Блог
27.09.2023

Роль лидера в кризис – как спасти бизнес в сложные времена

Сила лидерства проверяется не в стабильные времена, когда бизнес уверенно идет в гору, а компания покоряет все новые и новые вершины успеха. Способность уверенно достигать целей и вести за собой команду проходит проверку в сложные времена, когда внешние обстоятельства усиливают значение роли лидера в кризис. В этой статье Академия социальных технологий расскажет о принципах лидерства для сложных времен, а также о том, как лидер способен уменьшить риски турбулентных ситуаций для бизнеса.  

В чем заключается роль лидера в кризис 

Последние три года показали, насколько важно лидерам владеть навыками антикризисного управления. Первый сигнал подала пандемия Covid-19, обострившая и проблемы логистики, и показавшая необходимость организации работы с командами на совсем другом уровне. Если три года тому назад перед руководителями стояла задача сделать удаленную работу эффективной и найти пути развития в условиях резкого изменения ландшафта окружающей среды, вызванной продолжительными локдаунами и эпидемиологическими ограничениями, то, начиная с 2022 года предпринимателям и лидерам пришлось приспосабливаться к другим правилам игры – еще более нестабильным и турбулентным, а также регулярным потрясениям макроэкономической обстановки.

Сложность заключается в том, что не каждое негативное развитие событий можно просчитать, что усложняет роль лидера в кризис.

Расскажем о секретах сильного антикризисного лидерства, которые уменьшат риски для компании при наступлении критической ситуации.

  1. Планирование программы действий для кризисных ситуаций. Вопрос не в том, произойдет ли кризис, а в том, когда это случится. Поэтому каждый лидер без исключения должен иметь антикризисную стратегию, регулярно обновляя ее положения. В задачи лидера здесь входит составление возможных сценариев, определение антикризисной команды, закрепление ролей и ответственности за сотрудниками. Конечно, стоит понимать, что вряд ли удастся просчитать специфику кризиса на 100%, но регулярная предупреждающая антикризисная работа поможет командам действовать быстрее и организованнее в нештатных ситуациях.
  2. Сильная культура доверия и повышение информационной открытости. Роль лидера в кризис заключается также в приверженности этике открытости и честности. Это и повысит продуктивность команды, и поможет избежать больших проблем. Дело в том, что сотрудники, доверяющие руководителю, как правило, отличаются большей вовлеченностью и устойчивостью. Конечно, это требует от лидера способности открыто делиться имеющейся у него информацией, какой бы тяжелой она ни была. Честность также спасет от последствий, которые неминуемо наступят, если информация, которая держалась в секрете, станет общедоступной. Здесь же стоит сказать об оперативном управлении коммуникацией, которая способна предотвратить случаи дезинформации, и уберечь членов команды от непоправимых ошибок.
  3. Вовлеченные коммуникации. Общение со всеми сторонами, так или иначе задействованными в кризисной ситуации, снижает ее последствия. Сложности разрушают связи между руководством и сотрудниками, компанией и клиентами, партнерами, контрагентами. Роль лидера в кризис заключается в поддержании коммуникационного обмена со всеми сторонами, определении периодичности и ритма этих встреч. При этом такое взаимодействие требует от лидера готовности предоставлять сторонам требующуюся для дальнейших решений информацию.
  4. Развитый эмоциональный интеллект. Лидеры с высоким уровнем эмоционального интеллекта с большей вероятностью преуспеют в кризисные времена. Способность сопереживать помогает понимать происходящее с членами командами, а также давать сотрудникам ту поддержку, которая им требуется. Здесь же потребуется владение навыками активного слушания, которое позволит наладить прочные отношения с окружающими, что укрепит роль лидера в кризис.
  5. Решительность и адаптивность. Кризисы требуют от лидера быстрых решений, которые не всегда бывают легкими. Это не тот случай, когда стоит терять дни и часы, обдумывая плюсы и минусы того или иного решения. Выжидательная позиция и бездействие могут быть губительны. Да, конечно, об осторожности также не стоит забывать, действуя не только быстро, но и взвешенно. Чтобы достичь такого баланса, рекомендуем пользоваться следующей стратегии: быстро оценивать доступные факты и затем уже принимать взвешенное решение о предпочтительном плане действий. Кстати, не стоит дожидаться того момента, когда ситуация предстанет во всей красе и станет доступен полный набор фактов. На это уйдет не один день! Вместо этого, постоянно собирайте информацию по мере развития кризиса и оценивая результативность принимаемых мер.

Правда заключается в том, что начинать прорабатывать программу антикризисных действий, а также укреплять атмосферу доверия и слаженного взаимодействия, равно как и нарабатывать лидерские навыки, стоит задолго до наступления кризиса. Компании выживают в кризисы не только благодаря грамотным управленческим решениям, но и, во многом, благодаря личности сильного лидера. Кризис – не лучшее время, чтобы начинать совершенствоваться, к этому моменту у лидера уже должен быть авторитет и вес среди коллег и партнеров. Поэтому верным будет сказать, что трудные времена выводят на сцену истинных лидеров, остальные же просто не выживают.

Каких действий не предполагает роль лидера в кризис 

В условиях кризиса роль лидера предполагает регулярное общение с сотрудниками и сопереживание им, разработку стратегии поддержки и мотивации команд. Но часто управленцы совершают ошибки, которые на фоне напряженной ситуации больно бьют по их авторитету.  

Часто лидеры демонстрируют показную и вместе с тем ложную уверенность, например, показывая, что знают ответы на все вопросы, знают, как реагировать на 100% ситуаций. Такие управленцы склонны к авторитарному стилю управления, когда информация и решения направляются строго по иерархической модели – сверху-вниз. И здесь появляются риски обострения и без того сложных кризисных ситуаций, требующих гибкости и умеренной свободы в принятии решений сотрудниками. В ситуациях неопределенности важны оперативные действия на местах, но вот всезнающие лидеры такой среде только препятствуют.

С этой темой также связан вопрос микроменеджмента – лидер, не доверяющий команде, погружается в выполнение мелких задач, упуская из виду стратегические вопросы, которые способны повлиять на исход дела.

Сложные ситуации накаляют обстановку до предела, усложняя отношения в командах, поэтому роль лидера в кризис предполагает умение управлять взаимоотношениями и конфликтами на рабочем месте. Управленцы, которые не вкладываются в укрепление координации и командного духа коллектива, неизменно проигрывают. А уж, если и сам руководитель не способен придерживаться принципов конструктивного общения, ясно излагать мысли и избегать недопониманий, то шансы выжить в кризис приближаются и вовсе к нулю. Прибавьте к этому агрессивное или даже чересчур экспрессивное выражение эмоций и в результате получите полностью сломленный и демотивированный коллектив. Помните, что сотрудники равняются на лидеров, поэтому управленцу так важно транслировать рассудительность и здравый смысл, сохранять спокойствие любой ценой и уметь управлять состоянием.

Кроме того, излишняя эмоциональность не способствует контролю хаоса, который часто сопровождает кризисные ситуации. Здесь лидеру крайне важно взять ситуацию под контроль и не допускать распространения паники. Не стоит закрываться в кабинете и тратить часы, обсуждая проблему в кругу приближенных, напротив, приступайте к наведению порядка, уточнению плана действий и делегированию задач. Так удастся сосредоточить коллектив на деле и вселить в сотрудников уверенность.

Другая крайность, которая способна уничтожить роль лидера в кризис – неспособность реалистично смотреть на вещи. Часто случается, что управленцы, стремясь нормализовать ситуацию, принимают быстрые решения с не всегда позитивными результатами, которые в долгосрочной перспективе способны навредить бизнесу. Безусловно, зона турбулентности требует оперативных и даже ловких решений, но принимать их стоит с позиции ресурса, а не находясь под давлением обстоятельств. Стремление к краткосрочной выгоде способно уничтожить все то, над чем компания работала долгие годы, и без воздействия кризиса.

Как понять, что ваша компания переживает кризис 

В любом бизнесе случаются и взлеты, и падения, что делает грань между оправданным риском и высокой вероятностью провала тонкой. Конечно, главный показатель успешности бизнеса – прибыль, но не спешите полагаться только на него, оценивая текущее положение дел. Как правило, снижение выручки говорит о необходимости изменений, например, пересмотре стратегии. Однако не всегда свидетельствует о том, что компания угодила в кризисную ситуацию. Насторожиться стоит, когда денежный поток постоянно находится на предельно низком уровне, а деньги уходят на поддержание жизнеспособности компании, а не на ее развитие.

К другим сигналам, говорящим о том, что компания вошла в стадию кризиса, относятся:

  • Чрезмерная загруженность лидеров решением текущих проблем и чрезвычайных ситуаций. Во-первых, регулярно повторяющиеся сложности говорят о том, что топ-менеджмент не способен выявить и устранить первопричины проблем. Опасность заключается в том, что такие системные ошибки способны повлиять на жизнестойкость компании в долгосрочной перспективе. Кроме того, постоянное тушение возникающих вокруг пожаров и других стихийных бедствий не дает сосредоточиться на планировании и вдумчиво подойти к стратегированию.
  • Высокая текучесть кадров. Вероятно, в компании царит токсичная атмосфера или не созданы подходящие условия труда для работников, от чего коллектив чувствует себя демотивированным и даже самые приверженные сотрудники принимают решение об увольнении. Бизнесу такое положение вещей не приносит ничего хорошего. Высокая текучесть не прибавляет бонусов к имиджу компании, а недовольства сотрудников нередко становятся явными в отношениях с клиентами, партнерами и потребителями. Добавим также, что компании, не решающие проблему с оттоком кадров, неизменно сталкиваются с расходами на подбор, найм и адаптацию новых кадров. К слову, в таких условиях компания значительно теряет в продуктивности.
  • Большие остатки товаров на складах. Даже если финансовые показатели компании в норме, переполненные склады могут говорить о нарушении цепочек сбыта и логистики, падении спроса, что способно предвещать проблемы в будущем. Кроме того, содержание больших запасов требует финансовых вложений, особенно если компания не располагает собственными складскими площадями.

С чего начинается эффективный кризис-менеджмент

Поговорим о том, как выстроить стратегию выхода компании из кризиса. План должен быть направлен на ликвидацию дефицитных областей, поэтому роль лидера в кризис заключается и в определении областей, в которых компания отстает. Как правило, оценка проводится в трех контекстах: состояние команды, анализ бизнес-процессов, оценка продуктов или услуг, которые бизнес предлагает рынку.

Такой подход помогает распознать проблемы и выработать стратегии по перестройке бизнеса. И здесь лидеру потребуется умение мыслить нестандартно, а также отказ от страха неудач.

К слову, проводить анализ рисков рекомендуется не только при наступлении трудных времен – осведомленность о тревожных признаках поможет корректировать курс, удерживая стабильность компании даже в трудные времена.

Конечно, продумать 100% факторов и сценариев, когда речь идет о будущем, невозможно, также, как и невозможно избежать его наступления. Чтобы бизнес не только проживал через сложности, но и находил варианты для развития, управленцам следует понимать главную ценность роли лидера в кризис – взгляд на трудности, как на пространство возможностей. Кризисы проходят, но то, что они ставят после себя – целиком и полностью лежит в зоне ответственности лидера.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все