Блог
26.09.2024

Формирование поведения ребенка: что не стоит упускать из виду

Быть родителем – сложная и интересная, но также и ответственная работа. Для формирования поведения ребенка предстоит не только установить крепкую эмоциональную связь и окружать малыша любовью, но и стать примером – образцом для подражания. О секретах правильного воспитания детей – в новой статье Академии социальных технологий.

Как ранний опыт и окружение влияют на формирование поведения ребенка

Первые годы жизни, получаемый личный опыт, в том числе и в ходе социального взаимодействия, играют ключевую роль в формировании личности ребенка.

Дети, наблюдая за взрослыми и подражая им, получают основы социального поведения, которые впоследствии влияют на то, как взрослеющий ребенок будет выстраивать отношения и адаптироваться в обществе. Родители также передают ребенку собственные культурные и социальные ценности, приверженность традициям и обычаям, которые формируют личность.

Кроме того, эмоциональная связь с родителями, в первую очередь с матерью, формирует чувство безопасности и доверия к окружающим людям и миру. Дети, получающие необходимую заботу и любовь близких, также, как правило, отличаются большей уверенностью в себе и жизнестойкостью.

Влияют на формирование поведения ребенка и условия, в которых происходит взросление. Игры и сенсорный опыт помогают не только познавать себя и окружающий мир в безопасном режиме, но и способствуют когнитивному, интеллектуальному и психомоторному развитию.

Большой вклад в изучение вопросов формирования поведения ребенка внесли психологи бихевиористы. Согласно этому течению, личность человека находится под воздействием внешних факторов и ее развитие определяется ими. Это означает, что каждый из нас при рождении подобен чистому листу, а все, что потом формирует личность и характер – исходит из окружения. Таким образом, люди рождаются с равным потенциалом, исключая случаи генетических нарушений и физических ограничений.

Роль родителей и воспитателей в создании здоровых поведенческих моделей

Значимые взрослые играют ключевую роль в формировании здорового поведения ребенка. Активное участие таких взрослых в жизни ребенка, их увлечениях и интересах служит основой для создания и развития здоровых детско-родительских отношений.

Происходит это и за счет уже упоминавшегося в этой статье наблюдения. Родители и воспитатели, выбирая правильные модели поведения, составляют представление ребенка о том, как вести себя в различных жизненных ситуациях, управлять своими реакциями и эмоциями.

С взрослением ребенка в воспитательную практику активно включаются разговоры – информация, получаемая из этого общения, помогает ребенку сориентироваться и получить правильные установки. Но и не только! В таких первых содержательных беседах малыши учатся общаться, поэтому взрослым рекомендуется использовать те же стратегии, что признаются и при общении на равных. Используйте техники активного слушания, демонстрируя неподдельный интерес к мнению сына или дочери, проявляйте эмпатию и уважение.

В этом взаимодействии также важно придерживаться здоровых границ и правил, признавая, что малыш с первых лет жизни – самостоятельная, в определенном смысле, личность, желания которой, как и любого другого человека, требуют уважения. Конечно, не каждое желание ребенка пойдет ему на пользу и это в общении обязательно стоит учитывать, поэтому объясняйте ребенку те или иные решения, обращая внимания на последствия и опасности некоторых выборов.

Будьте конструктивны, но в то же время ласковы и заботливы, рассказывая ребенку о том, что приемлемо, а что – нет.

Типы воспитания

Согласно концепции оперантного обусловливания, предложенной американским психологом-бихевиористом Б.Ф.Скиннером в 1971 году, поведение человека изменяется в зависимости от последствий. В этой связи доступно 4 типа воспитательных реакций на действие, совершаемое ребенком. В контексте темы формирования поведения ребенка их можно представить следующим образом:

  1. Положительное наказание – до ребенка доводятся неприятные последствия, которые может вызвать его поведение. Примеры: ругать ребенка за шалости и хулиганство; поручать выполнение обязанностей по дому в качестве наказания; вводить дополнительные правила и ограничения.
  2. Положительное подкрепление – ребенку предлагается приятное последствие, поощряющее повторение поведения. Примеры: хвалить ребенка, когда он хорошо себя ведет; вручать небольшую награду или подарок, когда ребенок выполняет обязанности по дому.
  3. Отрицательное наказание – ребенок лишается чего-то приятного, чтобы снизить вероятность повторения поведения. Примеры: запрет на компьютерные игры, если ребенок плохо себя ведет; отмена совместного досуга – похода в кино или на выставку, когда ребенок не выполняет обязательства, например, по уборке комнаты.
  4. Отрицательное подкрепление – ребенок лишается чего-то неприятного, что стимулирует его поведение. Примеры: разрешать ребенку гулять самостоятельно, когда он начинает соблюдать установленные правила; отказ от проверки выполнения домашних заданий, если ребенок доказал, что он достаточно ответственен, чтобы делать это самостоятельно.

Иными словами, когда поведение социально-приемлемо, то ребенка поощряют повторять его, а когда поведение недопустимо, то повторять его крайне не рекомендуется. Благодаря этим наказаниям и подкреплениям формируются ассоциации, с учетом которых человек и дальше выстраивает линию поведения.

Поощрение и наказание: что работает, а что – нет

Поощрение и наказание – две основные воспитательные стратегии, помогающие родителям формировать поведение детей. Поощрение заключается в использовании похвалы и наград для воспитания желаемого поведения, а наказание, например, в виде лишения привилегий, ограничений и строгих последствий используется для коррекции поведения.

Выделяют также различные виды поощрения: физическое, эмоциональное и временное, которые помогают поддерживать интерес и мотивацию.

Расскажем о принципах, повышающих действенность этих стратегий:

  1. Систематичность и последовательность – и поощрение, и наказание должны быть справедливы и соответствовать совершенному действию. Кроме того, учитывайте также, что необоснованные меры способны сформировать у ребенка неправильные ожидания. Чтобы избежать такой реакции, объясняйте ребенку, почему и за что он наказан, это также поможет осознать ошибки. Добавим также, что, если меры применяются нерегулярно или произвольно, ребенок не поймет, на какое поведение они направлены.
  2. Связанность с поведением – будьте логичны, применяя систему последствий, так, чтобы ребенок мог сделать выводы и проследить взаимосвязь событий.
  3. Обсуждение последствий – в случае с наказанием, обсуждайте с ребенком, что можно было бы сделать иначе, чтобы избежать повторения ситуации в будущем.

Скажем также и о факторах, которые способны свести усилия по формированию поведения ребенка к нулю. Физическое наказание вызывает страх и ответную агрессию, что в долгосрочной перспективе вызывает проблемы ментального здоровья.

Не стоит также преднамеренно или непреднамеренно унижать ребенка, наказывая его, например, публично. В будущем подавление ребенка и чрезмерная критика со стороны родителей подорвут уверенность в себе. Не лучшая мера и чрезмерная строгость – велики риски того, что ребенок просто откажется подчиняться, а детско-родительские отношения начнут разрушаться.

Балансируйте количество поощрений и наказаний, демонстрируя последовательность и уверенность. И главное – действуйте во благо растущему малышу, создавая гармоничную домашнюю атмосферу, в которой захочется развиваться и учиться, ощущая поддержку и понимание.

Стоит также различать понятия отрицательного подкрепления и наказания. Отрицательное подкрепление заставляет ребенка реагировать на негативный стимул и совершать желаемое поведение. По такому принципу, например, устроены звуковые сигналы в автомобилях, информирующие о непристегнутом ремне безопасности. Впрочем, и дети используют эту ловушку, чтобы повлиять на родителя! Вспомните кричащего ребенка, который не прекратит истерику, крики и плачь, пока не получит желаемого.

В подобных случаях придерживайтесь следующих стратегий:

  1. Демонстрируйте приверженность установленным правилам, чтобы у ребенка было меньше поводов их обходить.
  2. Если планируете уступить ребенку, делайте это незамедлительно. Продолжительная истерика только укрепит ребенка в необходимости и дальше упорствовать в стремлении достигнуть желаемого.
  3. Работайте на опережение – увидев первые звоночки надвигающейся истерики, предложите то, чего ребенок давно хотел, в обмен на хорошее поведение.
  4. Знайте цену своим словам – не будьте голословны и не выдвигайте пустых угроз сгоряча, если позже вы не будете их исполнять.

Как справляться с трудностями в поведении ребенка: советы и методы

Столкнувшись с трудностями, постарайтесь разобраться в причинах нежелательного поведения ребенка – это поможет выбрать правильный подход. Даже в сложные моменты убедитесь, что ребенок чувствует поддержку и готовность помочь в преодолении сложившейся ситуации.

Если никакие меры не находят позитивной ответной реакции, будьте готовы адаптироваться и искать подход, который подойдет вашему ребенку. Не стесняйтесь обращаться за помощью к психологам, особенно если сложности в поведении становятся слишком серьезными и начинают вызывать беспокойство.

Запаситесь терпением – все дети разные, да и каждая семья уникальна. Ключом же к преодолению сложностей станут взаимопонимание и теплые отношения.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все