Блог
30.01.2024

Ключевые практики менторства: поддержка наставников и профессиональное развитие персонала

Менторство – это сильный инструмент для развития сотрудников – и для тех, кто выступает в роли менторов, и тех, кому требуется участие наставника. Этот подход укрепляет вовлеченность персонала, помогает развивать лидерские качества и управленческие компетенции (у тех, кто играет роль менторов), а также строить результативные команды, сотрудники которых располагают необходимым для успешной работы опытом и знаниями. Читайте в новой статье Академии социальных технологий о том, какова роль наставников в профессиональном развитии коллектива.

Определение менторства: что такое менторство и как оно влияет на карьерное развитие сотрудников

Ментор – это более опытный и знающий наставник, который предоставляет поддержку, рекомендации и советы менее опытным сотрудникам, поддерживая их профессиональное развитие и карьерный рост.

Наставник в этом взаимодействии делится опытом, знаниями, контактами и другими ресурсами, которые требуются подопечному в процессе работы. Он также предоставляет не только практические инструменты, но и вдохновляет, поддерживает и мотивирует на движение.

Цель этой помощи – сопровождение подопечного на пути к обозначенным целям и результатам, при этом наставник не берет на себя часть обязанностей, полномочий или ответственности, а делает так, чтобы подопечный самостоятельно продвигался по этому пути, получая требующиеся для успеха консультации.

Сессии по менторству происходят в атмосфере безопасности и взаимного уважения. В противном случае обе стороны не будут способны открыто общаться, делить опасениями и страхами, не боясь при этом осуждения или насмешек.

Расскажем о типах наставников, которые оказываются полезными для развития сотрудников:

  • Карьерные наставники – консультанты, предлагающие помощь, когда подопечному требуется карьерный рост или возникает необходимость смены места работы, отрасли или профессии. В роли карьерных наставников выступают как приглашенные консультанты, так и сотрудники организации, занимающие более высокие должности или работающие в головной организации.
  • Линейные наставники – менторы, которые занимают аналогичную подопечному должность, но превосходят его в опыте и знаниях. Такое менторство помогает «новичкам» быстрее адаптироваться на новом месте работы, подтянуть профессиональные навыки для успешного выполнения задач.
  • Преимущества менторства: как поддержка наставника влияет на профессиональные достижения сотрудников

Менторство поощряет профессиональное или личное развитие человека, способствуя его продвижению на этом пути и сосредоточению усилий на достижении поставленных целей. Этим преимуществом и пользуются компании, вкладываясь в создание институтов и программ наставничества в коллективе. Дело в том, знания, которые передают наставники подчиненным, помогают в взращивании производительного персонала. Но и не только! Известно, что заинтересованность работодателя в развитии сотрудников и поощрение в обретении новых знаний, влияют на вовлеченность и приверженность персонала компании, что только увеличивает профессиональную отдачу.

Расскажем о некоторых из преимуществ, которые получают компании, развивающие инструмент менторства:

  • Укрепление командного духа за счет обмена знаниями и опытом.
  • Снижение количества ошибок среди новичков.
  • Ускорение процесса адаптации.
  • Развитие лидерских качеств и совершенствование управленческих навыков – для менторов, развитие навыков и компетенций на практике – для подопечных.
  • Установление культуры преемственности, а также передача знаний и опыта.

Функции наставника: основные роли и обязанности, которые выполняют наставники в процессе менторства

В задачи наставника входит не только выслушивание подопечного и предоставление советов, но и реализация ряда специфических стратегий, которые определят успех совместной работы. Среди них, например: поддержание структуры обсуждений и их соответствия целям менторства; укрепление доверия; озвучивание вопросов, которые помогают представить ситуацию в ином свете; предоставление обратной связи.

Кроме того, наставнику предстоит побуждать подопечного завершать встречу коротким пересказом, содержащим основные выводы из беседы, а также план действий, который сформировался по итогам обсуждений. Подотчетность в этом процессе заключается в начале каждой сессии с выступления подопечного, содержащего своеобразный отчет о предпринятых мероприятиях и прогрессе. Соблюдение этих правил определяет эффективность взаимодействия, в противном случае встречи рискуют обернуться пустыми обсуждениями, которые не приводят к реальным изменениям.

Вместе с тем менторство предполагает наличие у наставника понимания того, как устроено обучение и усвоение знаний у взрослых. В частности, взрослым, чтобы освоить материал требуется сразу же опробовать его на практике, а значит, советы и лайфхаки, которые ментор будет предлагать подопечному должны быть применимы в его ситуации.

Скажем также и о другой важной роли наставника – соблюдение конфиденциальности. В процессе работы часто будут обсуждаться моменты, в которых стороны испытывали неловкость, беспокойства, страхи, совершали ошибки и были недовольны собой. Погружение в такие моменты, хотя и доставляет болезненные эмоции, но работает на развитие, поэтому в задачи ментора будет входить создание подходящей атмосферы, в которой легко и безопасно раскрыться и поднять сложные темы.

Ключевые практики менторства: как стать хорошим ментором

Блистательных менторов отличает ряд специфических характеристик, среди которых, например: опыт в той предметной области, которую требуется прокачать подопечному; способность достигать собственных профессиональных и жизненных целей; авторитет и уважение среди коллег; непрерывное обучение и развитие.

Помимо развития личностных качеств, чтобы стать хорошим ментором, вводите в повседневную практику работы с подопечными следующие стратегии:

  1. Уделите время знакомству и общению с подопечным. Для старта взаимодействия рекомендуется познакомиться с новичком, узнать и о предшествующем профессиональном пути, и о личных интересах. На такой встрече будет уместным рассказать о собственном пути в компании и профессии, поделиться воспоминаниями из прошлого, которые показывали бы ваши личные подходы по достижению целей и преодолению сложностей. Кроме того, поинтересуйтесь, какие карьерные цели ставит перед собой подопечный, какие потребности и желания по развитию у него уже есть, а также с какими сложностями приходится сталкиваться.
  2. Установите правила. Задайте совместной работе структуру и ритм, обговорив следующие вопросы: частоту встреч – фиксированный график или общение по потребности; допустимость общения между встречами – например, посредством мессенджеров или электронной почты; достижения и показатели, которые будут свидетельствовать о результативности менторства.
  3. Дайте свободу подопечному. Задача ментора – картировать местность, рассказать о возможных скрытых угрозах и представить разнообразные варианты решения задачи, исходя из собственного опыта. Однако это общение не предполагает того, что наставник настаивает на методе или технологии, с помощью которой будет решен тот или иной вопрос. Напротив, ментор побуждает делать выбор самостоятельно и приобретать уверенность, принимая решения.
  4. Делитесь обратной связью. Менторство не обходится без обратной связи, в том числе и конструктивной критики, которая способствует профессиональному развитию подопечного и дает информацию о распространенных и, вместе с тем, иногда ошибочных стратегиях поведения.

И, конечно, навык №1, отличающий хорошего ментора, умение общаться и слушать. Повторимся, но наставник не решает проблем подопечного, а помогает найти правильные решения этих проблем. В этой связи, раздумывая выступить с очередной репликой, спросите себя: «Почему я считаю важным произнести это?», «Что я пытаюсь донести этой репликой», «Новая ли это информация для разговора, добавляет ли она ценности обсуждению?». Речью обязанности наставника не ограничиваются – слушание также играет не последнюю роль, причем не только прикладного инструмента, помогающего познакомиться подробнее с ситуацией подчиненного, но и как психологическое средство. Часто достаточно проговорить с кем-то план действий и обстоятельства нового проекта или задачи, чтобы обрести уверенность и начать двигаться вперед. При этом не ограничивайтесь пассивной позицией – увидев, что человек не справляется с самостоятельным поиском ответа, предложите провести мозговой штурм или воспользоваться другими техниками анализа ситуации.

Добавим также, что хорошие менторы становятся образцом для подражания для подопечных, наличие руководящей должности, социальный статус, навыки, знания и опыт – все это работает в качестве примера. Но и не только! Обращайте внимание на то, как разговариваете с коллегами и подчиненными, ведете деловую переписку, отзываетесь о работе в компании – все это демонстрирует подопечному правильные нормы поведения в коллективе.

Наконец, отличительная черта менторства – взаимное доверие, которое помогает участникам этого процесса быть откровенными и не бояться уязвимости. Для ментора это означает способность открыто делиться собственными ошибками, имевшими место в прошлом. Кроме того, трансляция подобных примеров покажет подопечному, что работает, а что – нет, и поможет освоить навык решения проблем.

Роль постановки целей и предоставления обратной связи в процессе менторства

Успешное менторство начинается с намерения – постановки целей, что представляется общей задачей ментора и подопечного. Конечно, статус и задачи сторон будут отличаться, но совместная работа над определением целей поможет синхронизироваться и определить обоюдные ожидания. На этом этапе также удастся оценить, насколько ментор будет полезным подопечному.

Рекомендуем использовать SMART-подход на этапе целеполагания, предполагающий, что цели должны быть: конкретные, измеримые, достижимые, значимые и ограниченные по времени.

Добавим, что в некоторых случаях предстоит составить программу действий, в рамках которой ментор будет ставить задачи подопечному, контролировать исполнение, предоставлять советы и консультации, а также отслеживать прогресс.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все