Блог
30.10.2023

Развитие самостоятельности у детей: как создать условия для успеха

Каждый родитель хочет видеть сына или дочь уверенным в себе человеком, который достигает успеха в делах, строит карьеру и при этом финансово независим. В числе факторов, влияющих на успех и адаптацию в жизни – развитие самостоятельности.  

Самостоятельность – это навык, который определяет, насколько человек способен быть ответственным за действия, решать проблемы и достигать поставленных целей. Самостоятельность также влияет на качество жизни, дает независимость от чужих мнений и свободу в решениях. Самостоятельные люди способны грамотно управлять временем и ресурсами, уверены в себе, своих способностях, это помогает достигать успеха в учебе, работе и личной жизни.

Самостоятельность ребенка – это способность действовать и находить решения без помощи взрослых. Человек, которого в детстве научили самостоятельно справляться с решением жизненных вопросов и находить выход из сложных для него ситуаций, как правило, располагает большими возможностями и внутренними ресурсами во взрослом возрасте для достижения поставленных целей.

Развивать самостоятельность советуют с самого раннего детства: с того момента, когда ребенок начинает ползать, ходить, говорить. 90% успеха в этом процессе зависит от родителей, задача которых дать ребенку самостоятельно исследовать мир вокруг себя и учиться делать выбор.

Рассмотрим подробнее, как проходит развитие самостоятельности у детей и что влияет на этот процесс.

Кризис трех лет как первый этап проявления независимости

Первое осознанное проявление самостоятельности приходится, как правило, на период кризиса трех лет. В это время ребенок начинает понимать, что он – отдельная личность.

Кризис трех лет важен для формирования самостоятельности потому, что в этот период ребенок овладевает умениями, совершенствует их на практике и начинает впервые проявлять независимость и желание контролировать жизнь.

Кризис трех лет происходит в период с 2 до 4 лет, однако иногда первые проявления начинаются в 1,5 года. Каждый ребенок проходит кризис по-разному: у одних проявления явные, у других – менее выражены. О происходящих изменениях, как правило, свидетельствуют следующие признаки:

  1. Негативизм – ребенок становится упрямым и игнорирует просьбы родителей, даже если до этого не проявлял непослушание.
  2. Капризность – ребенок капризничает, требует внимания у окружающих людей, устраивает истерики по поводам и без.
  3. Раздражительность – ребенок раздражается без причины, неуравновешен, бурно реагирует, если что-то ему не нравится.
  4. Агрессивность – ребенок проявляет агрессивное поведение, враждебно настроен к окружающим. Например, начинает кусать, царапать или бить других детей и даже взрослых. Это часто встречается в период кризиса трех лет.
  5. Расстройство сна и аппетита – у ребенка возникают трудности со сном. Малыш отказывается ложиться в положенное время или просыпается много раз за ночь, сбивается режим сна. Также для кризиса трех лет характерно снижение интереса к еде или вовсе потеря аппетита. Причем ребенок отвергает даже те продукты, которые раньше любил.
  6. Стремление к независимости – ребенок проявляет желание быть самостоятельным, отвергает помощь взрослых. Например, сам выбирает одежду, которую хочет надеть.

Как вести себя в период кризиса трех лет у ребенка

Для ребенка кризис трех лет – взросление и перестройка психики, а для родителей этот период – испытание нервов на прочность. Для того чтобы пройти кризис с минимальными потрясениями и при этом не навредить ребенку, рекомендуют следовать советам психологов и педагогов.

  • Дайте ребенку в пределах разумного контролировать, что делать и чем заниматься. Позвольте самому делать выбор и принимать решения в ситуациях, когда это допустимо.
  • Проявляйте терпение и понимание. Помогайте ребенку разобраться в чувствах. Дети, как правило, не распознают эмоции и не понимают, испытывают злость или обиду, радость или восторг.
  • Поддерживайте ребенка. Чтобы преодолеть этот период, ему нужна поддержка и поощрение. Давайте любовь и заботу, говорите, как сын или дочь важны для вас.
  • Общайтесь с ребенком. В трехлетнем возрасте дети начинают проявлять интерес к окружающему миру. Не ленитесь отвечать на вопросы, объяснять, что происходит.

Важно понимать, что кризис трех лет – это естественное явление. Как раз в этот период родители могут помочь ребенку развивать самостоятельность, давая принимать решения, поручая задания, которые малыш способен реализовать самостоятельно, поощряя его достижения.

Формы развития самостоятельности у ребенка

Развитие самостоятельности у детей – это процесс, существенную роль в котором играют родители. Умения ребенка развиваются с помощью взрослого, проявляются в разных видах деятельности, со временем превращаясь в свойство личности.

Формы развития самостоятельности включают в себя занятия, игры и упражнения, задача которых – заложить первые навыки самообслуживания, воспитать способность принимать решения, планировать и организовывать жизнь.

Рекомендуют использовать следующие формы развития самостоятельности:

  1. Домашние обязанности. Задавайте ребенку несложные задания, которые он способен сделать самостоятельно, например, убирать игрушки после игры или помогать накрывать на стол. Ребенку стоит давать задания, которые соответствуют его возрасту и уровню развития, но при этом надо постепенно увеличивать уровень сложности занятий.
  2. Самообслуживание. Поощряйте ребенка самостоятельно одеваться, умываться, чистить зубы, завязывать шнурки или помогать приготовить завтрак. Ежедневное повторение процессов закрепит навыки.
  3. Игры с правилами. Игры с правилами помогают развивать у ребенка способность самостоятельно принимать решения и уважать правила. Например, игры в магазин или в доктора. В игре ребенок «находит свое место» в социальной жизни, действуя независимо от взрослого, опираясь на личные интересы и потребности.
  4. Творческие занятия. Дайте ребенку выражать себя в творчестве. Это тоже способ познавать окружающий мир. Рекомендуется организовать малышу доступ к материалам и инструментам для творчества. Например, к кистям и краскам для рисования, пластилину, конструкторам.
  5. Самостоятельные походы. Поощряйте ребенка заниматься самостоятельными занятиями, например, играть в парке или библиотеке без присутствия взрослых.

Важно чередовать различные формы развития самостоятельности у детей, такие как индивидуальная работа, работа в группе, игры и задания, которые требуют решения проблем. Это развивает у детей когнитивные способности, социальные навыки, эмоциональный интеллект и т.д.

Как хвалить ребенка

В период, когда происходит развитие самостоятельности у детей, советуют хвалить их за достижения, даже на первый взгляд несущественные. Похвала помогает лучше усваивать новые знания и навыки, дает понимание, что усилия не проходят зря.

Когда ребенок получает похвалу за усилия и достижения, он обретает уверенность в себе, своих возможностях. Это побуждает к дальнейшим действиям и развитию самостоятельности. Однако, важно помнить, что похвала должна быть конкретной и основанной на реальных достижениях, чтобы не создавать ложных ожиданий и разочарований у ребенка.

  • Будьте конкретны. Хвалите ребенка за конкретные действия или достижения, а не за общие качества типа «ты умный». Например: «ты очень хорошо научился играть на гитаре» вместо «ты талантливый музыкант».
  • Будьте искренними. Ребенок чувствует, когда вы говорите не от сердца, а просто для того, чтобы его похвалить.
  • Подчеркивайте усилия, а не результат. Важно показывать ребенку, что усердный труд и настойчивость имеют не меньшее значение, чем итоговый результат. Например: «ты много тренируешься и это дает результаты» вместо «ты выиграл турнир, потому что ты лучший».
  • Не завышайте ожидания. Если вы постоянно хвалите ребенка за все, что он делает, то он может начать завышать свои ожидания и потерять мотивацию. Поэтому хвалите только тогда, когда это заслужил и достиг результатов.
  • Не сравнивайте с другими детьми. Каждый ребенок уникален, имеет сильные и слабые стороны. Поэтому не сравнивайте с другими детьми, а хвалите за то, что делает лучше.

Дети, которым не передают ответственность за ежедневные дела, нерешительны, оглядываются на мнение других, такой ребенок вырастает инфантильным и беспомощным в бытовых вопросах, не способен постоять за себя, отстоять свои интересы.

Поэтому самостоятельность ребенка – это залог того, что во взрослой жизни он будет более уверенным в себе и способным принимать решения. Будет знать, как управлять эмоциями и поведением в жизненных ситуациях, а также сумеет правильно планировать свое время и грамотно распоряжаться финансами.

Родителям станет понятно, что их ребенок обретает самостоятельность, по следующим изменениям в поведении:

  1. Проявляет интерес к самостоятельности в различных областях жизни, например, просить помочь ему научиться одеваться самостоятельно, чистить зубы.
  2. Принимает решения самостоятельно и выражает свои предпочтения. Выбирает то, что нравится ему.
  3. Становится инициативным и самостоятельно берется за задачи, которые раньше требовали помощи взрослых. Например, сам завязывает шнурки, складывает игрушки на место после игры, моет за собой посуду или убирает со стола.
  4. Берет ответственность за действия и осознает последствия поступков. Например, понимает, что нужно бережно относиться к игрушкам. Понимает, что есть правила, которые стоит соблюдать.
  5. У ребенка появляется уверенность в себе и своих способностях. Ребенок отстаивает интересы, не боится сложных задач.

Развитие самостоятельности у детей – сложный и требующий времени процесс. Важно понимать, что каждый ребенок индивидуален и уникален, не стоит сравнивать его с другими. Родителям стоит набраться терпения и не предъявлять ребенку завышенных ожиданий. Важно понимать, что самый лучший вариант – дать ребенку расти и развиваться в подходящем для него темпе.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все