Блог
04.10.2023

Экологичные коммуникации в команде – как лидеру создать здоровый коллектив

Стоит признать, что в нездоровой среде не собрать щедрый урожай: сотрудников, готовых на 100% отдаваться целям бизнеса; результатов, которые приведут к успеху; прорывных идей и решений. Экологичные же коммуникации в команде открывают доступ к четким и понятным правилам игры – взаимоуважению, доброжелательности и открытости. В такой коллектив хочется возвращаться, а выполнение трудовых обязанностей не становится механической деятельностью, которая не приносит ни удовлетворения, ни удовольствия. О том, что зачем и как лидерам работать над построением экологичных коммуникаций в команде, читайте в новой статье Академии социальных технологий.

Зачем лидеру выстраивать экологичные коммуникации в команде 

Гениальные лидеры не просто управляют командой, а делают так, чтобы сотрудники сохраняли мотивацию и вовлеченность, вдохновлялись работой. Игнорирование этих потребностей команды приводит к потере производительности и расставаниям с самыми ценными из сотрудников. Поэтому важнейшим аспектом лидерства становится налаживание экологичной коммуникации и взаимоотношений как по вертикали – в отношении членов команды, так и по горизонтали – на линейном уровне между сотрудниками. Приоритизация вопроса построения прочных и здоровых связей в команде поспособствует и благополучию коллектива, и процветанию бизнеса. Сегодня уже нельзя на 100% сосредотачиваться только на результатах – с изменением бизнес-ландшафта внимания требуют и те стороны деловых взаимоотношений, которые остаются в тени презентаций новых продуктов и годовых отчетов инвесторам. Сильный лидер нового времени знает и чувствует свою команду, а также готов вкладывать время и силы в выстраивание экологичных взаимоотношений в команде.

Здоровая рабочая атмосфера, лишенная токсичности, позитивно сказывается не только на внутреннем состоянии человека, повышая его уровень счастья и удовлетворенности выполняемой работы, но и определяет вовлеченность, с которой он будет вкладываться в общее дело. Гармоничные и доверительные отношения, царящие в таких коллективах, – это прочный фундамент, помогающий бизнесу добиваться отличных результатов. Однако не все помнят, что бизнес – это не только деловая среда, но и социальное пространство, которое требует уважения, добропорядочности и искреннего внимания к потребностям другого.

Уровни экологичной коммуникации в команде 

Влияние здоровой коммуникации между коллегами велико на все бизнес-процессы компании! Оно не ограничивается только взаимодействием на уровне руководитель – подчиненный. Уважение к друг другу создает невероятную энергетику рабочего места, когда сотрудники чувствуют себя счастливыми, отправляясь на работу, или с нетерпением ожидают встречи с коллегами после долгого отпуска.

Этот командный микроклимат чувствуют партнеры и клиенты компании – в деловом взаимодействии с ними сотрудники транслируют, чем живет коллектив, держатся неизменно профессионально и конструктивно. Такая среда позитивно сказывается на имидже компании, говоря о том, что экологичная коммуникация в команде свидетельствует об экологичном отношении ко всему происходящему во внешнем контуре.

Что характеризует экологичную коммуникацию в команде 

Экологичный коллектив – это команда, способная решать рабочие задачи в здоровой и дружелюбной атмосфере. Сотрудники таких коллективов относятся с уважением к потребностям и особенностям коллег, готовы прийти на выручку и слаженно трудиться плечом к плечу. Расскажем о ценностях таких команд:

  1. Доверие – значимая характеристика здоровья команды, которая определяет целый ряд показателей групповой эффективности – от способности руководителя делегировать задачи подчиненным и давать право на инициативу, до слаженности взаимодействия сотрудников между собой. Доверие – не настройка по умолчанию, а ценность, которую предстоит нарабатывать и регулярно поддерживать. Усилия эти окупятся сполна, ведь ничто так не влияет на вовлеченность и благополучие сотрудников, как возможность довериться и коллеге, и непосредственному руководителю.
  2. Эмпатия – чуткие лидеры способны видеть и понимать эмоции сотрудников, корректируя с их учетом свои действия и линию поведения. Эта чуткость и способность воспринимать невысказанное определяет то, насколько экологичной будет коммуникация в команде.
  3. Уважение – руководители старой формации часто забывают об этой категории, выдерживая линию авторитарного управления. Экологичные же коллективы отличает обстановка, где каждый способен высказаться, выступить с идеей или предложением рационализаторского решения. И не только высказаться! Каждая мысль имеет право быть услышанной, а каждая инициатива – рассмотренной.
  4. Конструктивная критика коллег – обратная связь, основанная на фактах и конкретных наблюдениях, а не эмоциях и опасениях, оздоравливает экологию команды. Здесь потребуется освоить, как экологично указывать на ошибки, не уничтожая уверенность сотрудников, и побуждая их стремиться к самосовершенствованию.

Как построить экологичную коммуникацию в команде 

Экологичную коммуникацию не стоит путать с дружбой и панибратством. Речь идет о взаимоуважении и доброжелательности – здоровой среде, в которой есть место идеям и инициативам, где сотрудники болеют за дело и воспринимают результаты компании, как собственные достижения. Созданию такой атмосферы в коллективе поспособствуют следующие управленческие привычки:

  1. Познакомьтесь с сотрудниками. Узнайте, чем живут коллеги, когда выходят за пределы офиса. Неформальные беседы помогут растопить лед отношений «начальник-подчиненный» и приведут к взаимопониманию. И здесь мы призываем находить время на неформальное общение с коллегами и подчиненными! Конечно, легко застрять в повседневной рутине и пренебречь отношениями, поэтому возьмите за правило периодически общаться по интересам, не связанным с профессиональной деятельностью – за чашечкой кофе или во время прогулки после работы. На удаленные команды это правило также распространяется – попробуйте практиковать периодические встречи, на которых можно обсудить жизненные ситуации, поделиться личным опытом или поиграть в онлайн-игры.
  2. Слушайте с интересом. Старайтесь проводить совещания и групповые встречи таким образом, чтобы каждый смог высказаться и был услышанным. Это послужит созданию здоровой рабочей среды, повысит количество идей и предложений, которые могут принести бизнесу конкретные результаты.
  3. Работайте над развитием эмоционального интеллекта. Способность воспринимать чувства других, даже те, что не выражаются вербальными средствами коммуникации – весомый элемент экологичной коммуникации в команде. Старайтесь понять и предвосхитить переживания, с которыми могут столкнуться сотрудники, и гибко реагируйте на них.
  4. Демонстрируйте признательность. Искренняя и заслуженная похвала – отличный мотиватор, который не только повышает производительность, но и вызывает положительные эмоции. Признание работает как инструмент развития сотрудника, который начинает осознавать свои сильные стороны, а также получает подкрепление для продолжения совершенствования и в других областях.
  5. Установите четкие границы. Соблюдайте двусторонний баланс между здоровыми рабочими отношениями и панибратством. Приверженность принципам экологичной коммуникации в командах требует особого внимания к личным границам, а также понимания того, что они есть не только у руководителя, но и подчиненных. 
  6. Избегайте сплетен. Разговоры за спиной действуют губительно, поэтому сторонитесь участия в распространении слухов и стимулируйте коллег перестать на тратить на такую болтовню время. Показывайте личный пример: при возникновении вопросов к кому-либо, говорите напрямую и делайте это открыто.

Первая помощь на случай ухудшения экологии в команде 

Команда – живой организм, на состояние которого влияют и внешние обстоятельства, и внутренние изменения. Например, даже выход на работу нового сотрудника способен изменить соотношение сил в коллективе и разрушить привычные устоявшиеся роли. Поэтому, как правило, пополнение команды требует от руководителя перестройки и ресинхронизации. В такие периоды старайтесь уделять сотрудникам равнозначный объем внимания, не поднимая на пьедестал «новобранца», каким бы перспективным и талантливым он ни был. Вы и ваши люди – ваша команда – прошли вместе большой путь, имеете историю совместных побед и поражений, поэтому правильной стратегией здесь будет сконцентрироваться на адаптации нового сотрудника и направлении усилий на то, чтобы он как можно быстрее стал полноценным членом команды. И здесь, опять же, потребуется личный пример – отношение руководителя к новичку повлияет на то, как его воспринимают остальные.

Другая угроза экологичных отношений в команде – конфликты, особенно в неявной, скрытой форме. Конечно, управление конфликтами и разногласиями отдельная дисциплина, которую стоит включать в планы развития сотрудников. Тем не менее, в командах, где практикуется конструктивное общение – сотрудники готовы высказывать собственную точку зрения, слушать и стараться понимать мнение другого, конфликты не несут разрушающей силы.

От руководителя здесь потребуется внимание не только к результатам работы подчиненных, но и к тому, в каком состоянии находятся его отношения с окружающими. При столкновении с сигналами, которые говорят о напряжении, той или иной форме неприязни, возникшей на фоне личных или профессиональных вопросов, старайтесь играть роль и медиатора, и фасилитатора одновременно. Задача здесь – нормализовать общение, создать среду, в которой стороны будут способны договориться и найти точки соприкосновения. Конечно, в конфликтах между подчиненными часто возникает болезненный вопрос амбиций – устремления одного сотрудника способны привести к дисбалансу сил. Руководителю здесь требуется возвращать сотрудников к общим целям и видению, достигнуть которых поможет только посильное участие каждого, готовность компенсировать сильные и слабые стороны коллеги, обеспечивая оптимальную результативность на пути к цели.

Экологичная коммуникация в команде и роль лидера 

Лидер задает тон работы команды, сознательно и бессознательно влияя на то, какая погода будет стоять в этом «доме». Поэтому руководителю так важно осваивать техники саморегуляции и работать над повышением самосознания. Суровая правда, но руководители часто испытывают сложности в налаживании хороших и прочных рабочих отношений с подчиненными. Виной тому и неудовлетворенность показателями работы, а также сроками исполнения задач, и субъективное отношение. Добавим также, что это субъективное отношение иногда скатывается до уровня открытой неприязни. И в итоге в коллективе появляется собственный мальчик для битья – сотрудник, неизменно выполняющий задачи с низкими приоритетом и значением для бизнеса, регулярно становящийся объектом насмешек и подтрунивания окружающих. Допускать такого развития событий ни в коем случае нельзя. И остановить это может только чуткое внимание руководителя, искреннее желание раскрыть потенциал сотрудника и помочь ему найти собственный источник уверенности и силы.

Столкнувшись с потерей экологичной коммуникации в команде, анализируйте, что могло бы испортить отношения. В такие периоды фокусируйтесь на коллективе, работая на возвращение благоприятной среды.

Лидерство – не легкая работа, которая требует не только высокой компетенции в части профессиональных навыков, но и умения создавать атмосферу, в которой людям захочется работать и проявлять себя лучшим образом. Будьте честны с собой! Желание поддерживать здоровые деловые взаимоотношения определяют то, как и какие задачи вы ставите, как относитесь к результатам работы, насколько включаетесь в жизнь коллектива. Достигнуть результата – половина дела. Важно, в каком состоянии команда придет к вершине успеха и будут ли сотрудники после такого восхождения готовы двигаться дальше. И здесь экологичная коммуникация творит чудеса, оздоравливая коллектив и даря ему творческую энергию.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все