Блог
27.12.2023

Социальная дезадаптация – о проблеме с точки зрения науки

Человек, столкнувшийся с социальной дезадаптацией, испытывает сложности в адаптации к правилам социума, теряя способность поддерживать связи и взаимодействие с друзьями, близкими, родственниками и другими окружающими людьми. Состояние способно развиться вплоть до того, что человек утрачивает способность справляться с возникающими проблемами и имеет сложности с приспособлением к изменениям действительности. В итоге личность часто сталкивается с депрессией, выражающейся в отсутствии желания контактировать с внешним миром и стремлением к самоизоляции. О том, как развивалось видение дезадаптации с точки зрения науки, рассказал заведующий кафедрой «Позитивная динамическая психотерапия» Владимир Слабинский.

Корни социальной дезадаптации

Самая стабильная характеристика сегодняшнего мира – это изменчивость и нестабильность. Если в нулевые годы нового века концепция Нассима Талеба о существовании «черного лебедя» – события, меняющего ландшафт существования – воспринималась смелой и даже новаторской, то в 20-е годы впору говорить о том, что поодиночке лебеди не летают, и, что прилетевшая стая черных лебедей вызывает в мире эффект снежной лавины изменений. Однако возникает вопрос: а приспособлен ли человек к такой скорости изменений…

Предлагаю вспомнить, что случившееся ранее эпохи перемен, как мы сегодня знаем, стало причиной критического уменьшения человеческой популяции. Ученые говорят, что за новации человечеству и отдельным популяциям пришлось заплатить прохождением через «бутылочное горлышко». Так может и наблюдающееся в развитых странах уменьшение рождаемости и депопуляция неслучайны и представляются платой, в том числе, и за переход к новому технологическому укладу?

В середине ХХ века теоретик информационного (постиндустриального) общества Элвин Тоффлер писал, что способность адаптироваться к изменениям среды конечна и является константой, из-за чего предощущение новых перемен вызывает страх будущего – футурошок. Если сравнить скорость изменений жизни во времена Тоффлера и сегодня, то в глаза бросится непомерная разница скоростей. Это понимание приводит к утверждению, что современник платит значительно дороже, чем новой фобией.

Как было показано мною раньше, основная проблема начала XXI века – это инфантильный невроз. Выросли поколения, для которых взросление – чуждая категория. Как и другие неврозы, это состояние развивается постепенно и представляет из себя нарушения в трех плоскостях отношений личности:

  • когнитивной;
  • эмоциональной;
  • поведенческой.

 Научный мир о том, что такое социальная дезадаптация

Метаанализ стуктуры около 90 тысяч научных исследований в зарубежных статьях по психотерапии за 2012-2021 годы показал, что по количеству публикаций на первом месте – статьи, посвященные влиянию психотерапии (конкретных методических приемов) на психологическую адаптацию пациентов, в том числе и с психическими расстройствами. Это яркое подтверждение того, что проблема социальной дезадаптации признается большинством из работающих сегодня западных психотерапевтов.

Как показал великий русский психолог Александр Фёдорович Лазурский, одно из определяющих свойств взрослой личности – адаптация к изменениям внешней среды, которая происходит в результате перестройки психики и разрешения внутриличностного конфликта. Итак, об адаптации можно говорить, когда человек находит в себе силы преодолевать трудные ситуации, что происходит за счет приобретения соответствующих свойств личности. Замечу также, что этот процесс развивается не только на психологическом, но и на социальном, а также биологическом уровнях. Второй возможный по Лазурскому вариант – гиперадаптация. Если адаптация не предполагает конфликтных ситуаций с внешней средой, то гиперадаптация, напротив – приспособление внешней среды к потребностям личности. И для варианта адаптации, и для гиперадаптации, процесс невозможен без других свойств взрослости – осознанности и ответственности за поступки.

В России нет принятого термина, обозначающего группу риска для формирования инфантильного невроза, вероятно, исходя из феноменологии описания, лучше других подходит для представителей этой группы термин «квалифицированные потребители». На Западе эта группа носит название «поколение снежинок» (англ. – Generation Snowflake). Уже в семантике этого названия заложена уязвимость молодежи, а также их непоколебимая уверенность в собственной уникальности. Они уверены – планета вращается, чтобы удовлетворять их потребности и желания. Окружающие должны им, а они – никому ничего не должны. Американский публицист Майкл Снайдер, рассуждая об этом поколении, отмечает, что это поколение сформировано из неженок, мальчиков и девочек, которым не суждено вырасти и стать взрослыми личностями – мужчинами и женщинами.

 Как справиться с социальной дезадаптацией

На поведенческом уровне инфантильный невроз проявляется социальной дезадаптацией или неспособностью человека адаптироваться к условиям жизни в обществе. Эти люди гиперчувствительны и не способны переносить столкновение с внешним раздражителем – чужим мнением, ведь допустимо только одно правильное мнение и это их собственное мнение. Во взаимоотношениях они ощущают дискомфорт, который усиливается по мере укрепления взаимоотношений – вплоть до формирования панических атак и агарофобии. Если внутриличностный конфликт канализируется внутрь, то появляется аутоагрессия, например, в виде шрамирования и других форм насилия над собственным телом, вплоть до неоправданных операций по улучшению внешности и смене пола. Вспомните, например, что еще в Викторианскую эпоху ради осинной талии модницы носили корсет и даже удаляли ребра. Если же внутриличностный конфликт канализируется вовне, то гетероагрессия проявляется нарушением моральных норм и антисоциальным поведением.

Важно подчеркнуть, что речь идет о психическом расстройстве, причиняющем страдания как самому больному, так и окружающим людям. Самопомощь малоэффективна из-за незрелости больной личности и гиперопеки со стороны окружающих и общества. Часто формируются созависимые семьи и сообщества с деструктивным типом взаимоотношений, в которых больной проявляет себя как садист и абьюзер. Медикаментозное лечение также малоэффективно. Только качественная комплексная психотерапия как сочетание индивидуальной, семейной и групповой терапии способны дать гарантию результата. Важно помнить, что если уровень страдания достигает критического уровня, то возможны и самоповреждения вплоть до суицида пациента.

 Эскапизм как пример дезадаптации – верно или нет

Инфантильный невроз не стоит путать с эскапизмом. В этом состоянии человек сторонится неприятностей, обыденности и скуки повседневной жизни. В пиковых проявлениях эскапизм иногда становится элементом этого невроза, так, Владимир Николаевич Мясищев приводит клиническое описание невроза, при котором пациентка страдала патологическим фантазированием.

Однако чаще эскапизм – вариант нормы – способ совладания со стрессом. Неслучайно Зигмунд Фрейд считал, что жизнь обязательно включает в себя бегство в иллюзии – так называемое эскапическое фантазирование. Происходит это, по мнению австрийского психолога и психиатра, из-за того, что жизнь приносит человеку слишком много горечи и проблем. Фантазии в этом случае приносят облегчение, в котором нуждается личность.

И, наконец, не стоит путать бегство в фантазии и эпатаж личности. Если первое представляет собой пассивную форма, когда человек, руководствуясь отдельными устойчивыми установка личности, избегает и уходит от реальности. То эпатаж предполагает желание проявить себя, выделиться из других подобных себе. Происходит это часто из желания протеста, сопровождается эффектами неожиданности и непредсказуемости.

Еще одно важное в контексте обсуждаемой темы явление – это дауншифтинг. Свое начало это название берет от английского слова downshifting, означающего переключение трансмиссии автомобиля в ручном режиме на более низкую передачу, либо замедление или ослабление процесса. Так называются проявления, когда человек стремится упростить себе жизнь, выбирает следование собственным желаниям и целям, а не навязанным обществом и окружающими людьми идеям. Дауншифтеры – люди, следующие подобному пути, ориентируются на простую жизнь с минимальным уровнем потребления. Признаваемые и пропагандируемые обществом блага, такие как: стремление разбогатеть, получить повышение по службе и так далее – игнорируются. При этом к собственной жизни дауншифтеры подходят проактивно и ответственно. Зачастую переходу к подобной жизненной стратегии предшествует период тщательного планирования и формирования источника доходов (пассивного или активного), а также определение нового места жительства, отвечающего критериям дешевизны и концентрации вариантов получения гедонистического наслаждения без дополнительных финансовых трат. Поэтому неслучайно популяция дауншифтеров концентрируется на берегах тропических морей.

В определенном смысле, дауншифтинг – это социальный протест против бесчеловечности современной цивилизации. В тоже время считать дауншифтинг антисоциальным поведением неправильно, ведь эти люди в новом месте жизни демонстрируют высокий уровень социальной адаптированности.

Социальная дезадаптация и уровни жизнедеятельности личности

Сказанное выше лучше понимается через призму уровневой теории личности А.Ф.Лазурского, в которой выделяются три уровня жизнедеятельности личности:

  1. Уровень дезадаптации – человек страдает от неприспособленности к изменениям окружающей среды, крайним следствием дезадаптации становится развитие инфантильного невроза либо других психических расстройств.
  2. Уровень адаптации – на этом уровне взрослые здоровые люди активно действуют с целью лучшей адаптации и социальной реализации жизненных планов. Важно подчеркнуть, что эскапизм иногда выступает стратегией поиска новых перспективных социальных ниш, эпатаж – инструментом тестирования нового ролевого поведения, а дауншифтинг – финалом череды активных действий.
  3. Уровень гиперадаптации – просоциальные, альтруистические стратегии построения новых ландшафтов жизни, актуальность и польза которых становится видна только спустя время. Это уровень, на котором жизнь воспринимается не как борьба за выживание, а как реализация потенциала личности и творчества.

 Подводя итог, отмечу, что чем лучше адаптация, чем выше уровень жизненного функционирования по Лазурскому, тем выше качество жизни, более проявлены трансвитальные смыслы и ярче чувства человека.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все