Блог
27.11.2023

Родительство в цифровую эпоху

Каждый родитель, заинтересованный в гармоничном воспитании собственного чада, задумывается о границах, которые стоит прокладывать между ребенком и виртуальным миром – мобильными телефонами, компьютерами и онлайн-общением. Проблема в том, что интернет-среда, дав неограниченное количество вариантов для развития и расширения кругозора, стала скоплением опасного контента, который способен навредить ребенку. О проблемах родительства в цифровую эпоху пойдет речь в новой статье Академии социальных технологий.

Дети и экраны: как найти баланс

В цифровую эпоху родители сталкиваются со многими, до того неизвестными проблемами. Сегодня дети сталкиваются с невероятным множеством отвлекающих факторов в виде технологий, что оставляет все меньше пространства для человеческого взаимодействия и получения реального опыта.

Расскажем о двух часто распространенных ситуациях. Родители Лены с первых лет ее жизни ограничивают девочку в потреблении цифрового контента: просмотр мультфильмов – по расписанию, игры на смартфоне – не более 15 минут в день, YouTube и социальные сети – под запретом. К пятому классу общеобразовательной школы над Леночкой начинают смеяться одноклассники – у девочки до сих пор нет телефона, да и основного канала коммуникации – социальных сетей – она лишена. Другой вариант: Ваня не знал запрета на телефон, первое собственное мобильное устройство у него появилось в пять лет, его не только не ограничивали во времени, проведенном за экраном, но и не контролировали контент, с которым мальчик взаимодействовал. В итоге у Ивана нет никаких проблем в общении со сверстниками, да вот только реальное общение заменило виртуальное – переписка с одноклассниками и обмен аудиосообщениями в мессенджерах стали гораздо интереснее игр с ребятами во дворе.

Эти примеры только показывают, насколько важен баланс, когда речь заходит об использовании гаджетов детьми. И здесь важен личный пример мамы и папы! Конечно, если в семье за ужином папа смотрит в смартфон, а мама – не сводит глаз с телевизора, то и ребенок будет искать себе занятие по ту сторону экрана. Речь идет о позитивном цифровом воспитании, когда современные технологии становятся средством улучшения жизни и облегчения процесса решения бытовых проблем, но никак не заменой полноценной деятельности в реальном мире.

Конечно, среди новых вызовов не только как таковая увлеченность цифровым миром, но и риски, которые с собой приносят технологии:

  1. Усиление активности интернет-мошенников.
  2. Распространение контента, способного навредить детской психике.
  3. Факты кибербуллинга и запугивания, другие проблемы.

Задача родителей сегодня – предоставлять детям необходимые возможности для освоения интернет-среды, но и направлять их в потоках новой информации.

Проблемы родительства в цифровую эпоху

Часто родители ссылаются на то, что дети чрезмерно зависимы от технологий, при этом обращая внимание на то, что активное использование интернета печально сказывается на психике и эмоциональном состоянии чада – появляются нарушения сна, апатия и сложности с концентрацией внимания и фокусировкой. Чрезмерное использование технологий иногда влияет и на когнитивные функции – ребенок утрачивает способность к творчеству, фантазии и воображению. Такие проблемы во многом снимаются установкой ограничений на экранное время, которое ребенок будет проводить за устройством. Но сработает такая уловка, только в том случае, если не сформировалась зависимость от гаджетов, которая образуется очень и очень быстро. Дело в том, что онлайн-сервисы задействуют дофаминовые тригеры, а значит, что, например, получая лайки в социальной сети или достигая очередного уровня в компьютерной игре, ребенок привыкает испытывать определенное удовольствие.

Поэтому исключение одного фактора должно вести за собой включение других – не менее увлекательных вариантов времяпрепровождения, которые сработают для ребенка как полноценная замена.

Другая область риска – онлайн-обучение. Со времен пандемии Covid-19 возможность учиться посредством интернета стала активно практиковаться. И, если возвращение в очную школу все-таки состоялось, то репетиторы и дополнительные занятия продолжились существование в онлайн-формате. И, конечно, удобства такому формату не занимать: ведь родителям не нужно заниматься организацией дороги ребенка до преподавателя и обратно – на лицо экономия и финансовых, и временных ресурсов. Но и здесь требуется соблюдение баланса между традиционной формой обучения и цифровой. Чрезмерный уход в онлайн грозит чувством изоляции и оторванности, которые не сыграют на руку образовательному процессу. Поэтому старайтесь выбирать, во-первых, качественные онлайн-школы, предлагающие интерактивные форматы, а также оставлять направления, по которым ребенок будет получать знания в исключительно очном формате. Кроме того, не стоит списывать со счетов и то, что пока не проводилось исследований, связанных с влиянием онлайн-образования на становление личности, и какие проблемы здесь могут обнажиться человечеству пока неизвестно.

Расскажем и об еще одной крайности – использовании мобильного телефона или компьютерной игры в качестве средства, способного занять время ребенка. Такое происходит, когда родитель общается с другими взрослыми, ведет машину или оставляет малыша ненадолго одного. В итоге ребенок отключается от внешнего мира, погружаясь в мир виртуальный. Еще одно проявление этой проблемы – обращение к помощи гаджетов, когда ребенка закатывает истерика, он начинает плакать или перестает слушаться. И, казалось бы, технологии помогают ребенку успокоиться, отвлечься или занять лишнее время, но лишают главного – родительского тепла и шанса познавать мир через общение с другими.

Онлайн-опасности и безопасность детей

Конечно, прежде чем разрешать ребенку пользоваться онлайн-технологиями, стоит самому обучиться их безопасному использованию. Изучите, какие настройки и фильтры предлагают устройства, браузеры и отдельное программное обеспечение по хранению и распространению информации. Убедитесь, что умеете ими пользоваться, и понимаете, какие сведения о себе безопасно сообщать в интернете, а какие – нет. Кроме того, не будет лишним периодически обновлять знания о цифровом мире, который стремительно развивается. И помните, что детям доступно то, что взрослыми уже утрачено – адаптивность, которая позволяет схватывать на лету последние новшества. Ваша задача здесь – помочь дочери или сыну правильно использовать технологии, взять из них преимущества, избежав неприятных последствий.

Крайне важно, чтобы ребенок взаимодействовал только с контентом, который соответствует нормам по возрастным ограничениям. Предусмотрите настройки таких ограничений на онлайн-киносервисах, а также в стриминговых платформах.

Кроме того, рассказывайте ребенку о рисках, к которым приводит безответственное использование интернета. Отдельное внимание стоит уделить вопросам конфиденциальности и общению с незнакомцами. Объясните ребенку, что люди и описываемые ими события или ситуации в интернете не всегда такие какие они есть на самом деле. Речь здесь идет и о цифровой грамотности для родителей и детей, к которой относится, например: распространение информации о себе, в том числе и в визуальном формате, а также правила хранения персональных сведений: даты рождения, адреса, номера телефона, паролей. Расскажите, что все, что попадает в сеть – фотографии и видео, посты и комментарии – формируют индивидуальный цифровой след, который впоследствии может быть использован злоумышленниками. И для детей, и для взрослых будет полезно правило – подумайте дважды прежде, чем делать публикацию или делиться информацией.

Важно создать атмосферу безопасного диалога, в котором ребенок не будет бояться рассказать о произошедшем, а чувствовать, что делиться негативным опытом, связанным с использованием сети, совершенно нормально. Предлагайте малышу обсудить то, как он проводит время в интернете – какие сайты и онлайн-платформы посещает, попросите показать игры, в которые он играет. Но не из желания провести инспекцию и навести порядки, а из искреннего интереса и заботы.

Обучение ценности взаимодействия в реальной жизни – опора родительства в цифровую эпоху

Часто родители замечают, что ребенок все больше и больше времени уделяет онлайн-коммуникации, избегая встреч со сверстниками. И возникающие здесь опасения оправданы: человек – существо социальное, а взаимодействие с другими людьми определяет наш уровень здоровья, счастья и благополучия. Однако дети не всегда понимают, что виртуальное общение не способно заменить общение личное. В таких случаях рекомендуем воспользоваться следующими советами, которые помогут нормализовать отношения ребенка с интернетом и уберегут от трудностей, связанных с родительством в цифровую эпоху:

  • Предлагайте ребенку другие увлекательные занятия согласно возрасту. Например, для малышей хорошо сработает возможность помочь по дому и примерить на себя роль взрослого.
  • Включайте в досуг варианты активного отдыха, не связанного с технологиями – регулярные туристические поездки, посещения музеев и культурных событий, велосипедные прогулки, совместные занятия спортом.
  • Установите семейные правила, предполагающие разделение обязанностей по уборке дома, мытью посуды, уходу за домашними животными.
  • Укрепляйте семейные связи – убедитесь, что в семье принято поддерживать позитивный контакт, общаться друг с другом, делиться новостями и жизненными событиями.
  • Определите правила использования технологий и гаджетов – установите время, в которое членам семьи запрещено пользоваться сетью, или отдельные жизненные ситуации – совместный прием пищи, время перед отходом ко сну, подготовка домашнего задания.

Эффективное использование технологий в воспитании

Технологии стоит использовать в качестве подспорья для укрепления детско-родительского контакта и воспитания. Например, если что-то из мира технологий и интернета вызывает энтузиазм ребенка, позвольте ему выступить в роли учителя и показать вам все премудрости, которыми он владеет. Скажем, ребенок начал осваивать программу для обработки фотографий и уже преуспел в этом. Такой интерес стоит поощрять и способствовать развитию чада в этой области. По мере роста навыков, ребенок будет взращивать уверенность в себе и знакомиться с собственными сильными сторонами.

Кроме того, интернет и технологии располагают целым рядом позитивных моментов, среди которых – возможность общения с родственниками, которые живут в других городах и странах. Создайте совместный чат с членами семьи и показывайте, насколько добрым и теплым способно быть онлайн-общение. Это поощрит ребенка к вежливому и уважительному взаимодействию с собеседниками в сети.

Изучайте то, что могут дать технологии, и знакомьте детей с этими возможностями, которые сделают жизнь ярче и интереснее!

И, наконец, станьте примером для подражания. Естественно, что если родитель тратит часы на изучение ленты социальной сети или чтение не всегда приятных новостей в средствах массовой информации, то и ребенок, копируя поведение взрослого, будет вести себя аналогичным образом. Таким образом вы не только воруете время у собственных детей и семьи, но и показываете, что ничего страшного в таком бегстве от реальности нет.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все