Блог
01.09.2023

Виды клиентских запросов в психологическом консультировании и генеративные способы их решения. Часть 2

К сожалению, люди не знают, когда у них появится та или иная проблема. Проблемы, как правило, возникают неожиданно. И, если человек их долгое время не решает, то проблемы приобретают все более сложные формы. С которыми даже специалисту не так-то просто разобраться и справиться. Член Высшего экспертного совета кафедры «Нейролингвистическое программирование» Борис Салихов рассказал об использовании генеративного подхода для решения клиентских запросов.

Как было сказано выше, проблема может иметь проявления четырех видов. Разберем, как можно работать с каждым из них.

(Если проблема проявляется напрямую в виде внутреннего конфликта.

Клиент может говорить о конфликте желаний, о противоречии в мыслях или, может быть, о каких-то действиях, разрушающие его же собственные решения и планы. Очевидные проявления внутреннего конфликта в этом случае – состояние неуверенности, запутанность, невозможность сделать выбор.  Например, клиент не может решить, завершить отношения или продолжать их.

За проблемой такого рода обнаружить конфликтующие линии развития очень просто. Вопросы необходимо сформулировать следующим образом. Чего бы ты хотел с одной стороны?... И чего – с другой стороны?…Далее выявить первую цепочку. Что тебе даст реализация <первого желания>?... Для чего тебе <это>?... Потом то же самое повторить для второго желания. Решением проблемы будет интеграция их в идею более высокого логического уровня. К чему общему ведет и <первая>, и <вторая> линия развития?...Интеграция заключается в визуализации новой идеи и принятии ее как более важной, чем две предыдущие.

Так, например, продолжение отношений может дать человеку удовлетворяющее общение, а оно служит идее создания семьи. Завершение отношений вернет его в привычные обстоятельства, а это служит идее беззаботной и комфортной жизни. Объединяющая их идея – позаботиться о создании комфортных для себя условий в долговременных отношениях. Она вдохновляет клиента на новые мысли и действия в желаемом направлении.

Техника работы с внутренними конфликтами выглядит следующим образом.

Упражнение. Интеграция внутреннего конфликта

  1. Расширьте свои границы внимания, уберите их совсем. Создайте в себе открытое состояние.
  2. Обсудите с партнером его внутренний конфликт. В процессе обсуждения подстройтесь к его невербальному поведению, перефразируйте то, что он говорит.
  3. Создайте состояние генеративного транса в партнере.

Пример. Сейчас расслабься, расфокусируй глаза и расширь поле зрение… Равномерно распространи внимание в пространстве перед тобой… Распространи его вокруг твоего тела… Переведи внимание внутрь тела и распространи его по всему пространству внутри тела… Почувствуй, что внутреннее пространство связано с внешним пространством… и с пространством за стенами этого помещения… Отпусти внимание распространяться за пределами помещения все дальше и дальше… Убери границы,… пусть твое внимание связывает тебя со всем миром… Ничего не надо делать, просто наблюдай за тем, что само происходит во внешнем и внутреннем пространстве и здесь, и за пределами помещения… Достигни и сохраняй далее состояние присутствия в том, что происходит здесь и сейчас… Ты не знаешь ответа на следующие вопросы. Поэтому твое внимание будет само останавливаться на чем-то после вопросов. Разреши ему самому выбирать, на чем остановиться. Будь внимателен ко всему, замечай, что появляется, и говори мне, даже если не понимаешь, что это значит…

4. С помощью вопросов выявите обе стороны конфликта и их главные намерения.

Пример. Чего бы ты хотел с одной стороны?... Чего бы ты хотел с другой стороны?… Постройте обе мотивационные цепочки. Что тебе даст <реализация первого желания>?... Чему (какой идее) <это> служит?... Те же вопросы повторите для второго желания. Определите, какая из цепочек – его прежняя линия развития, а какая – новая.

5. Проговорите обе мотивационные цепочки. Сформулируйте объединяющую их идею. Приведите партнера к согласию с этой идеей. 

6. Углубите транс и дождитесь полной гармонизации вашего совместного состояния.

Пример. Расслабься, расфокусируй глаза… Убедись, что твое внимание распространено по всему пространству и внутри, и снаружи тела… и в помещении, и за его пределами…Замечай, что само происходит в этом пространстве… Ощущения, которые появляются сами…, изменение состояния…, мысли, если они сами приходят… Замечай все это и соглашайся с этим…Ничего не надо делать специально…, дождись, когда изменения в ощущениях закончатся, и когда все они станут полностью комфортными… Дай мне знать об этом кивком головы…

7. Верните партнера к привычной реальности.

Пример. Сфокусируй зрение, посмотри на окружающие предметы… Пошевели тело, измени позу… Глубже вдохни и выдохни… Вернись сюда всеми твоими ощущениями…

8. Попросите его проверить изменение своего состояния в связи с имевшимся противоречием. Обсудите с ним, каковы его новые желаемые действия.

Пример. Как ты чувствуешь себя сейчас?... Подумай о внутреннем конфликте, который был. Что ты чувствуешь в связи с этим?... Что в связи с этим тебе хочется сделать?…

9. Попросите партнера визуализировать его новую реалистичную цель.

Пример. Представь, как будет выглядеть ближайший результат твоих действий?...  Нравится ли тебе этот образ?… 

(1) Если проблемы проявляются в виде чувств и эмоциональных реакций.

За эмоциональными реакциями человека всегда есть противоречие его старой линии развития и новой.

Например, человек возмущен тем, что ему недоплатили зарплату.

Выяснить старую линию помогут следующие вопросы. С чем внутри или вне тебя связана данная эмоциональная реакция?... Что <это1> тебе давало?... Для чего <это2> было нужно?... Может быть, слишком сильная эмоциональная реакция на недоплату была связана с чувством собственной не ценности, которое берет начало из детства…. Это чувство раньше заставляло ребенка развивать свои лучшие качества…. Это было нужно, чтобы получить образование, стать профессионалом…. Ответ на последний вопрос и дает нам прежнюю линию развития….

Новую линию можно узнать, если спросить чуть иначе. Если бы не эта эмоциональная реакция, как бы ты хотел относиться к (как бы хотел повести себя в) этой ситуации?... Что бы <это’> тебе дало?... Для чего <это’’> тебе?... Хочешь ли ты <этого’’’>?... Если бы не эмоции, хотел бы обсудить с начальником свою работу…. Это бы дало признание моих достижений…. Это нужно для того, чтобы делать свою работу еще более мотивированно…. А это уже новая линия развития…

Принятие и старой, и новой линии развития ведет к трансформации мешающего опыта.

Упражнение 1. Проработка негативных чувств и эмоциональных реакций.

1. Расширьте свои границы внимания, уберите их. Создайте в себе открытое состояние.

2. Предложите партнеру рассказать про чувство или эмоциональную реакцию, которая его не устраивает. Подстройтесь к его невербальному поведению, перефразируйте то, что он говорит.

3. Создайте состояние генеративного транса в партнере.

Пример. Сейчас расслабься, расфокусируй глаза и расширь поле зрение… Равномерно распространи внимание в пространстве перед тобой… Распространи его вокруг твоего тела… Переведи внимание внутрь тела и распространи его по всему пространству внутри тела… Почувствуй, что внутреннее пространство связано с внешним… и с пространством за стенами этого помещения… Отпусти внимание распространяться за пределами помещения все дальше и дальше… Убери границы,… пусть твое внимание связывает тебя со всем миром…

Ничего не надо делать, просто наблюдай за тем, что само происходит во внешнем и внутреннем пространстве и здесь, и за пределами помещения… Достигни и сохраняй далее состояние присутствия в том, что происходит здесь и сейчас…Ты не знаешь ответа на следующие вопросы. Поэтому твое внимание будет само останавливаться на чем-то после вопросов. Разреши ему самому выбирать, на чем остановиться. Будь внимателен ко всему, замечай, что появляется, и говори мне, даже если не понимаешь, что это значит…

4. Задайте вопросы для выявления старой и новой линии развития, стоящих за данным чувством или эмоциональной реакцией. 

С чем внутри или вне тебя связана это чувство (эмоциональная реакция)?... Что <это1 > тебе давало?... Для чего <это2> было нужно?...Повторите выявленную цепочку результатов прежней линии развития.Если бы не это чувство (эмоциональная реакция), как бы ты хотел относиться к (или как повести себя в) данной ситуации?... Что бы <это’> тебе дало?... Для чего <это’’> тебе?... Хочешь ли ты <этого’’’>?...Повторите цепочку результатов для новой линии развития.

5. Проговорите прежнюю линию развития, как уже реализованную клиентом, а новую – как будущее направление его развития. В обсуждении приведите партнера к принятию их обеих. 

6. Углубите транс и дождитесь полной гармонизации вашего совместного состояния.

Пример. Расслабься, расфокусируй глаза… Убедись, что твое внимание распространено по всему пространству и внутри, и снаружи тела… и в помещении, и за его пределами…Замечай, что само происходит в этом пространстве… Ощущения, которые появляются сами…, изменение состояния…, мысли, если они сами приходят… Замечай все это и соглашайся с этим…Ничего не надо делать специально…, дождись, когда изменения в ощущениях закончатся, и когда все они станут полностью комфортными… Дай мне знать об этом кивком головы…

7. Верните партнера к привычной реальности.

Пример. Сфокусируй зрение, посмотри на окружающие предметы… Пошевели тело, измени позу… Глубже вдохни и выдохни… Вернись сюда всеми твоими ощущениями…

8. Попросите партнера убедиться в изменении его состояния и его прежнего чувства (эмоциональной реакции). Что ты чувствуешь сейчас?... Спросите его, какая мысль в связи с этим сама появляется в твоем сознании?...

Если проблемы проявляются в виде неприятных ситуаций или обстоятельств.

Ситуации, в которые люди попадают, заставляют их корректировать свои действия. Например, человек ездит с превышением скорости, или невнимателен за рулем…. Он попадает в аварию…. Это происшествие заставляет его корректировать свое поведение или состояние…. Неприятная ситуация – это следствие изменяющегося направления развития. Мы можем узнать, зачем эта ситуация клиенту нужна, задавая следующие вопросы:

С какой твоей проблемой эта ситуация связана?

  • Что она требует сделать?...
  • Что <это1> тебе  даст?...
  • Для чего тебе <это2>?... 
  • Хочешь ли ты <этого3>?...

Например, авария оказалась связана с беспокойством клиента, со страхом не успеть… Происшествие требует, чтобы он ездил помедленнее и был внимательнее … Это даст ему спокойствие… Спокойствие, позволит ему стать более уверенным человеком (или, может быть, поможет сконцентрировать внимание на главном). Ответ на последний вопрос показывает нам, в чем состоит направление будущего развития клиента. 

Понимание позитивного итога ситуации меняет отношение клиента к ней и его самочувствие в ней. Ему нужно только делать то, что ситуация (Вселенная через эту ситуацию) от него требует.  Однако, проблема в том, что имеется внутренняя помеха – прошлый опыт, мешающий клиенту это сделать. Это и есть вторая сторона противоречия.

Упражнение 2. Проработка неприятной ситуации или жизненных обстоятельств.

1. Расширьте свои границы внимания, уберите их. Создайте в себе открытое состояние.

2. Обсудите ситуацию или жизненные обстоятельства клиента, которые ему не нравятся. Подстройтесь к его невербальному поведению, перефразируйте то, что он говорит.

3. Создайте состояние генеративного транса в партнере.

Пример. Сейчас расслабься, расфокусируй глаза и расширь поле зрение… Равномерно распространи внимание в пространстве перед тобой… Распространи его вокруг твоего тела… Переведи внимание внутрь тела и распространи его по всему пространству внутри тела… Почувствуй, что внутреннее пространство связано с внешним … и с пространством за стенами помещения… Отпусти внимание распространяться за пределами помещения все дальше и дальше… Убери границы,… пусть твое внимание связывает тебя со всем миром…Ничего не надо делать, просто наблюдай за тем, что само происходит во внешнем и внутреннем пространстве и здесь, и за пределами помещения… Достигни и сохраняй далее состояние присутствия в том, что происходит здесь и сейчас…Ты не знаешь ответа на следующие вопросы. Поэтому твое внимание будет само останавливаться на чем-то после вопросов. Разреши ему самому выбирать, на чем остановиться. Будь внимателен ко всему, замечай, что появляется, и говори мне, даже если не понимаешь, что это значит…

4. Задайте вопросы Вселенной для выявления предназначения этой ситуации и нового направления развития. С какой твоей проблемой эта ситуация связана?... Что она требует сделать?... Что <это1> тебе даст?... Для чего тебе <это2>?.. Хочешь ли ты <этого3>?...

Повторите выявленную цепочку результатов новой линии развития.

5. Выявите, какой прошлый опыт клиента мешает реализации этой идеи. Выявите позитивное намерение мешающего опыта и прежнюю линию развития.

В следующем вопросе вместо <это3> поставьте последний ответ выявленной в предыдущем шаге новой линии развития. Что (какой внутренний опыт) мешает тебе реализовать <это3>?...  Какова была позитивная функция <этого’>?... Что <это’’> тебе давало?... Для чего<это’’’> было нужно?...

Повторите цепочку результатов прежней линии развития.

6. Проговорите прежнюю линию развития, как уже реализованную клиентом, а новую – как направление его будущего развития. В обсуждении приведите партнера к принятию их обеих. 

7. Углубите генеративный транс и дождитесь гармонизации вашего совместного состояния.

Пример. Расслабься, расфокусируй глаза… Убедись, что твое внимание распространено по всему пространству и внутри, и снаружи тела… и в помещении, и за его пределами… Замечай, что само происходит в этом пространстве… Ощущения, которые появляются сами…, изменение состояния…, мысли, если они сами приходят… Замечай все это и соглашайся с этим…Ничего не надо делать специально…, дождись, когда изменения в ощущениях закончатся, и когда все ощущения станут полностью комфортными… Дай мне знать об этом кивком головы…

8. Верните партнера к привычной реальности.

Пример. Сфокусируй зрение, посмотри на окружающие предметы… Пошевели тело, измени позу… Глубже вдохни и выдохни… Вернись сюда всеми твоими ощущениями…

9. Заметьте изменение состояния партнера в связи с данной ситуацией. Спросите его, что теперь ему в ней хочется делать?...

Если проблемы проявляются в форме симптомов – негативных мыслей, желаний, поведения или личных качеств.

Как бы мы ни оценивали симптомы, прежде всего, клиенту надо помочь отнестись к ним с принятием. Неприятные личные качества, негативные мысли, желания или поведение могут служить информацией о пути, которым следовал человек в прошлом, или о направлении его будущего развития. Так появившийся недавно симптом скажет о будущем (желаемом) направлении, а привычное поведение человека даст нам информацию о прежней линии его развития.

Например, у женщины появляется, кажущееся “идиотским”, желание взять с улицы к себе домой бродячую собаку. 

Вопросы, которые мы можем задавать по поводу любых симптомов одинаковые, они следующие.

С какой твоей проблемой связан этот <симптом>?... Какова позитивная функция <симптома>?... Что <это1> тебе дает (или давало)?.... Для чего тебе <это2> (было нужно)?...Например, желание приютить собаку связано с чувством жалости…. Позитивная функция жалости – начать заботиться о ком-то… Это даст новую наполненность жизни… Наполненность, возможно, нужна этой женщине для того, чтобы чувствовать себя счастливее (или, может быть для того, чтобы решиться на новые взаимоотношения). Это ее новое направление развития.

Если клиент согласится с новым направлением, то неприятное личное качество, мысли, желания или поведение (симптом) обретут для него смысл и будут восприниматься более позитивно.

Упражнение 3. Проработка симптома.

1. Расширьте свои границы внимания, уберите их. Создайте в себе открытое состояние.

2. Обсудите с партнером пример его негативных мыслей, желаний или действий. В процессе обсуждения подстройтесь к его невербальному поведению, перефразируйте то, что он говорит.

3. Создайте состояние генеративного транса в партнере.

Пример. Сейчас расслабься, расфокусируй глаза и расширь поле зрение… Равномерно распространи внимание в пространстве перед тобой… Распространи его вокруг твоего тела… Переведи внимание внутрь тела и распространи его по всему пространству внутри тела… Почувствуй, что внутреннее пространство связано с внешним… и с пространством за стенами помещения… Отпусти внимание распространяться за пределами помещения все дальше и дальше… Убери границы,… пусть твое внимание связывает тебя со всем миром…

Ничего не надо делать, просто наблюдай за тем, что само происходит во внешнем и внутреннем пространстве и здесь, и за пределами помещения… Достигни и сохраняй далее состояние присутствия в том, что происходит здесь и сейчас…Ты не знаешь ответа на следующие вопросы. Поэтому твое внимание будет само останавливаться на чем-то после вопросов. Разреши ему самому выбирать, на чем остановиться. Будь внимателен ко всему, замечай, что появляется, и говори мне, даже если не понимаешь, что это значит…

4. Задайте вопросы для выявления линии развития, за стоящей за симптомом. 

С чем связан этот <симптом>?... Какова позитивная функция <симптома>?... Что <это1> тебе дает (или давало)?.... Для чего тебе <это2>?... (Хочешь ли ты <это3>?...) Повторите выявленную цепочку результатов.

5. Если вы выявили старую линию развития, то определите новое (желаемое) направление. Если бы не мешал <симптом>, что бы тебе хотелось сделать?... Что бы <это’> тебе дало?... Для чего тебе <это’’>?... Хочешь ли ты <этого’’’>?...Повторите цепочку результатов новой линии развития.

Если вы выявили новую линию развития, то выявите помеху в ее реализации. Выявите позитивное намерение мешающего опыта. В следующем вопросе вместо <это3> поставьте последний ответ из выявленной в предыдущем шаге новой линии развития. Что мешает тебе реализовывать <это3>?... Какова была позитивная функция <этого’>?... Для чего <это’’> тебе было нужно?...

Повторите цепочку результатов прежней линии развития.

6. Проговорите прежнюю линию развития, как уже реализованную клиентом, а новую – как направление его будущего развития. В обсуждении приведите партнера к принятию их обеих. 

7. Углубите генеративный транс и дождитесь гармонизации вашего совместного состояния.

Пример. Расслабься, расфокусируй глаза… Убедись, что твое внимание распространено по всему пространству и внутри, и снаружи тела… и в помещении, и за его пределами…Замечай, что само происходит в этом пространстве… Ощущения, которые появляются сами…, изменение состояния…, мысли, если они сами приходят… Замечай все это и соглашайся с этим…Ничего не надо делать специально…, дождись, когда изменения в ощущениях закончатся, и когда все они станут полностью комфортными… Дай мне знать об этом кивком головы…

8. Верните партнера к привычной реальности.

Пример. Сфокусируй зрение, посмотри на окружающие предметы… Пошевели тело, измени позу… Глубже вдохни и выдохни… Вернись сюда всеми твоими ощущениями…

9. Заметьте изменение состояния партнера. Спросите его, что он сейчас чувствует?... Как теперь ему хочется изменить его прежние мысли, желания, действия?… 

Предложите ему мысленно оказаться в ближайшем будущем и заметить, что стало с его “неприятным личным качеством”. Представь мысленно ближайшее будущее и скажи, какое новое качество твоей личности ты в себе там замечаешь?...

Живое применение описанных техник можно увидеть в моем мастер-классе, который состоялся на 11-й встрече в НЛП-Лаборатории Академии социальных технологий. Тема встречи: “Виды запросов клиентов и способы их решения в генеративном психологическом консультировании”.

Посмотреть запись мастер-класса

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все