрствования, поэтому оформление кабинетов и других офисных пространств, а также режим работы значительно влияют на продуктивность. Далее расскажем о моментах, которые стоит учитывать при оформлении рабочего пространства. 

Некоторые из них настолько известны, что уже стали прописными истинами. Но не торопитесь проходить мимо! То, о чем пойдет речь, напрямую и непосредственно влияет на ментальное здоровье:

  • Эргономика – стулья и кресла, стоит подбирать с учетом антропометрии. Первый и главный критерий – удобство и, кстати, часто дешевые решения действуют как бомба замедленного действия, поэтому экономить на мебели не стоит. Эти и другие детали создают комфортную среду, снижающую раздражение и усиливающую вовлеченность. Например, направленное освещение достаточной интенсивности снижает стресс, а правильное расположение монитора компьютера – повышает включенность.
  • Цветовое оформление офиса также создает правильную среду – не стоит красить стены в серый, белый или бежевый, как это было принято раннее. Согласно исследованиям, спокойные тона с преобладанием оттенков зеленого и голубого повышают работоспособность. Добавим также, что человеческий глаз не терпит однообразия, поэтому для зон отдыха лучше использовать яркие цвета, например, насыщать периферийное зрение радостными тонами в коридорах или кофе пойнтах. 
  • Элементы живой природы. Фитодизайн, аквариумы, музыка природы также способствуют расслаблению. Используйте их для оформления пространств, которые будут использоваться в качестве зоны ожидания для клиентов и гостей, а также для внутренней смены ритма. Иногда сотруднику требуется обдумать задачу в тишине, а руководителю – переключиться между переговорами. Свободные зоны не приносят прибыль компании напрямую, но усиливают включенность и сосредоточенность сотрудников в долгосрочной перспективе.
  • Зоны для релаксации и неформального общения в офисе, комнаты психологической разгрузки, лаунж-зоны. Еще одна значимая зона – зона случайных встреч и бесед. Не разделяйте столовые по отделам. Сделайте общие пространства, где люди будут встречаться и говорить в неофициальной обстановке. Периодически назначайте «планерки на ногах» в этих пространствах. Играйте с форматами.
  • Рациональная регламентация рабочего дня. Четкое расписание с перерывами, баланс между коллективным и индивидуальным трудом. Невозможно задать идеальный график для всей компании – один начинает работу рано утром, другому – комфортно приезжать в офис один раз в неделю, а остальное время быть в удаленном формате и т.п. Будьте рациональны и соблюдайте договоренности – если выстроили график для подчиненных, постарайтесь обойтись без дальнейших интервенций в это расписание.
  • Введение ритуалов для хорошего настроя. Например, совместные утренние планерки с чаем и печеньками, динамические паузы, финальный обход офиса перед уходом. Культура формируется через привычки и традиции. Чем больше позитивных традиций в коллективе, тем сильнее культура благополучия. В пространстве также могут появиться стены для обратной связи или совместные творческие проекты. 
  • Гибкий график и удаленка. Возможность варьировать начало и конец дня при работе из дома важны для оптимального баланса. Продумайте пространство для проведения видеоконференций, как личных, так и общих.
  • Культура питания – оборудование комнаты для приема пищи, предоставление качественного питания или компенсация затрат. Как это ни странно, но то, что едят сотрудники, напрямую влияет на состояние их внутреннего мира. Постарайтесь уравнять в правах на вкусную, полезную и эстетичную еду и топ-менеджмент, и линейный персонал. Это отлично создает горизонтальное взаимопонимание и доверие, а также снизит стресс. 

Организуя рабочее пространство, учитывайте потребности сотрудников и создавайте комфортные условия для продуктивности и выполнения задач без ущерба для эмоционального состояния. Это актуально и для лидеров, испытывающих повышенные стрессовые нагрузки, так как спокойная атмосфера вокруг будет сама по себе снижать давление.

Преодоление кризисных ситуаций, восстановление после стресса

Несмотря на профилактические меры, руководитель периодически сталкивается с острыми стрессовыми ситуациями. К ним относятся конфликты в коллективе, резкое падение продаж, увольнение ключевых сотрудников и т.д.

В такие периоды предлагается следовать нескольким рекомендациям:

  1. Сохранять спокойствие и анализировать ситуацию взвешенно, без поспешных решений.
  2. Не замыкаться в себе, а обсуждать проблему с командой, прислушиваясь к мнениям.
  3. Искать варианты конструктивного решения, а не зацикливаться на негативных эмоциях.
  4. Стараться поддерживать моральный дух и оптимизм в коллективе.
  5. Больше времени уделять отдыху и самопомощи.
  6. Обращаться за помощью к менторам, психологам, коучам.

После разрешения кризисной ситуации восстанавливайте силы и эмоциональное равновесие с помощью техник релаксации, отдыха, общения с верными людьми.

Не игнорируйте тревожные звоночки организма, помните, что здоровье и благополучие – залог долгосрочного успеха.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все