Блог
26.12.2023

Развитие soft skills у руководителей

Soft skills – это гибкие, социальные навыки и личные качества, связанные с умением человека выстраивать коммуникацию и общаться с другими людьми. Такие навыки, как, например, гибкость, способность решать проблемы и креативность высоко ценятся в бизнесе и, в частности, стали важнейшими характеристиками для лидеров и управленцев. В новой статье Академии социальных технологий читайте о развитии soft skills.

Значение soft skills в современном бизнесе

Говоря о значении soft skills для бизнеса, разберемся c тем, что из себя представляют эти гибкие навыки и для чего они нужны. Эти качества определяют то, как люди взаимодействуют, общаются и работают с другими. Если уровень владения hard skills – профессиональными навыками, определить легко, оценив образование, дополнительную подготовку, профессиональный опыт и то, как сотрудник решает поставленные задачи, то прокаченные soft skills выдают неколичественные характеристики. В первую очередь, это умение договариваться с окружающими и способность прийти к результату в командном и групповом взаимодействии. К таким навыкам относят:

  • способность разрешать проблемы и ряд связанных навыков: управление рисками, аналитическое и стратегическое мышление, способность мыслить критически, навыки принятия решений;
  • высокие коммуникативные навыки и ряд связанных навыков: активное слушание, владение техниками ведения переговоров, ораторское мастерство и навыки публичных выступлений, эмпатия, а также управление невербальной коммуникацией;
  • креативность и ряд связанных навыков: любопытство, готовность к инновациям и экспериментам, управление рисками и готовность идти на них;
  • гибкость и ряд связанных навыков: оптимизм, энтузиазм, устойчивость;
  • тайм-менеджмент;
  • умение работать в команде;
  • управление конфликтами и их предотвращение.

Уровень владения этими навыками кропотливо изучается представителями HR-служб при приеме на работу кандидатов. Для этого моделируются различные ситуации, которые позволяют человеку проявить те или иные качества. Предпочтения отдаются тем специалистам, которые не только соответствуют рассматриваемой должности по уровню компетенции, но и свободно используют в работе требующиеся для компании soft skills.

И вот почему это важно для работодателя. Сегодня, в условиях неутихающей турбуленции, компании вынуждены стремительно меняться и быстро осваивать новые практики. Однако с персоналом, не готовым смотреть дальше сегодняшнего дня, соответствовать внешней обстановке будет тяжело. Причем, это актуально для сотрудников всех категорий – от лидеров до линейного персонала. Компании, понимающие это, часто инвестируют в программы и курсы, направленные на развитие soft skills своих работников.

В этой статье мы расскажем об использовании soft skills в различных рабочих ситуациях, которые ежедневно происходят с руководителями.

Управление конфликтами и решение проблем: soft skills для преодоления барьеров

Конфликты возникают, когда стороны коммуникации – сотрудники, сотрудники и руководители, сотрудники и партнеры – не совпадают по целям. Разногласия, которые поднимаются в ходе конфликтной ситуации, уничтожают командную продуктивность и отравляют климат в коллективе, а также способны разрушить репутацию компании. Руководителям, которые стремятся снизить количество возможных конфликтов в команде, рекомендуем сфокусироваться на развитии soft skills и других личных качеств, направленных на нормализацию взаимодействия коллег между собой. Да и самому руководителю в отношении собственных конфликтов будет нелишним руководствоваться соответствующими стратегиями. Среди них, например:

  1. Эмоциональная осознанность и эмпатия – учитесь распознавать свои чувства и эмоции, а также то, что испытывают другие. Задача не подавить возникающую эмоцию, а прожить ее. Дело в том, что способность управлять конфликтами тесно связана с тем, насколько человек умеет отпускать свои чувства. Помните, что сильный эмоциональный фон не дает забыть о разногласиях и приступить к поиску точек соприкосновения. Столкнувшись с конфликтом в коллективе, постарайтесь понять мотивы и беспокойства сторон в нем участвующих, а также разрядите обстановку, руководствуясь пониманием того, что сейчас требуется сотрудникам.
  2. Умение считывать невербальные сигналы – часто жесты, мимика и поведение людей сообщают гораздо больше того, что произносится. Стараясь разрешить конфликт, уделяйте пристальное внимание невербалике и тогда вы сможете понять, что на самом деле пытается сказать человек. Транслируйте и собственными движениями эти подсказки, говоря спокойным и ровным тоном, выражая заинтересованность и сопричастность каждым жестом.
  3. Сосредоточение на общих целях и видении. Часто случается, что подразделения и отдельные сотрудники забывают, что, находясь на рабочем месте, все они на работают на общий результат. Иногда начинает казаться, что цели сторон конфликта расходятся, поэтому задача руководителя – помочь сотрудникам сосредоточиться на обратном. Здесь важен конструктивный подход, заключающийся в предложении высказать мысли и соображения относительно финального видения, а также дополнительным представлением желаемого для компании результата. Кроме того, потребуется выступить медиатором, синхронизируя представления участвующих в конфликте сторон.
  4. Слушайте и задавайте вопросы. Каждая сторона захочет быть услышанной, поэтому лидеру предстоит сконцентрироваться на развитии soft skills, определяющих умение воспринимать слова собеседников, понимать смысл сказанного и задавать правильные вопросы, ведущие к разрешению конфликта.
  5. Повышение коммуникационной открытости в коллективе. Отсутствие коммуникационных барьеров помогает созданию комфортной и благоприятной обстановки для командной работы. Будьте доступны для коммуникации, помогая коллегам советами и рекомендациями, а также предоставляя требующиеся для работы ресурсы. Не ограничивайтесь только профессиональной коммуникацией – интересуйтесь состоянием сотрудников, настроением и тем, как обстоят личные дела.

Конечно, иногда конфликты оказываются полезными для бизнеса – в спорах и разногласиях появляются инновационные идеи и предложения. Но речь идет только о коротких, управляемых конфликтах, а вот затяжные и неразрешенные разногласия пожирают энергию, снижают командную продуктивность и уничтожают корпоративный дух. Поэтому руководителям так важно заботиться о развитии soft skills, помогающих предотвращать и разрешать подобные ситуации, а также показывать собственным примером, как экологичным образом не допускать конфликтов.

Ключевые soft skills для успешного менторства и мотивации команды

Чтобы стать сильным наставником для своей команды, руководителю предстоит стать примером и образцом для подражания. Конечно, и здесь развитие soft skills ставится во главу угла. Согласитесь, что уверенный в себе лидер, которому не только легко дается решение сложных задач, но и доступен талант быстро договариваться даже с самыми сложными партнерами, мотивирует сотрудников на рост.

Кроме того, помимо авторитета важная категория здесь – доверие. Дело в том, что в разговоре с наставником придется открываться и проявлять уязвимость. Позиция ментора обязывает к тому, чтобы сподвигать подопечного на совершенно новые действия и поведенческие стратегии, которые будут пугать выходом из зоны комфорта.

Вкладываясь в собственное развитие, предоставляйте и сотрудникам возможности для совершенствования. Отличный инструмент для этого – персональные карьерные треки, описывающие необходимые для освоения профессиональные и гибкие навыки. Сосредоточьтесь на навыках, немного превышающих по уровню занимаемую в настоящий момент должность, так, чтобы у сотрудника было видение конечной перспективы и формировалось понимание вариантов профессионального роста.

Ключевые soft skills в цифровую эпоху: адаптация руководителей к новым требованиям

Три года назад российскому бизнесу пришлось познакомиться с особенностями удаленной работы, открывшей и преимущества работы в виртуальных командах с возможностью выходить на связь из любой точки мира, и сложности коммуникации на дистанции.

Конечно, качество №1 для работы в цифровую эпоху – сильные коммуникативные навыки, ведь продуктивная онлайн-работа требует большее количество общения, чем очная – в офисе. Предстоит проводить результативные видео-встречи, вовлекая в них сотрудников и модерируя процесс совместной работы.

Но и не только! «Удаленка» стирает грани личной жизни и профессиональной, а сотрудники, которым тяжело дается соблюдение границ, нередко встречаются с выгоранием. Отсутствие возможности пообщаться вживую заставляет чувствовать себя изолированным, да и в условиях, не предполагающих неформальных бесед, сложнее укреплять корпоративный дух и поддерживать команду. В итоге совместная работа ограничивается сухим обменом сведениями и информированием о статусе выполняемой работы.

Однако в задачи лидера неизменно входят такие вопросы, как поддержание вовлеченности и мотивации сотрудников, предоставление необходимой поддержки и создание атмосферы для того, чтобы каждый выполнял работу наилучшим образом. Не забудем также и о развитии членов команды, заботе о том, чтобы люди, которые работают на компанию, раскрывали свой потенциал.

Руководителям, только приступающим к управлению удаленными командами, предстоит адаптироваться к новым обстоятельствам. Потребуется и вкладываться в установление связей между сотрудниками, и вовлекать людей в процесс обмена обратной связью, и контролировать состояние коллектива, регулируя его факторами антивыгорания.

Как развивать soft skills в повседневной работе

Развитие soft skills, конечно, предполагает предварительное ознакомление с теорией, причем желательно это делать под руководством опытного эксперта, который сможет оценить текущее положение вещей и предложить действенные техники по укреплению сильных сторон и нивелированию дефицитов. Отличная новость: для того, чтобы прокачивать эти навыки не требуется специальных условий, а только практика – регулярное общение с людьми. Выстраивайте позитивные отношения с окружающими, искренне стараясь установить контакт.

Смело запрашивайте обратную связь: и у собственного руководства, и у подчиненных, и у коллег, занимающих равные позиции. Благодарите людей за мнения, а также планируйте стратегии, которые помогут стать лучше!

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все