Управляемый творческий процесс
Креативные методологии привносят инновации в деятельность организации, практику создания новых продуктов и услуг. Задачи, кажущиеся нерешаемыми, находят нетривиальные решения, а корпоративная среда стимулирует эффективное мышление сотрудников и их готовность придумывать и делиться новыми идеями. Что такое креативные методологии, какими инструментами располагает данный подход и какие задачи он решает рассказала заведующая кафедрой «Креативные методологии» Академии социальных технологий, фасилитатор групповой креативности, практик и исследователь методов интеллектуальной продуктивности и командных методов развития творческого и изобретательского мышления Ольга Ладога-Ячменева.
Что такое креативные методологии?
Креативные методологии – совокупность методологий поиска идей и решений, объединенных следующими критериями: воспроизводимость результатов, отчуждаемость метода поиска идей и решений, опирающаяся на закономерности развития систем и когнитивные процессы.
Креативные методологии, системно работая с компаниями, помогают решать разнообразные задачи: пересборку модели бизнеса, разработку и запуск новых продуктов и услуг. Кроме того, они формируют благоприятную среду для инновационных решений и поддержки внедрения решений.
Специалисты по креативным методологиям диагностируют корпоративную среду на предмет того, насколько она побуждает к инновациям, творчеству, изобретениям и самое главное – высказыванию идей. Затем предлагаются пути трансформации – конкретные инструменты и шаги, которые компания с помощью эксперта проходит, чтобы сотрудники начали предлагать больше идей высокого качества на системном и регулярном уровне. Консультант помогает организовать соответствующую настройку происходящих процессов для роста командной креативности. Речь идет о работе, фактически, полного цикла – от изучения ситуации до результатов в виде готовых к реализации идей.
Использование подхода раскрывает креативный потенциал командного взаимодействия, при котором командная креативность становится управляемым процессом. Благодаря методикам и техникам, в том числе направленным на повышение когнитивной продуктивности, сотрудники решают сложные задачи, снимаются блоки на рождение оригинальных идей и их торможение. Это приводит к тому, что компания опережает тренды, достигает желаемых результатов быстрее и экономичнее.
Какие задачи решают креативные методологии
С креативными методологиями бизнес достигает конкретных прагматичных задач. Увеличивается не только количество идей, которые предлагает команда, но и их качество. Несмотря на то, что слово креативность часто ассоциируется с чем-то несистемным, наша деятельность легко оцифровывается и обсчитывается. Оценивается экономическое обоснование, процент внедряемости идей, качество их воплощения. По итогам нашей работы бизнес видит конкретные результаты.
Чаще всего от клиентов мы слышим: «Сделайте так, чтобы сотрудники стали придумывать интересные идеи, начали мыслить смелее, ушли от инерции мышления и шаблонных вариантов, предлагали новые решения». Эта «боль» одинаково актуальна и для представителей малого, и среднего, и крупного бизнеса
Мы выделяем несколько типов запросов от бизнеса и общественных объединений.
Первый тип запросов «Снижение издержек и себестоимости» – связан с необходимостью снижения себестоимости продукта. Например, когда ограничен ресурс, нужно придумать как это сделать с наименьшими издержками и без потери функционала.
Второй тип запросов «Создавая новое» Мы полезны, когда нужно из старых форматов собрать новые – прорывные, нестандартные, но решающие конкретные задачи. Это может быть что угодно – образовательная организация, книжный магазин или ресторан. Быть может, вы думаете, как нестандартно провести сороковой конкурс «Лучший наставник» у себя в компании, а быть может думаете, как развивать промышленный туризм у себя в регионе и стоит задача создания площадки, которая объединит разноплановые форматы и нужно сделать это нестандартно и интересно.
Конкуренция по ассортименту и ценам очевидна и легко копируема. Но за счет чего дополнительно выделиться? Качественную отстройку от конкурентов на рынке, приобретение внимания потребителей дают в том числе и пересборка концепции и форматов, которые можно осуществить с помощью креативных методологий.
Третий тип запросов «Повышение функциональности». Этот запрос часто встречается от производственных компаний, когда на базе имеющегося продукта необходимо реализовать дополнительные функции и решить новые задачи.
Четвертый тип запросов «Креативные команды и рабочие группы, изобретательство как привычка». Этот тип запроса подразумевает системную работу с компанией, когда важно и проработать со средой в компании и навыками коммуникации в команде, проработать создание рабочих групп и, самое трудоемкое, но самое результативное – сформировать привычку изобретать и делиться идеями.
Таким образом, к нам обращаются на стадиях, когда требуется оригинальное решение, но существуют жесткие ограничения по привлечению финансовых, человеческих и других ресурсов, когда нужно сформировать центр внутреннего изобретательства в компании, когда нужно найти нестандартное решение, которое устроит всех участников процесса. В таких случаях креативные методологии снижают издержки, увеличивают функциональность, помогают создать новый продукт, который принесет больше пользы, зачастую с меньшими затратами.
Инструменты креативных методологий
Мы помогаем бизнесу по-новому посмотреть на задачи, даже на те, которые кажутся нерешаемыми, а также увидеть богатство возможностей их решения.
Креативные методологии объединяют в себе разные школы и техники: структурные схемы, дизайн-мышление, тренд-дизайн, ТРИЗ-фасилитацию, латеральное мышление, фрог-фасилитацию, игровые форматы поиска идей и решений, бизнес-игры и симуляции, латеральные методы активизации командного поиска идей и решений, методы провокации инерции мышления. Расскажу о некоторых из них. Синектика используется как методология работы с группой, когда нужно найти нестандартные решения, новые форматы услуг, мероприятий. Синектика основывается на силе аналогий, помогая команде находить идеи из смежных и иногда, казалось бы, неожиданных областей. Девизом синектики можно считать «100 идей за 40 минут» и это действительно так, а методы фокусировки и заземления идей помогают превращать их в работающие решения. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, используется многими компаниями на системном уровне – есть и программы ТРИЗ-наставников, и рабочие группы, которые регулярно используют методы ТРИЗ для решения бизнес-задач. Есть и короткие форматы знакомства с ТРИЗом – это и экспресс лаборатории ТРИЗ и ТРИЗ-хакатоны, и ТРИЗ-фасилитация, которые помогают сформировать первичный интерес сотрудников к этой сильной методологии, чтобы потом, когда вы запланируете уже глубокое и системное изучение ТРИЗ, вам было на что опираться в плане мотивации к изучению ТРИЗа у участников.
Латеральное мышление ищет решение трудных проблем с помощью необычных методов, которые игнорируются логическим мышлением. Инструменты латерального мышления бросают вызов устоявшимся форматам, принятым стереотипам в отрасли.
Тренд дизайн изучает закономерности формирования трендов, производит их мета анализ и моделирование.
Дизайн-мышление – это способ обнаружить потребности людей и принять новые решения.
С помощью игровых форматов мы моделируем различные ситуации, в которых команда прорабатывает новые модели бизнеса, продуктов и услуг.
Эксперты кафедры. Кто они?
«Кафедра креативных методологий» объединяет экспертов, которые занимаются развитием, систематизацией, сбором креативных методологий, технологий. Принципиально важно, что все они имеют определенные результаты, кейсы реализованных с помощью креативных методологий проектов, а не единоразовые истории успеха, когда, например, просто удалось воодушевить группу на рождение идеи. У всех наших экспертов есть системы и подходы, которые можно воспроизвести и сделать отчуждаемыми. Это значит, что без участия специалиста компания по описанному алгоритму внедряет эти разработки для получения предсказуемого результата.
Очень важно пояснить, что есть в данном контексте предсказуемый результат. Это не значит, что команда гарантировано найдет изобретательское решение, потому что все, что касается человеческой изобретательности слишком нестабильно. Однако, применение таких разработок позволит сгенерировать определенное количество идей, что повысит вероятность того, что компания сможет среди них найти для себя подходящие.
Коллаборация специалистов для развития рынка
Для меня лично идея профессиональных сообществ очень важна. Мне близка идея коллаборации, некоего взаимоопыления членов сообществ, именно на стыке компетенций рождается плодотворное сотрудничество. Кроме того, качественные профессиональные объединения позитивно влияют на ситуацию на рынке. Например, когда заказчик ищет специалиста, как правило, у него нет ориентиров что хорошо, а что - плохо, где грамотный профи, а где – продукт рекламы и пиара. Поэтому особенно ценно то, что Академия формирует профессиональное пространство по определенным стандартам, является знаком качества для клиентов, но и позволяет нам – экспертам – усиливать друг друга, повышать профессионализм за счет регулярных встреч, обмена опытом, межотраслевого и междисциплинарного сотрудничества. Это представляют большую ценность и для рынка, и для задействованных в нем профессионалов.
О личном пути
Мой профессиональный путь всегда был связан с людьми, командами и обучением. На каждом из этих этапов у меня были соответствующие цели и интересы, теоретическая подготовка.
Объединяет эти этапы интерес и стремление понять, как работает та или иная сфера и как можно помочь команде найти сильные решения – будь то HORECA, производство, банковская сфера или образование. Например, долгое время занималась туризмом и сервисом, а именно построению систем сервиса в экстремальном туризмом в Арктике, Антарктике. Потом порядка 7 лет работала в продажах, как B2C, так и B2B: и руководила, и сама осуществляла продажи, была директором по развитию в торгово-производственных холдингах, банках, ритейле. В общем, собрала серьезный багаж опыта и очень часто совмещала и функции обучения и развития персонала, и руководства.
Позже, когда фокус интереса окончательно сместился в сферу T&D, получила разнообразное дополнительное профессиональное образование в сфере обучения взрослых, фасилитации и модерации, психологии, различных креативных методологий. Начала работать в этой сфере с линейных позиций, пройдя путь от линейного тренера до руководителя T&D. С 2012 года работаю в качестве внешнего консультанта, помогая клиентам искать и находить новые нестандартные идеи в продуктах, бизнесе, развитии компании. Мой профессиональный опыт помог увидеть и узнать бизнес изнутри, понять сложности и нюансы, научиться говорить с бизнесом на одном языке, а также видеть общие черты и тенденции.
Позже мы с единомышленниками углубились в игровые подходы в обучении и развитии персонала. В 2013 году организовали и провели первую в России конференцию по игровым подходам в обучении и развитии персонала Work, Play&Create, мы также создавали бизнес-игры, придумали фоновые ивент-игры, геймифицировали курсы и бизнес-процессы. Разрабатывали и проводили ТРИЗ-сессии для R&D команд в разных отраслях – фармацевтической, розничной торговле, банках, производстве, социальных проектах. Эта практика сформировалась в методологию проведения сессий – ТРИЗ-фасилитацию. В 2018 году запустили программу «Образовательный дизайнер», посвященную хьютагогическому подходу проектирования образовательной среды, тренингов, курсов. В 2022 году запустили программу «КОРИТМер» – командный организатор развития изобретательского и творческого мышления.
За время существования Школы «Инженеры идей» по ней прошли обучение более 5000 студентов.
Не случайно, говоря о своей деятельности, я так часто употребляю местоимение «мы». Именно категория «мы», представляющая собой единство уникальных личностей и профессионалов со своими взглядами на решение тех или иных задач, дает самые сильные результаты.
И именно «мы» лежит в основе командной креативности – темы, развитию которой наша кафедра уделяет основное внимание.
Будем рады видеть вас в числе экспертов кафедры, участников открытых воркшопов, мастерских, творческих хакатонов и других проектах, которые организует наша кафедра.