Блог
05.09.2023

Медиация и процесс перехода из прошлого в будущее

О поддержке самоопределения молодежи и работе с собственным будущим у подрастающего поколения – идее, которая используется в программах восстановительной медиации для урегулирования конфликтных ситуаций с участием детей, рассказал заведующий кафедрой «Медиация» Рустем Максудов.

Люди, работающие в различных государственных учреждениях столкнувшись с идеей медиации обычно делятся на две части. Первая часть говорит: будут финансирования, будут ставки, буду работать. Вторая часть говорит: а вот всё равно буду работать и это входит в мой функционал как определенный метод. Почему вторая часть говорит, что будет работать? И моя версия заключается в том, что они понимают социокультурный смысл этой деятельности. И сегодня, на мой взгляд, в России, в различных регионах занимаются проведением программ восстановительной медиации их организацией как управленцы те люди, которые понимают для себя социокультурный смысл этой деятельности. Понимают, зачем это нужно, кому это нужно, и какой результат. Ну и конечно важно, что, когда ты проводишь медиацию, что люди, которые до этого были на ножах были, вдруг договорились. Это и есть ощущение своей миссии.

Но для этого нужно иметь знание. Знание об особенностях современной социокультурной ситуации. Такое знание позволяет встроить свою будущую деятельность в исторически значимый контекст. Основа нашей жизнедеятельности – это передача опыта. Без передачи опыта вся наша жизнь просто остановится. И прежде всего важно понимать, чем отличается передача опыта сегодня от того, что и как передавалось 100 лет назад.

Как передавался опыт в конце 19-го, начале 20-го века? Я бы выделил три таких формы передачи опыта, которые не требовали огромной армии психологов, социальных педагогов, специалистов по социальному сопровождению, воспитателей и так далее. Опыт передавался через нормативные представления сословия, религию и нормативное представление территориальной общности. Например, были регионы в Царской России, где не было крепостного права. И там в деревнях совершенно по-другому жили, чем там, где было крепостное право. Соответственно, нормативные территориальные общности тоже играли свою роль. И, соответственно, если возникал конфликт, люди, принадлежащие к моему сословию, помогали его разрешать. Лучший пример – это фильм «Любовь и голуби». Но общий тренд не таков.

Чем отличается принципиальный наш сегодняшний мир от прошлого? Вот растет ребенок. Мама говорит одно, папа говорит другое, бабушка говорит третье, дедушка говорит четвертое. Потом друзья говорят пятое, начальники шестое, учителя седьмое, тренеры восьмое, психологи, персонаж сами сидели в девятое, книги метод десятые, психологи, социальные педагоги одиннадцатые. И вот у нас куча разного, которое в каждом человеке сидит. Таким образом, в каждую минуту нами управляют различные нормативные представления, вложенные в нас разными людьми. Поэтому психологи с чего начинают часто, когда к ним приходят клиенты? Ну расскажите про свое детство. А вот как мама, папа и так далее. С этого начинают раскручивать. И как они на меня повлияли, и что там со мной произошло, какие травмы я испытал. И сами практики здесь разделяются на практики консультирования того, что надо делать и практики инициирования самостоятельной рефлексии, мышления и на этой базе действия. Практики медиации – это практики второго типа, помогают самим людям взять ответственность за свое прошлое и будущее. Каким образом?

В понимании роли медиации при анализе форм передачи опыта я опираюсь на работы великого русского философа Георгия Петровича Щедровицкого и на работы представителей Московского методологического кружка (ММК). В этой методологии разрабатывались идеи и схемы, которые показывали, как нам работать с этими процессами передачи опыта. В соответствии с его идеями я утверждаю, что в современной социокультурной ситуации, где разрушились традиционные сословные формы (каналы) передачи опыта, каждому человеку необходимо брать ответственность за свое прошлое и будущее и проектировать свою жизнь, не возлагаю эту миссию на других людей.

Как происходит переход из прошлого в будущее? В обычной жизни у большинства людей, в том числе и у меня нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Сегодня 8 августа, вчера было 7 августа, завтра 9 августа, послезавтра 10 августа. Это не будущее, точнее будущее отождествленно с календарным временем. Есть пребывание в рутинных и постоянно воспроизводящихся формах жизни и деятельности. Мы утром встали, почистили зубы, позавтракали, собрали детей (у кого они есть), пошли на работу. Пришли с работы домой, приготовили ужин, почитали, посмотрели что-нибудь в сетях или по ТВ, легли спать.

В схеме шага развития будущее не хронологично. А когда наступает будущее? В двух случаях. Когда мы его проектируем специально. И второй вариант, когда внешние силы нас снесут и заставят по-другому относиться к своей жизни.

Часто родители хотят спроектировать будущее своих детей. А дети, подрастая, говорят, а мы хотим по-другому жить. И у нас будет свой проект нашей жизни. Мы хотим по-другому. А если у родителей нет собственного проекта своей жизни, все завязано на детей. И возникает конфликт. 

Итак, как можно перейти из прошлого в будущее? Тогда, когда я столкнулся с определенной ситуацией, с которой я не могу справиться. Но для этого мне нужно это проанализировать, проработать свое прошлое и будущее. Это возможно в четырех случаях;

  1. первое – это личная рефлексия. И, кстати, иногда книжки по популярной психологии помогают эту личную рефлексию организовать; 
  2. второе – близкие люди, родственники, друзья помогают мне перейти в будущее;
  3. третье – специалисты (психологи, коучи, психиатры, медики, учителя) помогают мне выйти в будущее;
  4. специалисты, организующие коммуникацию и управляющие ей в конфликтной ситуации, чтобы помочь участникам конструктивно договориться и совместно принять решение. Здесь и появляются медиаторы, как специалисты, управляющие коммуникацией.

Давайте обсудим это подробнее. Вот я столкнулся с ситуацией. У меня конфликт с моими коллегами. Вот мы раньше что-то делали. Вот мы что-то делали, я что-то делал, я пытался их повоспитывать, они меня пытались перевоспитывать, они мне не начальники, я им не начальник. А они не воспитываются, мои коллеги и я что-то особо не перевоспитываюсь. Я их пытаюсь вести куда-то к одному светлому будущему, и они меня соответственно к другому. И у меня много моих переживаний и размышлений. Привычная колея – объявить их нехорошими людьми и пытаться с ним бороться. Второй вариант – я буду что-то делать, не пытаясь их воспитывать. По-другому. Строить свою жизнь и свою работу. Если у меня есть личные проекты, я буду по-другому их реализовывать. И тогда я строю себе другое будущее. И перехожу из этого будущего, но опять же у меня есть опоры определенные. То есть я не просто перехожу, не перескакиваю. Я опираюсь на то, что я в прошлом какой-то задел сделал. У меня не пустыня, у меня есть опоры. Я опираюсь, с одной стороны, на естественный процесс моей жизни, мои ресурсы, а с другой стороны – на искусственный процесс, на мое действие по отношению к самому себе.

И здесь очень важно, что у меня возникает другое прошлое. Другое прошлое заключается в том, что я не думаю, что вокруг меня какие-то нехорошие люди, которые не хотят перевоспитываться. Чтобы возникло новое будущее, надо чтобы возникло и новое прошлое. Пока оно не возникло будущее может не получится. И вот здесь возникает настоящее. Я вышел в настоящее (в рефлексию) и стал потирать свой лоб, смотреть, какие шишки я получил. Но мало выйти сюда. Надо еще сформировать для себя новую стратегию. Но мало сформировать, надо реализовать. Тогда я в будущем. Когда я реализовал, опять все прошло. Нет никакого прошлого, нет будущего, нет настоящего. Я реализовал это все.

Теперь второй момент. Но очень часто одному невозможно. Тогда есть близкие. Вот вторая трасса, второй канал, это близкие люди мне помогают. Я встречаюсь с мамой, с папой, с сестрой, с братом, с друзьями. Вот близкие люди, друзья. Я имею в виду близкие, это не только родственники. Вот близкие мне по духу, я с ними обсуждаю.

Если их нет или я им не доверяю, то есть третий уровень. Это специалист. Например, психолог. Я с ним встречаюсь и обсуждаю, в чем моя ситуация, что мне делать. И точно так же реализую проект свой. Он мне помогает за мои деньги осознать мою ситуацию.

А где здесь медиация? Если у меня есть конфликт с какой-то стороной, кто-то мне помогает управлять коммуникацией с ним. Вот здесь медиация. Медиация помогает сохранить отношения, поскольку человек не существует вне отношений с другими людьми. То есть во многих случаях, когда у меня есть конфликт и в силу тех или иных обстоятельств мне важно договориться, мне нужен посредник, медиатор, который помогает нам договориться с ним. Но он со мной работает не как консультант, а он управляет коммуникацией, чтобы помочь нам договориться самим.

Последняя моя медиация была одна из самых сложных в моей жизни, когда я проводил медиацию, причем онлайн и это длилось неделю, между бывшими супругами. А ребенок, у него операция была, онкология. Судья решила направить этот случай на медиацию – столько было жалоб со стороны участников процесса. А запрос был в том, что жена не хотела, чтобы он общался с ребенком, а он хотел. И фактически мы с ними проектировали различные трассы будущего и прошлого, помогающие им осознать, что произойдет, если будут конфликты продолжаться. И здесь очень важна была роль психолога, поскольку в некоторых случаях именно психолог может показать, что ждет людей и их ребенка, если все это будет продолжаться.

 

Статья создана по материалам выступления Рустема Максудова на ХII Московском урбанистическом форуме.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все