Блог
27.07.2023

Виды коучинга – когда рост требуется не только личности

Коучинг за последние годы стал своеобразной палочкой-выручалочкой, помогающей личностям находить и достигать истинных целей, получать удовольствие и наслаждаться каждым прожитым днем. Таким же образом работает и корпоративный коучинг, но только результаты здесь отражаются в конкретных показателях: росте вовлеченности персонала, финансовых показателях и доле рынка. И, если личностный коучинг – инструмент распространенный и неоспоримо нужный, то задачи, которые коуч выполняет при работе с организациями, не до конца очевидны. В этой статье Академия социальных технологий расскажет, как устроены эти два вида коучинга.

 Что такое коучинг 

Коучинг – это инструмент повышения профессиональной эффективности, а также построения счастливой и гармоничной жизни, который фокусируется на настоящем времени – моменте, который проходит здесь и сейчас. Коуч помогает клиенту найти действенные стратегии и освоить новые навыки, которые будут работать с учетом сложившейся ситуации, а также раскрыть потенциал, разрешив внутренние проблемы. При этом предполагается, что, благодаря участию коуча, человек способен найти ответы на эти проблемы внутри себя. Роль коуча же заключается в помощи клиенту в поиске этих ответов, для чего используется ряд техник: разговор, вопросы, активное слушание, наблюдение и рефлексия.

Коучинг проводится как в личном, так и в групповом формате, будет полезен и личностям, и корпорациям. Вне зависимости от вида коучинга, работа будет включать следующие этапы:

  1. Изучение ситуации и определение темы или проблемы, над которой требуется работать.
  2. Поиск идей, которые помогут клиенту прийти к желаемому результату.
  3. Определение барьеров, которые мешают достигнуть желаемого.
  4. Определение мер по исключению барьеров и совершение необходимых действий.
  5. Уточнение ситуации и рефлексия.

В итоге клиент добивается прогресса в выбранной области – на работе или жизни, преодолевая актуальную для себя проблему. Повышается и самосознание – человек или организация начинают полнее понимать ситуацию и видеть раннее скрытые детали. При этом прогресс достигается путем постановки целей – после каждой сессии у клиента появляется список действий и шагов, которые требуется предпринять, чтобы продвинуться в решении вопроса.

Разберемся на примерах двух видов коучинга – персонального и корпоративного – как устроена эта работа и к каким результатам она приводит.

Что дает индивидуальный коучинг

Работа с коучем помогает личностям найти пути личностного и профессионального роста, поднять уверенность в себе. Если человек чувствует себя потерянным или испытывает неуверенность, сессии позволят определить цель и наметить путь движения к ней, а также освоить новые навыки и ускорить обучение. Под руководством личностного коуча человек приходит к глубокому пониманию своей личности.

Личностный коучинг фокусируется на развитии и укреплении черт характера и обретении индивидуальности – процессе, который не останавливается с завершением детства, а длится на протяжении жизни. Сессии помогают на 100% задействовать свой потенциал, а также устранить те недостатки: ложные убеждения, ограничивающие установки и даже плохие привычки, которые до сих пор препятствовали развитию.

Коучинг способен изменить жизнь, но только при последовательных действиях со стороны клиента, приверженности работе над собой. Дело в том, что коучинг, как и другая работа по совершенствованию, потребует ответственности. Цель коуча – привести клиента из пункта А в пункт Б, однако, путь этот клиент совершает исключительно сам. В ходе работы человек получает ориентир, движение по которому приносит удовлетворение и радость жизни.

Корпоративный коучинг 

Этот вид коучинга предоставляет стартапам, предпринимателям и корпоративным лидерам советы и обратную связь с учетом стоящих потребностей. Кроме того, он становится катализатором создания и достижения планов действий, а также показателей эффективности бизнеса, которые отразятся на финансовых результатах. Не для каждой компании сработают типовые инструкции из бизнес-учебника или советы других, даже опытных, предпринимателей – в некоторых ситуациях универсальный подход не сработает.

К примеру: компания, которая занимается продажей цветов, работает на рынке три года. В начале бизнес приносил быль за счет нескольких магазинов, расположенных в черте города. Рост компании ограничивает сезонность спроса, который увеличивается только в праздничные дни. Собственник начинает принимать импульсивные решения по поддержанию плановой прибыли и в месяцы, когда повышенного спроса не наблюдается: запускает рекламную компанию, расширяет ассортимент цветов, думает над открытием нового магазина. Но эти действия приносят только дополнительные расходы, не увеличивая рентабельности. Коуч в такой ситуации поможет изучить сложившуюся ситуацию и найти пути масштабирования бизнеса: разместить в магазинах мини-кофейни, провести подготовку продавцов, которая поможет увеличить количество покупок, предложить разработать программу абонементов на покупку букетов для декора домов и офисов. Развивать бизнес никогда не было элементарной задачей, поэтому участие профессионального эксперта поможет сократить путь к успеху, сосредоточиться на сильных сторонах и отточить дефицитные области.

Грамотный коуч поможет определить проблемы, мешающие достижению желаемых целей, а также научит принимать разумные решения и сосредотачиваться на проектах, приносящих доход. Индивидуальный и групповой коучинг также прояснит стратегию и цели компании.

Мишенью работы коуча на корпоративном уровне становится как лидер, так и команда. При этом коучингу руководителей уделяется повышенное внимание – управленческая команда становится проводником перемен, направляющим коллектив по нужному вектору. Коуч также способствует развитию лидерских качеств и настройке мышления, ориентированного на результат.

Коучинг руководителей 

Опытный коуч поможет создать условия для освоения и моделирования hard и soft skills, необходимых лидерам для раскрытия не только собственного потенциала, но и потенциала командной работы. Среди них, например:

Soft skills

  • Самосознание – некоторые убеждения и поведенческие паттерны лидеров не идут на пользу бизнесу, работа с кочем откроет понимание триггеров и мотиваторов, определяющих поведение в той или иной ситуации.
  • Эмоциональное регулирование – в кризисные моменты сотрудники обращаются к лидерам за поддержкой и руководством, что часто предполагает работу со сложными эмоциями.
  • Уверенность – руководитель начинает отчетливее понимать стоящие бизнес-цели, этапы и действия, необходимые для их достижения, а также ограничивающие установки, не дающие преуспеть.
  • Эмоциональный интеллект – супернавык для руководителя, который предполагает, в том числе достаточный уровень эмпатии, поднимающий взаимоотношения с командой на новый уровень.
  • Оптимизм – продуктивный лидер равно оптимистичный лидер, который способен обнаружить зоны роста даже в сложной ситуации.

Hard skills

  • Стратегическое планирование и анализ – для руководителя важно быть бизнес-стратегом, поэтому в задачи корпоративного коуча часто входит помощь в создании дорожной карты и пошагового процесса стратегического планирования. В результате руководители и команды осваивают навык планирования, что приводит к реализации блестящих стратегий.
  • Аналитические навыки – способность к сбору и работе с информацией – движущая сила компаний-лидеров, без которой планирование и построение карт развития становится безосновательным и не соотнесенным с окружающей обстановкой.
  • Навыки устной речи, презентации и убеждения – не каждый руководитель рождается спикером, но эти навыки легко прокачиваются. Когда страх публичных выступлений не дает установить контакт с аудиторией и донести до нее смысл послания, актуализируется потребность проработки коммуникативных способностей.

Кроме того, работая с коучем руководители и сами приобретают навыки коучинга, которые потом смогут применять для развития команд и подчиненных.

К каким результатам приводит корпоративный коучинг

Вот некоторые из преимуществ, которые приносит бизнесу корпоративный коучинг:

  • Воплощение видения и цели – коуч поможет ставить реалистичные цели и достигать их за счет правильно построенного плана.
  • Обретение перспективы – сессии фокусируют клиента на изменении ситуации за счет внутренней работы по поиску ответов на стоящие вопросы, что дает более широкое видение будущего. В итоге появляется готовность к новым идеям и разумному риску.
  • Рост финансовых показателей – увеличение доходов и доли рынка – настройка бизнес-процессов, определение зон сопротивления и системная работа с коллективом приводят к тому, что компания выходит на новую ступень развития.
  • Рост производительности – тип лидерства, согласно которому живет компания, влияет на производительность сотрудников. Демотивированная команда с большей вероятностью выполнит неудовлетворительную работу, что повлияет на лояльность клиентов и прибыльность бизнеса. Благодаря прокачке необходимых для руководителя навыков на сессиях с коучем, лидер понимает, как создавать правильную атмосферу в коллективе, способствующую вовлечению сотрудников в рабочие процессы.
  • Устойчивость – главная черта сильного руководителя или владельца бизнеса – способность оправляться даже после больших неудач, поэтому коучи обучают клиентов стратегиям усиления собственной устойчивости, в том числе предполагающих позитивный взгляд на мир и работу с когнитивными искажениями.

Как выбрать коуча 

Сегодня рынок коучинговых услуг переполнен специалистами, уровень подготовленности которых сложно определить. И далеко не факт, что финансы и усилия, затраченные на сотрудничество с подобными «коучами», окупятся. Доверять процесс личностного и профессионального роста, оптимизации бизнес-процессов стоит проверенным экспертам. 

Вне зависимости от вида коучинга, к которому вы предполагаете обратиться, убедитесь в выборе правильного партнера для такой задачи – изучите, какое обучение и где проходил коуч, запросите сертификаты и другие подтверждения профессиональной квалификации. Маркером качества здесь также станут: членство в профессиональных и отраслевых объединениях, одобрение со стороны авторитетных экспертов в области коучинга. Именно по такому принципу происходит отбор профессионалов в Академию социальных технологий. Например, для приема экспертов на кафедру «Коучинг» сформированы конкретные критерии, по которым оценивается претендент, а опыт работы, профессиональная подготовка и уровень экспертизы досконально изучаются профессиональным сообществом, уже формирующим состав кафедры.

Помимо компетентности, заключая контракт на коучинг, оцените, насколько тот или иной эксперт будет полезен вам или вашему бизнесу, ориентируясь на следующие показатели:

  • изучите истории личностей и компаний, раннее сотрудничавших с коучем;
  • оцените продолжительность опыта и мировоззрение коуча – возможно, что для консервативной компании, у руля которой стоит опытный и маститый руководитель, советы эксперта, раннее работавшего со стартами, окажутся не слишком уместными;
  • убедитесь, что профессиональная специализация коуча соответствует потребностям. Возможно, вам требуется лайф-коучинг, коуч по развитию малого бизнеса или карьерный коучинг, определите, какая задача будет приоритетной и исходя из этого подбирайте эксперта.
Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все