Блог
24.06.2024

Баланс между работой и личной жизнью: как сохранить гармонию

Сохранение баланса между работой и личной жизнью – важная практика, которая помогает развиваться в карьере и профессии, вместе с тем, не теряя вкуса и интереса к жизни. Однако колоссальное количество рабочих задач, давление ответственности и стремление достигнуть большего часто не позволяют нам определить и начать соблюдать четкую и строгую границу между работой и личной жизнью. В итоге человек встречается с профессиональным выгоранием, апатией, а иногда и более грозными ментальными проблемами – тревожностью и депрессией. О том, как правильно балансировать между офисными и личными делами, читайте в новой статьей Академии социальных технологий.

Признаки дисбаланса: как их распознать 

Дисбаланс между работой и личной жизнью больно бьет по ментальному и физическому здоровью, влияя на качество социальных связей и даже производственные результаты. Правда заключается в том, что приоритетное внимание только к одной из жизненных сфер приводит к дефицитам и росту неудовлетворенности в других областях. Например, если человек начинает уделять 100 % внимания профессии, работая до поздней ночи и в выходные дни, то страдают и здоровье, и отношения с близкими. И наоборот: растворение в личных делах приводит к стагнации в области карьеры.

Кроме того, дисбаланс между работой и личной жизнью выражается в ряде ярких симптомов, среди которых:

  1. Усталость и потеря энергии – человек испытывает постоянное истощение, сопровождающееся неспособностью восполнить запас сил даже во время выходных и отпуска.
  2. Рост стресса – появление хронической напряженности или тревоги, в некоторых случаях – ощущение бесполезности и бесцельности жизни, потеря мотивации и интереса к работе. На фоне стресса также ухудшается качество сна – появляются проблемы с засыпанием, частые пробуждения и неспособность проснуться по будильнику.
  3. Появление проблем в отношениях – чрезмерная занятость рабочими делами приводит к недовольству и обидам родственников, друзей и других близких людей. В итоге человек часто сталкивается с чувством одиночества, испытывая изоляцию и дефицит внимания, понимания и поддержки со стороны окружающих.
  4. Снижение производительности – систематически перерабатывающий сотрудник начинает приносить команде меньшие результаты и отдачу, страдает и темп работы, и качество, сопровождающееся ошибками и неточностями.
  5. Пренебрежение личными интересами – дефицит времени приводит к отсутствию возможности уделять время любимым хобби и досугу. Кроме того, человек перестает заниматься не только тем, что доставляет удовольствие – делами для души, но и обязательными вопросами, например, связанными с заботой о здоровье.
  6. Потеря радости жизни – отдавая себя во власть рабочих дел и обязанностей, человек утрачивает роль и статус творца собственной жизни. Жизнь начинает напоминать повторяющуюся череду одинаковых событий и мероприятий, переставая приносить удовлетворение и счастье.

Заметив у себя один или несколько из вышеперечисленных симптомов, задумайтесь о пересмотре отношения к работе и выполнению профессиональных обязанностей. Будет полезно изучить практики управления временем и пересмотреть приоритеты таким образом, чтобы оставались возможности и силы для заботы о себе, саморазвития и общения с близкими людьми.

В отдельных случаях, когда деприоритизация профессиональных вопросов вызывает еще большую тревогу, заставляя чувствовать собственную неполноценность и недостаточность, стоит обратиться к коучу или психологу. Профессиональные эксперты помогут разобраться в корнях стремления к токсичной продуктивности, отравляющей жизнь, освоить и начать практиковать новые стратегии ухода за собой, собственным здоровьем и состоянием.

Расставляем приоритеты и достигаем баланса

Тем, кто только начинает балансировать между работой и личной жизнью, важно научиться расставить приоритеты. Например, если ситуация на работе такова, что лучше предстоящие два-три месяца посвятить упорному труду, но завершить проект в срок, а значит, получить и премию, и признание руководства, то стоит соотнести свои силы и ресурсы с подобной задачей. Конечно, на этот период перекос баланса будет очевиден, поэтому, чтобы не допустить выгорания и других тревожных последствий, не допускайте систематизации переработок.

Отметим, что расстановка приоритетов – это не разовая акция, но регулярная задача, которая поможет грамотно управлять временем и энергией. Кроме того, стоит уделять внимание и декомпозиции приоритетов – недостаточно будет отметить «карьера» в качестве центральной задачи. Подробно распишите, какое положение дел в карьере принесет удовлетворение: продвижение по карьерной лестнице, увеличение заработной платы, смена места работы или изменение карьерного трека. Это поможет фокусироваться на тех аспектах, которые представляют наибольшее значение.

Кроме того, рекомендуем проанализировать текущую ситуацию – соотношение количества времени, уходящего на личные и профессиональные вопросы, перечень обязательных и желательных активностей, а также их периодичность и продолжительность. Далее, исходя из приоритетов, определите, какое соотношение между домом, хобби, заботой о себе, посещением культурных мероприятий и работой будет допустимым. Впоследствии на этапе составления графика мероприятий на неделю и месяц для наглядности рекомендуется выделять цветами дела, соответствующие категориям «хочу» и «надо». Следите за тем, чтобы желаемое соотношение цветов соблюдалось.

Восстановление баланса – что работает лучше всего

Определение приоритетов – стратегическая часть задачи по соблюдению баланса между работой и личной жизнью. На тактическом уровне предстоит освоить техники и инструменты, которые помогут взять собственную жизнь под контроль:

  1. Сформулируйте и установите для окружающих четкие личные границы – определите, что допустимо, а что – нет, установите правила общения и взаимодействия с собой, а также предложите окружающим их соблюдать.
  2. Используйте инструменты управления временем – начните вести записи в календарях и планировщиках, либо вооружитесь приложениями для составления графика. Включайте в перечень задач не только рабочие дела, но и личные.
  3. Смело говорите «нет» – отклоняйте предложения и просьбы, не представляющие для интереса, а также не укладывающиеся в личный график.
  4. Начните заботиться о себе и здоровье – включите в график занятия спортом и визиты к лечащему врачу, например, для прохождения диспансеризации или регулярных осмотров. Часто люди, которые слишком много работают, упускают вопрос здоровья из виду, а после этого вынуждены заниматься лечением запущенных заболеваний или решением других проблем со здоровьем. Регулярные консультации с медиками помогут избежать такого развития ситуации.
  5. Открытый диалог с руководством – начните делиться с начальником наблюдениями о своем состоянии, если чувствуете повышенную нагрузку, а также предложите перераспределить задачи, договоритесь о дополнительном отпуске или днях отдыха и других вариантах, которые помогут не допустить выгорания.

Начните практиковать эти подходы, постепенно приучая окружающих к тому, что теперь вы заботитесь о себе, уделяя повышенное внимание тому, на что уходит ваше время. Постепенно соблюдение баланса между работой и личной жизнью войдет в привычку и будет доведено до автоматизма, однако этому будет предшествовать длительная и кропотливая работа с самим собой.

Техники релаксации и восстановления – что и когда использовать

Восстановление эмоционального равновесия – важная задача для тех, кто стремится соблюдать баланс между работой и личной жизнью. Стоит владеть и техниками, которые помогут восстановить эмоциональный фон и в моменте возникновения стрессовой ситуации, и в плановом режиме, например, в качестве практики осознанности.

Так, столкнувшись с чрезмерным накалом страстей, отойдите в тихое и спокойное место, а еще лучше, и если позволяют обстоятельства, выйдите на прогулку или короткую и легкую пробежку. В момент стресса организму требуется разрядка, задействующая эволюционный механизм «беги». Дело в том, что стратегия поведения «бей» может навредить отношениям с окружающими, а «замри» – самому себе. Легкая, умеренно интенсивная физическая нагрузка, завершит стресс-реакцию и снизит негативные последствия шокового состояния для организма.

В фоновом режиме используйте медитации – этот инструмент поможет воспитать в себе спокойствие ума, безоценочность и объективность, которые в долгосрочной перспективе повысят эмоциональную устойчивость в кризисных и стрессовых ситуациях.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все