Нарративно – дискурсивные ресурсы в контексте ресурсного дизайна саморазвития

«Cелф – это художник жизни».
Жан-Мари Робин

Материалы семинара
 «Современные теории гештальттерапии»
2001, Москва

Дискурсы

Отправной точкой в подходе автора является один из основных методологических тезисов    постконструктивизма (К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лакан) о том, что реальности человека (как внутренние, так и внешние) невозможно рассматривать вне дискурса [Marianne Jorgensen and Louise Phillips. Discourse Analysis as theory and method. SAGE Publications, 2002.London.Thousand Oaks. NewDelhi].

Каждый из нас, приходя в этот мир, имеет шанс встретится с безграничным количеством дискурсов. Дискурсам индуизма, буддизма,  христианства» не одна тысяча лет. Дискурсу «прогресса» всего 300 лет. Дискурсу «психоанализа» уже более 110 лет. Дискурсу  «генеративности» более чем 70  лет. Дискурсу «психоэкологии»  давно более 25 лет. Дискурсу «прикладной нейронауки» / Applied Neuroscience/ - нейрофилософии, нейросоциологии, нейроэкономики, нейроменеджмент, нейромаркетинг, нейропсихология еще нет и 20. Все дискурсы в  современности могут функционировать и функционируют одновременно.

Влияние содержаний дискурсов    

Cуммарное влияние содержаний различных дискурсов на процессы жизнедеятельности человека, опосредовано – через изменение содержаний «суггестивных парадигм»(центральный концепт психоэкологии  [Психоэкология: [монография]/ И. В. Смирнов; Рос. ун-т дружбы народов, Науч.-исслед. ин-т психотехнологий. - Изд. 1-е. - Москва: Холодильное дело, 2003 (ОАО Рыбин. Дом печати). - 334, [1] с.: ил., портр.; 21 см.; ISBN 5-9900151-1-9 (в пер.)], может быть диаметрально противоположно:

  •   по деструктивному и дегенеративному вектору (лат. degenero - выродившийся, испортившийся) - от нарушения через ослабление к угнетению, прекращению и исчезновению;
  •   по конструктивному и генеративному вектору (лат. genus – порождать, вызывать) – от сохранения   через усиление к увеличению мощности, продолжению и разнообразию, порождению новых форм.

Соответственно в процессе изменения содержаний дискурсов может происходить увеличение   компонентов того или иного вектора [Голубев В.Г. Власть человека и власть над человеком - психоэкологические координаты свободы./ Ж-л «Психотерапия», 2016.-N 1.-С.88-97].

По влиянию на возможности дискурсивного позиционирования человека одни дискурсы обладают ограничивающим, и как следствие, деструктивным и дегенеративным эффектом, другие, обладая соответствующими интенциональными основаниями креативного дискурса, обеспечивают через максимально широкие возможности дискурсивного мета-позиционирования конструктивные и генеративные эффекты.

Современный информационный мир

Мы живем в таком информационном мире, который был практически не известен нашим предкам – происходит лавинообразное нарастание массы разнообразной информации в современном обществе – термин «информационный взрыв» появился в 1975 году – автор термина Урсул А. Д.. В 1750 г. количество информации удвоилось впервые с начала н.э., второе удвоение - в 1900 г., потом в 1950 г., последние годы - каждые 18 месяцев. Каждый день выпускается больше информации, чем было всего накоплено в 1982г. Современный человек за месяц получает и обрабатывает столько же информации, сколько человек XVII века - за всю жизнь. [Виталий Постолатий (генеральный директор SAP СНГ)]. Современность, характеризующаяся как информационная эпоха, бескомпромиссно демонстрирует, что человек – существо информационное.

«Мишени» информационного воздействия

Основной и центральной "мишенью" информационного воздействия является человек, его психика. Именно от отдельных людей, их взаимосвязей и отношений зависит нормальное функционирование социальных субъектов различного уровня сложности, любых общностей и социальных организаций - от малой группы до населения страны в целом.

Именно человек как личность и активный социальный субъект, его психика подвержены непосредственному действию информационных факторов, которые, трансформируясь через его поведение, действия (или бездействие), оказывают влияние на социальные субъекты разного уровня общности, различной системно-структурной и функциональной организации. [Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита.- М.: ПЕР СЭ, 2003. – 22-46с.]

Индустрия информационного воздействия

Задачи  мощной индустрии информационного воздействия  – убеждать людей в определенных идеях  и приоритетах, а так же  – действовать определенным образом, покупать  и  потреблять. Социальные институты, организации и группы стремятся привлечь и использовать нас для достижения своих целей и претворения своих ценностей. [Коммуникационный менеджмент. Теория и практика взаимодействия бизнеса и общества. Учебное пособие, Александр Н. Крылов].

Индустрия информационного воздействия и медиареальности.   

Ценность информации в современном обществе «постправды/ POST-TRUTH» (впервые этот термин использовал С. Тесич в американском журнале «The Nation» в 1992г.) определяется не критерием истинности/ ложности, а ее способностью вносить изменения в социально-политическую систему, массово распространяться и потребляться, минуя этап критического осмысления аудиторией. Такая характеристика новой медиареальности предопределяет снижение уровня устойчивости общественных структур к информационной агрессии, подверженность манипулятивному воздействию – как результат деятельности традиционных и новых медиа - инфодемии.  [Венидиктов С. В. Post-truth как угроза медиа-потребления в эпоху пандемии // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 2 (44). С. 15–22. https://doi.org/10.47475/2070- 0695-2022-10202]. «High-hume»  технологии это   социогуманитарные технологии, основное назначение которых заключается в воздействии на сознание индивидов или групп с целью изменения их поведения и взаимоотношений.  Причем, преобладающим видом воздействия является воздействие манипулятивное, то есть «нацеленное на изменение направления активности другого человека, выполненное настолько искусно, что остается незамеченным им» [Лысак И.В. д.ф.н., профессор, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», HI-HUME ТЕХНОЛОГИИ И ПОСЛЕДСТВИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ, Современные исследования социальных проблем, 2010, №4(04)]

Информационно-психологическая культура и принцип психоэкологического генеративного вектора

Возникший информационный «вызов» порождает необходимость в развитой информационно-психологической культуре, культуре овладения силами информационного мира (первичного и вторичного) для организации полноценной свободной   человеческой жизни в индивидуальном и социальном контекстах.  Такая информационно-психологическая культура как часть социальной реальности реализуется, как и всякая культура вообще, через активную деятельность в этих пространствах - информационном, когнитивном, физическом.  Техники и практики овладения информационной реальностью, созидающие соответствующую информационно-психологическую культуру, своими следствиями не могут не соответствовать принципу психоэкологического генеративного вектора, т.е. их характер влияния на процессы жизнедеятельности человека – от сохранения через усиление к увеличению мощности, продолжению и разнообразию, порождению новых форм (лат. genus – порождать, вызывать). «Этика благоговения перед жизнью … объемлет все»  призывал  лауреат Нобелевской премии А. Щвейцер [Голубев В.Г. Власть человека и власть над человеком – психо-экологические координаты свободы].

Дискурс «Self» и освоение ресурса личной свободы.

Особое значение для современной информационно-психологической культуры имеют как дискурс «Самости/Self», так и соответствующие этому дискурсу социальные техники и практики,  являющиеся   важным феноменом, характерным для индоевропейской культуры в целом. [Голубев В.Г. ДИЗАЙН ИНДИВИДУАЦИИ В «ТЕАТРЕ АРХЕТИПОВ» -  ОТ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ И ТРАЕКТА К SELF - HUME ТЕХНОЛОГИИ] Известная  со времен классической древности (Сократ) «забота о себе»/epimeleia (задача – освоение ресурса личной свободы) подразумевала:

переключение взгляда с окружающего мира на то, что человек думает и что происходит внутри его мысли;

определенный образ действий субъекта по отношению к самому себе, в ходе которого он очищает, преобразует (transforme) и преображает (transfigure) себя.

Для реализации этих процессов необходимы следующие навыки, которые нарабатываются при регулярной практике, а именно:

  • медитация (как управление функцией внимания),
  • запоминание прошлого (как управление функцией памяти),
  • изучение сознания и контроль за любыми представлениями по мере их появления в сознании (как управление функцией воображения).

[Фуко М. Герменевтика субъекта // Социо-Логос. Социология. Антропология. Метафизика. Вып.1. - М.: Прогресс, 1991.]

Концепция «Holistic Self». Топологические уровни  Self-организации

Профессор нейронаук Antonio Damasio - руководитель Института Мозга и Творчества (the Brain and Creativity Institute) Университета Южной Калифорнии, в 2010 году экспериментально обосновал концепцию уровней Self-организации - Holistic Self.  Открытые им принципы пространственно-временной нейрональной организации человека обеспечили понимание и использование в разных контекстах системных механизмов на  топологических уровнях Self-организации:

Proto Self - метаболические механизмы,

Corе Self - координационно –рефлекторные механизмы;

Autobiographical Self - нарративно – дискурсивные механизмы;

[Antonio Damasio: Self Comes to Mind. Vintage books, 2012 ]  

Ресурсный дизайн саморазвития

Ресурсный дизайн саморазвития реализует методологию дизайн – мышления для решения задач по ресурсному обеспечению «развития и саморазвития индивида в изменяющемся мире …в системе жизненного пути, который включает в себя жизненные циклы индивида, которые в свою очередь, включают онтогенез». [Кон И.С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования/Алексеев А. Н. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. Том 3. — СПб.: Норма, 2005. — 808 с.]

Жизненный путь каждого – это результат/результаты самоосуществления - процесса опредмечивания, воплощения себя, своей самости (своих сил, способностей, целей, потребностей, смыслов, ценностей и т.д.) в материальной и духовной действительности в разных формах - [Лукина Е,А.. Особенности самоосуществления человека в разные периоды взрослости : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.13 / С.-Петерб. гос. ун-т. - Санкт-Петербург, 2006. - 26 с.].

Каждый из нас от рождения является «носителем» естественных информационных систем -генетической, сенсорной, перцептивной, ментальной. Информация пронизывает все известные уровни организации личности человека — от проявляемого генотипа до произвольного мышления и создает информационное единство огромного массива информации – первичной (генетической, биологической, физической) и вторичной (семантической, культурной, техногенной) [Сердюков.Ю.М., Забияко А.П., Кобызов Р.А.,Тюрина Ю.А., Лазарева И.В.  Современные контексты магии, религии и паранауки - М.: Academia, 2008.  272 с., с.9-69]

Дизайн-мышление

Дизайн – мышление это процесс, всегда ориентированный на создание лучшего будущего и поиск новых решений для комплексных проблем в самых разных областях. Он включает в себя подходы к исследованию сложившихся затруднений, характеру влияния стейкхолдеров и пониманию потребностей людей как пользователей, их изучение, подходы к поиску и/или   генерации креативных идей, способы их воплощения и подходы к проведению экспериментов для проверки. Эта методология требует системной  позиции, основывающейся  на  системном  описании, которое закладывает основу видения системы в целом, её границ и правил, позволяет структурировать элементы и определить характер их взаимодействия и создает новые возможности для выбора. [Дизайн-мышление]

Ресурсный взгляд на человека

Человек – единственное существо на Земле, которое применяет самый широкий спектр ресурсов и может перераспределять/трансформировать/создавать ресурсы и при помощи этого получает возможность не только приспосабливаться к условиям окружающей среды, но и преобразовывать и /или создавать свое окружение. Распоряжаясь личностными ресурсами, человек получает возможность строить отношения с миром и в этом процессе формировать самого себя. [Балацкий Е.В. Теория жизненных ресурсов: модели и эмпирические оценки// «Мониторинг общественного мнения», №2(82), 2007. С. 124-133.]

В рамках био-психо-социо-ноэтической модели развития личности [Залевский Г.В. Антропологическая психология: биопсихосоционоэтическая модель развития личности и ее здоровья / Г. В. Залевский, В. Г. Залевский, Ю. В. Кузьмина // Сибирский психологический журнал. 2009. № 33. С. 99-103. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000393463] выделены четыре основных вектора: соматогенез, психогенез, социогенез и ноогенез. Соматогенез предполагает развитие систем и функций организма; психогенез — развитие психических функций, социогенез — развитие социальных ролей и отношений, ноогенез — динамику развития личности в духовной сфере. Ноэтический (духовный, прежде всего в общечеловеческом, светском его понимании) аспект этой  модели предполагает учёт роли в сохранении здоровья или в его нарушении (болезни, расстройстве) высших сущностных проявлений человека — его системы ценностей и смыслов [Frankl, 1979; Франкл, 2008].

В ресурсном дизайне саморазвития, на основании био-психо-социо-ноэтической модели развития личности (Г. В. Залевский, В. Г. Залевский, Ю. В. Кузьмина) и топологических  уровней  Self-организации («Holistic Self» » A. Damasio ) , с учетом положений теории «l’imaginaire» G. Durand  реализуется  комплексная модель « Основные группы ресурсов развития личности»:

Био-психо-социо-ноэтические                                 Основные группы ресурсов

вектора модели                                                         развития личности

развития личности                                                    с учетом

(Г. В. Залевский,                                                        - топологических  уровней  Self-организации

В. Г. Залевский,                                                            «HOLISTIC  SELF» A. Damasio 

Ю.В. Кузьмина)                                                          - теории «l’imaginaire» G. Durand  

Соматогенез. Структурные и метаболические ресурсы – влияние на состояние систем и функций организма;

Психогенез. Координационно – рефлекторные ресурсы – влияние на уровень развития психических функций, в т.ч. регулятивной, интегративной и адаптивной ;

Социогенез. Репертуарно-сценарные ресурсы - влияние на совокупность социальных ролей и отношений ;

Ноогенез. Нарративно – дискурсивные ресурсы (мифосы + логосы) - влияние на совокупность ценностей и смыслов

Дисскурс/Нарратив

В дискурсе отражаются представления говорящих об устройстве мира, их мнения, отношения, установки, интенции. В понятие дискурса включаются также когнитивные факторы, обеспечивающие оперирование вербальным материалом.

Нарратив (англ. и фр. narrative — рассказ, повествование) это определенным образом структурированный текст, рационально-прагматическое, но тесно связанное с эмоционально-интуитивной сферой жизни высказывание (рассказ, история) вместе с социально-культурной практикой, к которой оно принадлежит и которую несет в себе; это дискурсивная реальность, которая в нём и раскрывается.  Чертами нарратива как дискурсивной реальности является субъективное мнение автора, примеры из его собственной жизни, а также особенности логических связей

Основанием для основного направления движения, генерального пути (или стратегии) служат ценности и цели.   И что  именно конкретный человек принимает (осознано или нет) как свои собственные ценности и цели, то и определяет качество и вектор его движения и реализации на разных этапах и в различных циклах жизненного пути. [Персональный менеджмент: Учебник / С.Д. Резник и др. – 3-е изд.,перераб. И доп.- М.:ИНФРА-М,2008.- 9-21.]

Рефлексия - акт обращения к самому себе

Ситуация рефлексии – всегда особая ситуация: именно в её процессе мы осознаем ту часть самих себя, которую не можем воспринимать другим способом, - подобно тому, как мы обнаруживаем существование слепого пятна, которое помогает нам понять, как устроено наше зрение; подобно тому, как мы подавляем проистекающую из наличия слепого пятна слепоту, как бы заполняя пустое пространство. Рефлексия – это процесс познания того, как мы познаем. Это акт обращения  к самим себе.  Это тот шанс, который предоставляется нам, чтобы обнаружить нашу слепоту и осознать, что уверенность и знание других столь же подавляющи и иллюзорны, как и наша уверенность и наше знание.

Именно этот особый акт познания того, как мы познаем, традиционно ускользает от внимания нашей культуры. Как будто некое табу говорит нам: « Знать о знании запрещается». Вместе с тем  каждое действие по факту есть познание, постижение. И соответственно всякое познание есть действие. Возможность обретения своей собственной, подлинной аутентичности  обеспечивается  индивидуальным  познанием своего собственного знания.  Все, что мы делаем, неотделимо от наших представлений о мире со всеми его составляющими. Каждый «акт» познания рождает некий «мир». [Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии/ Под ред. В.А. Лекторского, В.А. Аршинова; пер. с англ. М.Б. Гнедовского, Н.М. Смирновой, Б.А. Старостина. М., 1995 – 16-21с.]

Интенциональные основания

В организации дискурсов и дискурсивных процессов выделяют интенциональные основания   коммуникации. Интенции, трактуемые в широком смысле как предметные направленности субъекта, образуют основу и глубинное психологическое содержание речи, которое непосредственно связано с целями деятельности и «виденьем мира» субъектом, его желаниями, нуждами, установками. Понимание говорящего (в том числе и с самим собой) во многом определяется восприятием именно интенционального аспекта речи.

Соответственно, без обращения к интенциональному плану дискурса невозможно уяснить не только, почему и зачем осуществляется коммуникация (в том числе и аутокоммуникация), но – что не менее важно – и ее результаты. [Шиян А.А. Структура интенционального акта как структура опыта сознания (к прояснению понятия интециональности в феноменологии Эдмунда Гуссерля), ЖУРНАЛ: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО. ФИЛОСОФИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ, Том: 4 (70) Номер: 2 Год: 2018 Страницы: 60-69].

Интенциональное   пространство и интенциональные направленности

Интенциональное пространство во многом определяет характер дискурса: используемые средства и способы выражения, приемы воздействия, круг обсуждаемых тем.  Выражение и распознавание интенций является важнейшей составляющей речевого взаимодействия. Понимание своих интенций обеспечивает полноту самопонимания, передача интенций служит необходимой основой взаимопонимания, координации действий, достижения целей. Моделирование интенционального пространства дискурса – совокупности иерархически организованных интенций и интенциональных структур, свойственных каким-либо определенным сферам коммуникации и составляющих их основу.

Интенциональные направленности субъектов (интенциональные модификации внутреннего времени сознания, психической энергии и др.):

  • одна из важнейших детерминант формирования и организации того или иного дискурса.
  • составляют его психологическую основу и во многом определяют, что именно и каким образом говориться, как протекает взаимодействие с собеседником(ами).

Зачастую интенциональные основания остаются за пределами осознанного регулирования теми, кто осуществляет   взаимодействие.

Уровень «дискурсивной компетентности» говорящего не может не определять успешность, результативность и эффективность его внутри- и межличностных взаимодействий в индивидуальных и профессиональных контекстах.

Моделирование  интенциональных пространств  дискурса/нарратива

Визуальное мышление вид творческого мышления - создает новые воззрения, визуальные формы, которые несут новую смысловую нагрузку и представляют значение очевидным и представляет собой продолжение и завершение образного отражения реальных особенностей объектов, началом которого являются наглядное, действенное и образное мышления. [Крюкова С.А. ПОНИМАНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ]

Mind mapping или ассоциативное картирование - способ изображения процесса мышления с помощью схем. Теоретической основой этого вида карт является общая семантика, основанная Альфредом Коржибски в 1920-е — 1930-е годы.

Concept mapping или концептуальное картирование отношений между концептами. Это графические инструменты для организации  и представления знаний. Понятия, обычно  представленные в виде прямоугольников или кружков, связаны помеченными стрелками в нисходящей иерархической структуре. Взаимосвязь между понятиями может быть выражена в таких фразах-связках, как «вызывает», «приводит к», «требуется» или «способствует». Концептуальные карты можно приравнять к семантическим сетям, т.к. они имеют сетевую структуру (в отличие от ассоциативных карт), возможность указания типов связей (другие типы карт использует только один тип связей) используют в вершинах слова, реже короткие фразы могут, но редко имеют множественные связи между идеями-концепциями (вершинами сети).

Cognitive mapping или когнитивное картирование - термин предложил в 1948 году Эдвард Чейс Толмен в статье «Когнитивные карты у крыс и людей». Когнитивная карта - образ знакомого  пространственного   окружения - создается и видоизменяется в результате активного взаимодействия субъекта с окружающим миром. При этом могут формироваться когнитивные карты различной степени общности, «масштаба» и организации. Это — субъективная картина, имеющая прежде всего пространственные координаты, в которой локализованы отдельные воспринимаемые предметы. Выделяют карту-путь как последовательное представление связей между объектами по определенному маршруту, и карту-обозрение как одновременное представление пространственного расположения объектов.

Результаты моделирования  интенциональных пространств  дискурса/нарратива используются в процессе  ресурсного дизайна саморазвития на этапах фокусировки, генерации и выбора идей, прототипирования. Так , например, для создания нового опыта/новых связей/«GROWTH MINDSET» у наших участников мы создаем,  например, прототип «Симулятор историй», чтобы проверить идею о том, что проведение нашими респондентами схематического  исследования вариантов  взаимодействия в новых контекстах в различных жизненных историях   на основе структурно-логических  моделей  позволяет обеспечить  им создание и/или расширение внутреннего   пространства вариантов полезных/успешных действий как в  схожих так и  новых   жизненных ситуациях - т.е. оснований для нового позиционирования/ресурсного репозиционирования развития .

Таким образом, ресурсный дизайн саморазвития, реализуя методологию дизайн – мышления для решения задач по ресурсному обеспечению в контексте самоосуществления человека на его жизненном пути, с использованием комплексной модели «Основные группы ресурсов развития личности»:

  • обеспечивает принцип психоэкологического генеративного вектора;
  • использует системные механизмы интеграции топологических уровней Self организации для обеспечения человеко-центричного взаимодействия элементов информационного, когнитивного и физического пространств, задействуя механизмы «гибкого сознания/growth mindset“ и краудсорсинга;
  • создает достаточный уровень индивидуальной компетентности человека в сферах самоорганизации, саморазвития и самоуправления и тем самым определяет качество и полноту его реализации в разных жизненных контекстах «возможных миров».
  • направлен на формирование, развитие и реализацию проявлений системно-генеративной позиции личности;
  • может быть отнесен к информационно – психологической культуре овладения силами информационного мира (первичного и вторичного) для организации полноценной свободной человеческой жизни в индивидуальном и социальном контекстах.
Еще в Ленте Смотреть все