Блог
15.08.2023

Мозговой штурм – пример совместной работы, рождающей инновации

За успешными компаниями стоят идеи. Однако, вопреки распространенному мнению, блестящие идеи приносят не музы – рождаются они в синергии сотрудников, заинтересованных в светлом будущем бизнеса. Совместная мыследеятельность сотрудников не только благоприятствует творческой среде на рабочем месте, но и располагает практическими преимуществами – участие коллектива в поиске и оформлении идей гарантирует их вовлеченность в дальнейшую работу. Продуктивно организовать такую коллективную работу помогает фасилитация и, в частности, технология мозговых штурмов, о которой и пойдет речь в этой статье.

Что такое мозговые штурмы 

Мозговой штурм или брейншторминг – техника творческого мышления для поиска новых идей и решения проблем, которая появилась в 1930-х годах с подачи бизнесмена, писателя и журналиста Алекса Фейкни Осборна. Смысл мозгового штурма заключается в определении как можно большего количества идей, а также дальнейшем определении их перспективности. Процесс выстроен таким образом, чтобы стимулировать вовлечение членов команды в поиск нетривиальных путей ответа на стоящие вызовы. Допускаются нестандартные, нетрадиционные и даже непрактичные идеи. Поэтому участникам предоставляется право свободно высказывать мысли, что достигается за счет создания открытой и безопасной среды, в которой нет места осуждению и критике.

В ходе обсуждений фиксируются новые идеи, даже самые нетривиальные. Широко известна групповая форма такой работы, предполагающая вовлечение нескольких членов коллектива, однако, брейнстормингом занимаются и самостоятельно. Выглядит это следующим образом: на протяжении фиксированного времени человек выписывает идеи, которые приходят на ум в контексте рассматриваемой задачи, а затем выбирает предпочтительные. Высочайший уровень сосредоточения на проблеме помогает изучить ситуацию с разных сторон и найти соответствующее ситуации решение.

Преимущества мозговых штурмов 

Вне зависимости от варианта и вида мозгового штурма их проведение позитивно сказывается на атмосфере, царящей в коллективе. Так, например, стоит ожидать следующих побочных эффектов:

  1. Поощрение творчества – на мозговых штурмах создается специальная безопасная среда, помогающая участникам смело высказывать мнения. И хорошие, и плохие идеи имеют право быть озвученными и рассмотренными, что формирует благоприятную для инноваций культуру, где ошибка не носит фатального характера. В итоге сотрудники с большей вероятностью перестают пугаться творческого подхода и охотнее прибегают к креативу для решения каждодневных профессиональных вызовов. Кроме того, мозговые штурмы воспитывают в сотрудниках смелость высказывать собственные точки зрения, даже непохожие на общепринятые аксиомы.
  2. Укрепление команды и усиление сотрудничества – на сессиях сотрудники знакомятся с тем, как мыслят коллеги, узнают сильные и слабые стороны друг друга. С этим пониманием формируется сильный командный дух.
  3. Оперативность сбора идей – мозговые штурмы побуждают сотрудников выдвигать множество идей за относительно короткий период времени, а анализ предложений позволяет найти идеальное решение в кратчайшие сроки. В итоге и вне пространства мозговых штурмов люди перестают воспринимать профессиональные вызовы в качестве проблемы, активно включаясь в даже сложные производственные процессы.

Техники проведения брейншторминга 

Задумываясь о том, как подготовиться к мозговому штурму, определите цель, для работы над которой планируется собрать коллектив. Немаловажен для продуктивной работы и выбор техники проведения сессии, которых за годы существования метода появилось невероятное множество. Расскажем о наиболее распространенных из них:

  1. Классический вариант – фасилитатор озвучивает вопрос или очерчивает проблему, далее в течение короткого времени участникам предлагается обдумать возможные варианты, после этого – быстро озвучить пришедшие на ум идеи. На этом этапе участники не дают оценок сказанному, а только произносят предположение.
  2. Циклический вариант – участникам, рассаженным в круг, выдается карточка, на которой требуется написать идею и передать лист соседу, который делает то же самое. Этот подход помогает высказаться каждому, снять страхи с тех участников, для кого выступления на публике вызывают стресс.
  3. Путь от обратного – участникам предлагается высказать сомнения относительно поставленной темы, которые могут сработать в качестве препятствий. Эта техника используется, когда речь идет о запуске нового проекта или продукта. «Пессимистичные» и категоричные мысли помогут доработать финальное предложение, предоставив заказчикам и клиентам максимально соответствующий их потребностям продукт.
  4. Примерка ролей – здесь участники примеряют роль известной личности или представителей разных аудиторий, задавая себе вопрос, как тот или иной человек поступил бы в сложившейся ситуации.

 

Определяя метод мозгового штурма, согласно которому будет организовано групповое обсуждение, оцените, насколько он соответствует жизненному циклу рассматриваемого вопроса. Некоторые из вариантов предполагают стимуляцию творческого мышления, а другие – оценку или глубокую проработку предложенных идей. Кроме того, формат проведения брейншторминга должен учитывать культуру групповых обсуждений, принятую в компании. Например, излишне вольные и свободные варианты обсуждений вряд ли будут восприняты коллективом, в котором до того высказывание собственного мнения не поощрялось.
.

Наконец, выбирайте тот вариант мозгового штурма, который поможет увлечь участников и вызовет интерес, помня о том, что работа приведет к результату, только если на 100% захватит коллег.

Правила мозговых штурмов 

Помимо этого, стоит соблюдать технологию проведения брейншторминга, которая предполагает следование следующим правилам:

  1. Определите фасилитатора, который будет развивать обсуждение, удерживая его в пределах заданной темы. Если в компании нет сотрудников, которые владеют фасилитационными техниками, стоит обратиться к профессиональным экспертам, которые помогут подобрать подходящий формат сессии и привести команду к результату.
  2. Озвучьте цель и «правила игры» – погрузите участников в контекст, для которого релевантна рассматриваемая задача, и обеспечьте понимание, зачем и для чего организуется обсуждение. Желательно, чтобы участники разделяли цель и понимали необходимость работы над этим вопросом. Иными словами, организовывайте мозговые штурмы только, когда это необходимо – и это правило №1 для захвата внимания команды и обеспечения вовлеченности участников. Кроме того, в начале сессии объясните технику проведения – так, чтобы участникам было понятно, как и по каким принципам будет организована работа.
  3. Придерживайтесь первоначальной цели – да, мозговый штурм предполагает свободный обмен идеями и, конечно, царящая на сессиях атмосфера творчества иногда рассеивает внимание от поставленной цели. Поэтому во время совместной работы стоит удерживать курс обсуждения, напоминая о предмете встречи – только такой подход поможет организовать работу продуктивно.
  4. Установите продолжительность сессии – понимание хронометража встречи позволит участникам сконцентрироваться на работе, быстрее и увереннее предлагать идеи.
  5. Фиксируйте все озвученные идеи – смысл встречи собрать как можно большее количество предложений, для этого используйте доски, стикеры, листы бумаги – подойдут любые подходящие команде инструменты. После сбора возможных вариантов, как правило, встает вопрос, как отбирать идеи. И здесь предстоит вовлечь участников в обсуждение, которое поможет прийти к целостному решению. Кроме того, для определения предпочтительной идеи также использует механизм голосования.

Как только выбрана окончательная идея, совместно с командой составьте план действий по ее претворению в жизнь, определите сферы ответственности сотрудников и назначьте сроки исполнения тех или иных проектов и поручений. Так коллектив получает понятные и осязаемые шаги, исполнение которых покажет жизнеспособность предложенной идеи.

Советы по проведению продуктивных мозговых штурмов 

Расскажем о некоторых из секретов, которые помогут сделать сессии действительно полезными для бизнеса.

  • Убедитесь, что идеи каждого услышаны – не каждому комфортно свободно высказываться в группах и предлагать решения. Часто это происходит по причине страха осуждения и критики. Да, на мозговых штурмах царит атмосфера безопасности, но привычка «помалкаливать» у многих слишком крепка. Постройте сессию в формате беседы, что сработает, как средство, снимающее зажимы и стеснительность. Поддерживайте равноправие, предоставляя каждому одинаковые возможности для того, чтобы высказаться и быть услышанным.
  • Забудьте о принципе количество не равно качество! Для мозговых штурмов приоритетная цель – количество идей, поэтому сосредоточьтесь на том, чтобы вынести как можно большее количество предложений. Стимулируйте участников к мыслительному процессу, объясняя, что любая реплика и разворот мысли могут оказаться ценными для фиксации итогового решения.
  • Не критикуйте и помните о золотом правиле мозговых штурмов – плохих идей нет. Лучший способ создать на сессии атмосферу, способствующую творчеству, быть непринужденным, поэтому щедро транслируйте это состояние собравшимся.

Не менее важно собрать подходящую команду для проведения мозгового штурма. Оптимальное количество участников – 6-12 человек – людей, действительно заинтересованных в обсуждении и решении вопроса. При этом рекомендуется набирать в команду сотрудников, занимающих разные ступени корпоративной лестницы, так удастся собрать комплексное представление о рассматриваемой теме.

Проводите мозговые штурмы как в очном формате, так и онлайн, с применением большого количества реквизита или визуальных средств, когда требуется – ограничивайтесь лишь общением и обменом мыслями. Главное – увлеченность поиском отличных идей, которые помогут расти и бизнесу, и команде.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все