Автобиографический дизайн («AUTOBIOGRAFICAL DESIGN OF LIFE») и концепция «Growth Mindset»

«По воле Бога самого
САМОСТОЯНЬЕ человека,
Залог величия его»
«Два чувства дивно близки нам…» (1830 г.)
А.С. Пушкин

Отправной точкой в подходе автора является один из основных методологических тезисов   постконструктивизма (К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лакан) о том, что   реальности человека (как внутренние, так и внешние) невозможно рассматривать вне дискурса [Marianne Jorgensen and Louise Phillips. Discourse Analysis as theory and method. SAGE Publications, 2002.London.Thousand Oaks. NewDelhi].

Понятие дискурса к сегодняшнему дню получило широкое распространение в психологических исследованиях и является основным для коммуникативной психолингвистики, дискурсивной психологии, некоторых школ психологии личности и психотерапии. Этот термин пришел в психологию из филологии, и его трактовка претерпела значительную эволюцию. Подчеркивая коммуникативный характер дискурса, его чувствительность к конкретной социальной ситуации, в понятие дискурса включают психологические, социальные, культурные факторы, существенные для его производства и понимания. Дискурс характеризуется как речь, «погруженная в жизнь», «коммуникативное событие в прагматическом контексте». Это компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания. В дискурсе отражаются представления говорящих об устройстве мира, их мнения, отношения, установки, интенции. В понятие дискурса включаются также когнитивные факторы, обеспечивающие оперирование вербальным материалом [Ситуационная и личностная детерминация дискурса / Под ред. Н.Д. Павловой, И.А. Зачесовой. – М.: Изд-во « Институт психологии РАН»,2007. – 384с. (Труды психологии РАН)].

Cуммарное влияние содержаний различных дискурсов на процессы жизнедеятельности человека, опосредовано – через изменение содержаний «суггестивных парадигм» (центральный концепт психоэкологии [Психоэкология : [монография] / И. В. Смирнов ; Рос. ун-т дружбы народов, Науч.-исслед. ин-т психотехнологий. - Изд. 1-е. - Москва : Холодильное дело, 2003 (ОАО Рыбин. Дом печати). - 334, [1] с. : ил., портр.; 21 см.; ISBN 5-9900151-1-9 (в пер.)] , может быть диаметрально противоположно :

  • по деструктивному и дегенеративному вектору (лат. degenero - выродившийся, испортившийся) - от нарушения через ослабление к угнетению, прекращению и исчезновению;
  • по конструктивному и генеративному вектору (лат. genus – порождать, вызывать) – от сохранения через усиление к увеличению мощности, продолжению и разнообразию, порождению новых форм.

Соответственно в процессе изменения содержаний дискурсов может происходить увеличение компонентов того или иного вектора [Голубев В.Г. Власть человека и власть над человеком - психоэкологические координаты свободы./ Ж-л «Психотерапия», 2016.-N 1.-С.88-97].

Позиционирование правомочно рассматривать в качестве дискурсивной стратегии, в основе которой заложен дискурс – речь, выступающая в роли средства коммуникации. Как следствие, автор, обращаясь к позиционированию как инструменту для достижения цели, способен добиться ее в результате реализации коммуникативного акта. [А.А. Осокин, Х. Цзинь. Позиционирование как дискурсивная стратегия/ Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2022 Vol. 27 No. 3, 567–572].

Автобиографический дизайн реализует методологию дискурса «дизайн – мышления» для решения задач по «развитию и саморазвитию индивида в изменяющемся мире …в системе жизненного пути, который включает в себя жизненные циклы индивида, которые в свою очередь, включают онтогенез» [Кон И.С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования/Алексеев А. Н. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. Том 3. — СПб.: Норма, 2005. — 808 с.]

Жизненный путь каждого – это результат/результаты самоосуществления - процесса опредмечивания, воплощения себя, своей самости (своих сил, способностей, целей, потребностей, смыслов, ценностей и т.д.) в материальной и духовной действительности в разных формах - [Лукина Е. А. Особенности самоосуществления человека в разные периоды взрослости: автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.13 / С.-Петерб. гос. ун-т. - Санкт-Петербург, 2006. - 26 с.]. Курт Гольдштейн, немецкий и американский невролог и психиатр, автор терминов «самоактуализация» и «самоосуществление» показал, что процесс самоосуществления может происходить как с задействованностью механизмов самоактуализации, так и без этих механизмов. Самоактуализация как раскрытие и развитие потенциала человека, в значительной степени обуславливает успешное, конструктивное протекание самоосуществления в форме самовыражения, самореализации и самотрансценденции на разных жизненных этапах.

Лоуренс Кольберг, профессор Гарвардского университета, американский психолог, специалист в области психологии развития, один из основателей теории когнитивизма, автор теории морального развития  описал то, что   известно как стадии нравственного развития Кольберга – последовательность этапов нравственного развития соответствует последовательности постепенно расширяющихся социальных кругов (семья, сверстники, сообщество и т.д.), в рамках которых люди стремятся действовать компетентно. Когда эти группы функционируют хорошо, ориентируясь на взаимность, взаимную заботу и уважение, растущие люди приспосабливаются ко все более широким кругам справедливости, заботы и уважения. Каждая стадия нравственного когнитивного развития - это осознание отношений справедливости, заботы и уважения, проявляющихся в более широком круге социальных отношений, включая более узкие круги внутри более широкого. Л. Кольберг выделил 6 стадий нравственного развития, развёртывающихся в строгой последовательности аналогично когнитивным стадиям Пиаже. Переход от одной нравственной стадии к другой — результат развития как когнитивных навыков, так и способности к эмпатии. Кольберг не связывает свои стадии с рамками определённого возраста. В то время как большинство людей в своем нравственном развитии достигает, по крайней мере, третьей стадии, другие остаются нравственно незрелыми на протяжении всей жизни. Этапы не могут быть пропущены, каждый неизбежно ведёт к новому, более комплексному и дифференцированному, чем его предшественники, при этом объединяясь с ними.

«Дизайн – мышление» - методология проектирования, которая возникла в Стэндфордском университете. Впервые данная концепция была упомянута в 1969 году ученым - когнитивистом и лауреатом Нобелевской премии Гербертом А. Саймоном в книге «Наука об искусственном». Основоположником методологии дизайн-мышления является Дэвид Келли - профессор инженерного факультета Стендфордского университета, основатель IDEO (международной консалтинговой компании в области дизайна и инноваций ) и Института дизайна Хассо Платтнера .

Проектное мышление - сложным образом организованное системное мышление, способность работать, формировать стратегии развития деятельности, учитывая систему факторов, систему процессов, систему взаимодействий, т.е. – видеть, учитывать не только и не столько множество параметров проектной деятельности, сколько проявляющиеся при их взаимосогласовании, взаимодействии эффекты, а так же связанное со способностью   отчетливо представлять себе не только, что и как должно быть сделано (проблемный и предметно-преобразующий компоненты), но и каким образом это «что» и «как» будет развиваться во времени и пространстве - видеть перспективы развития ситуации.

Дэвид Келли также автор концепции «креативной уверенности» - «суть креативной уверенности в том, чтобы быть убежденным в своей способности изменить мир вокруг; быть убежденным, что можно достигнуть всего, к чему стремишься. Творческая уверенность похожа на мышцу: ее можно накачать и развить. Эта уверенность, то есть вера в способность к созиданию, лежит в самом сердце инноваций. У каждого есть способность к творчеству» [Т. Келли, Д. Келли. «Креативная уверенность. Как высвободить и реализовать свои творческие силы», Издательство «Азбука-Бизнес», 2015 – 288с]. Эта концепция содержит принципы и стратегии, которые позволяют   использовать наш творческий потенциал в трудовой жизни и личной жизни, и позволяют каждому внедрять инновации с точки зрения того, как мы подходим и решаем проблемы, как каждый из нас может найти свои творческие силы.

Кэрол Дуэк, профессор психологии в Стэнфордском университете, доктор философии в Йельском университете (https://profiles.stanford.edu/carol-dweck) в монографии «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей [«Mindset: The New Psychology of Success», 2008 г.] на основании проведенных исследований, сформулировала следующие положения: «Люди, которые считают/верят что человеческие способности поддаются развитию («growth mindset»), действительно развиваются и стараются максимально использовать свой потенциал, Люди, которые не верят в возможность самосовершенствования («fixed mindset»), часто застревают или, даже достигнув высокого уровня, не могут удержаться на нем. Чрезвычайно важно, во что мы верим ».

«Fixed mindset» – «… зачастую результат полученного на раннем этапе жизненного опыта, под воздействием которого формируется постоянно повторяющийся в дальнейшем паттерн в виде комбинации аффекта, поведения, когнитивного стиля, что способствует возникновению определенных структур идентичности» [EMDR-терапия и вспомогательные подходы в терапии детей. Комплексная травма, травмы привязанности и диссоциативное расстройство / Гомес Ана, Издательство Научный мир, 2022 г., ISBN: 978-5-91522-532-8].

Концепции «креативной уверенности» Д. Келли и «Growth/fixed mindset" К. Дуэк согласуются с базовыми основаниями психоэкологии, сформулированными в результате многолетних концептуальных и экспериментально-клинических исследований д.м.н., профессора, академика РАЕН Смирнова И. В. и руководимого им научного коллектива [Смирнов И., Безносюк Е., Журавлёв А. Психотехнологии. Компьютерный психосемантический анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне. -- М.: Издательская группа "Прогресс" - "Культура", 1995. - 416 с.] и [Психоэкология: [монография] / И. В. Смирнов; Рос. ун-т дружбы народов, Науч.-исслед. ин-т психотехнологий. - Изд. 1-е. - Москва: Холодильное дело, 2003 (ОАО Рыбин. Дом печати). - 334, [1] с.: ил., портр.; 21 см.; ISBN 5-9900151-1-9 (в пер.)] – «Суггестивная парадигма – семантическая система внутренней картины мира, которая определяет число и сущность реалий человека. Наиболее ярко суггестивная парадигма проявляется в вере, убежденности и ценностях. Любой человек имеет открытую суггестивную парадигму, что подразумевает возможность ее изменения за счет воздействий либо извне, либо самостоятельно. Для большинства людей существует принципиальная практическая возможность как угодно видоизменять свою суггестивную парадигму для соответствующей адаптивности личности с учетом поставленных целей и задач».

Изменение суггестивной парадигмы происходит в фазовых/переходных состояниях. При переходных/фазовых состояниях изменяется отношение корковых клеток к условным раздражителям, в зависимости от степени заторможенности этих клеток [Платонов, К.И., Слово как физиологический и лечебный фактор: Вопросы теории и практики психотерапии на основе учения И. П. Павлова. - Издание: Изд. 2-е, заново переработанное и дополненное.  - Москва: Медгиз, 1957. - 532 с.].

На всем протяжении жизненного пути у каждого из нас есть способность творить, и могущество наше велико – все, во что мы верим, становится явью. Мы творим самих себя такими, какими, по нашим убеждениям, являемся. Мы – такие, какие есть, потому что верим в это. Вся наша действительность, все, во что мы верим, создано нами самими. Мы всю свою жизнь совершенствуем свое умение быть таким, каким себя считаем. Мы делаем это настолько хорошо, что целиком овладели образами самого себя, составленных на основе собственных представлений. Мы тренируемся уже много лет и достигли высокого уровня мастерства в том, чтобы соответствовать выбранным/воображенным образам самих себя. Лишь с одним уточнением – чаще всего эти образы и наши верования владеют нами, а не мы – ими. И поскольку все мы уже мастера, то есть смысл выяснить, в чем же заключается наше могущество.

С детства, когда мы начинали сталкиваться с какими-то препятствиями, у нас появлялась возможность преодолевать их разными способами. Например, некоторые из нас злились и это помогало. Гнев помогал справиться с трудностью и после достижения результата мы испытывали «хорошее» состояние. Так через гнев мы добиваемся того, чего хотим. Затем это случается еще раз, мы снова реагируем гневом – и теперь уже точно знаем, что он помогает разобраться с проблемой. И тогда мы упражняемся в этом опять и опять, до тех пор, пока не становимся мастерами злости. Сходным образом другие из нас становятся мастерами печали, мастерами страха, мастерами зависти, мастерами самоотрицания. Все наши трагедии и страдания определяются долгой практикой [Ходоров Джоан. Танцевальная терапия и глубинная психология: Движущее воображение/ Пер. с англ. – М., «Когито-Центр», 2009. – 179-189с.]

Мы заключаем с самими собой соглашение и соглашения, и затем упражняемся в них, пока они не превращаются в настоящее мастерство. То, как мы чувствуем, действуем и думаем, входит в привычку, и нам уже просто нет нужды обращать внимание на то, что мы делаем. У каждого из нас есть тысяча соглашений и договоренностей с самим собой, окружающими людьми, со своим собственным сном, Богом, обществом, родителями, супругой или супругом, с детьми. Но самые важные из них – самые ранние, самые первые – с самим собой. В этих соглашениях мы отвечаем себе на вопрос: «Кто ты? Что чувствуешь? Во что веришь? Как должен вести себя? Так складывается личность. Соглашения гласят: « Вот я какой. В это я верю. На это могу пойти, а на это – нет. Это реально, а это фантазия; это возможно, а это нет».

Отдельно взятое, одно соглашение не создает суммарного эффекта, но одно влечет другое, и у нас их множество. Если ты хочешь жить по-другому, то нужны другие соглашения, использующие   силу твоей веры. В любом человеке с рождения заложена определенная личная сила, которая каждый раз восстанавливается во время отдыха. Творчество, бодрость Духа, свежесть ума, смекалка, изобретательность есть суть, центр самого человека. А уход от этой сути приводит к умалению творческих проявлений. И только осуществляя «возвращение» к своему центру человек восстанавливает свою собственную способность творить. В таких устоявшихся русских народных высказываниях, как : « утро вечера мудренее», « на свежую голову», «свежее решение», «живой ум», - отображены многовековые наблюдения о том, что новое и/или творческое решение жизненных задач зависит от того состояния человека, в котором он становится вновь «свежим», «живым» и т.д. Это состояние естественным образом достигается посредством полноценного («освежающего») сна и/или отдыха. Во время такого сна/отдыха человек «уходит» с явных и неявных игровых площадок своей жизни и «возвращается» туда, где вновь ему становятся доступными «свежесть» и «жизненность». Соотнесённость креативности и рекреативности с таким состоянием через повторяющиеся «возвращения» реконструируется и через сравнение   латинских этимологических ядер этих понятий:

«cre» (лат. - со спектром значений: 1) бодрый, живой; весёлый, радостный, возбуждённый, пылкий, яростный; резвый, проворный, ретивый; 2) склонный, всегда готовый;

«creо» (лат. - со спектром значений: 1) творить, создавать, производить; рождаться, возникать; 2) учреждать; 3) сделать, назначить, избрать; 4) вызывать, порождать, причинять;

«recreo» (лат. - со спектром значений: 1) воссоздавать, воспроизводить, обновлять; 2) переделывать, преобразовывать; 3) восстанавливать, подкреплять, освежать, восстановить дыхание, укреплять, ободрять; 4) возрождаться, вновь крепнуть; отдыхать и приходить, возвращаться в себя;

В значении «recreo» указывается на «возвращение» в себя. Используем еще одно меткое народное утверждение: « голь на выдумки хитра», имея в виду значение «хитрый» как искусный, мудрёный, изобретательный, замысловатый, затейливый ("Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даля). Значение для «голь» - оборванцы, бедняки, нищие, и «голый» - Не имеющий на себе никакой одежды, раздетый, нагой. На пляже лежат голые тела. Не становись голыми ногами на пол. 2. Лишенный растительного покрова. Голая голова. Г. птенец. Голые деревья. Голые скалы. Г. веник. Где некогда всё было пусто, голо, теперь младая роща разрослась. Пшкн. 3. Ничем не покрытый. Голые стены. Спать на голом полу. 4. Беспримесный, крепкий, сплошной (не имеющий на себе никакой одежды, раздетый, нагой, ничем не покрытый, а так же беспримесный, крепкий, сплошной (Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова) – т.е. «в чём мать родила» - указывает не только на   отсутствие или фронтирность, маргинальность социального статуса и идентичности человека, но и на его самодостаточность как творца по факту появления человеком. Человек способен существовать и творить во множестве мерностей, если не ограничивает себя сам или не отказывается сам от себя. Творчество, креативнось есть проявление аутентичности, соответствия человека как самому себе, так и своим корням. И это обеспечивается соответствующим содержанием «credo» (с лат. – вера, убежденность и ценность) [Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов: Пер. с фр./Общ.ред. и вступ.ст. Ю.С.Степанова. – М.:Прогресс-Универс,1995. – 456с., с. 91-95].

Мы сначала тратим свою силу веры на создание соглашений, потом – на их выполнение. Все эти договоренности рассеивают нашу энергию и нам хватает силы только для повседневного выживания, поскольку большая ее часть расходуется на выполнение договоров, не выпускающих нас из ловушки коллективных и межпоколенных соглашений. Подобные соглашения управляют нашей жизнью. Перезаключая такой договор, такой контракт, такое соглашение человек всякий раз возобновляет энергию, потраченную на их создание. Всякий раз, когда человек слышит чьё-то мнение и верит ему, он составляет договор, который становится частью его системы верований.

Хотим этого или нет, но мы не можем выбирать начало своей жизни. И закономерный конец жизни никто из нас не может изменить по своему усмотрению. Но каждый может спрашивать о своей сущности изнутри своего существования. При этом невозможно теоретически приходить к знанию о сущности себя, которое затем можно будет применить к жизни: «Мы можем спрашивать о сущности человека только в живом акте его существования. Нет антропологии вне драматической антропологии» [H.U. von Balthasar, Teodrammatica, II. Le persone dell dramma: l uomo in Dio, trad. it., Milano 1978,167-402]. Продолжая аналогию с драмой, театром, важно отметить, что человек, распоряжаясь своей жизнью, обсуждает содержание пьесы, уже произнося свою роль на сцене вместе с другими актерами. При таком распоряжении собой человек может осознать ответственность за свою судьбу. А в открытости к миру и Другим- встретиться с необходимостью существования отличного от себя Другого, который требует своего признания. Отвергая Другого, «Я» пустилось бы в авантюру, представляя себя Богом и гротескно претендуя на бесконечную свободу, мысля себя постоянно в борьбе с собственным пределом, отрицая его и никогда не достигая цели, подобно вечно страдающему Танталу. Человек обнаруживает в итоге, что его свобода неизбежно дана «откуда-то», а процесс ее раскрытия может приводить к познанию собственного существования как движение в некое «куда-то».

Свобода человека может быть понята только в признании существования «изначальной» Свободы, являющейся своим собственным абсолютным основанием и потому способной порождать бесчисленные конечные свободы, которые сами обладают возможностью распоряжаться собой и признавать Других через связь с ними. Тем самым в самом устроении человеческой свободы с «изначальной» полярностью и одновременным её отсутствием, отражающей внутренне присущий ей динамизм потенциальности, выражается и реализуется её драматический характер во всех проявлениях и сферах человеческой жизни от её начала до исхода.

Реализация методологии дизайн-мышления для решения задач по «развитию и саморазвитию индивида в изменяющемся мире» предполагает целенаправленное познание и получение опыта практического освоения переходных/фазовых состояний в различных жизненных контекстах с опорой на:

  • психотехническое конструирование по Цзен Н.В. и Пахомову Ю.В.;
  • психонетические подходы Бахтиярова О.Г. – термин «психонетика» введен Татеиси Кадзумо в 1970 году – https://vk.com/wall-79078539_27?ysclid=lhnievbqy352929425 );
  • теорию Ж.Дюрана «l’imaginaire» - первичного процесса, состоящего из воображаемого, воображающего, воображения и самого процесса воображения одновременно;
  • открытые Antonio Damasio, руководителем Института Мозга и Творчества Университета Южной Калифорнии, принципы пространственно-временной нейрональной организации человека, обеспечивающие понимание и использование коммуникативных механизмов на топологических уровнях Self-организации:

Proto Self - метаболические механизмы;

Corе Self - координационно –рефлекторные механизмы;

Autobiographical Self - нарративно – дискурсивные механизмы;

  • теорию жизненных ресурсов [Балацкий Е.В. Теория жизненных ресурсов: модели и эмпирические оценки// «Мониторинг общественного мнения», №2(82), 2007. С. 124-133.]

Автобиографический дизайн, реализуя методологию дизайн – мышления в контексте решения задач самоосуществления человека на его жизненном пути, направлен на формирование , развитие и реализацию   проявлений   системно-генеративной позиции личности [Силенок П.Ф. Генеративная психотерапия - пособие для психологов-консультантов и психотерапевтов, Г. КРАСНОДАР, 2012 г. URL: posobie-silenok.pdf (r-psy.ru) (дата обращения: 14.06.2021)].

Еще в Ленте Смотреть все