Тренировка ассертивности – как открыто заявлять о своих потребностях
Сильные и уверенные в себе коммуникаторы знают, как достигнуть желаемого исхода событий и найти решение, которое удовлетворит не только личные потребности, но и устремления другой стороны. Такие личности владеют навыком ассертивности – умением открыто и прямо делиться своими идеями и мыслями, сохраняя при этом уважение к позициям окружающих людей. О том, что такое ассертивность и в чем заключается ассертивное поведение, читайте в новой статье Академии социальных технологий.
Что такое ассертивность
Ассертивность означает умение отстаивать свои права и доносить собственную точку зрения до окружающих, делать это спокойно и даже позитивно, не проявляя агрессии. Личности с развитой ассертивностью способны выражать собственные мысли и чувства прямо и настойчиво, уважая при этом убеждения других. Это важнейший навык для эффективного межличностного и делового общения, который пригодится как в личной жизни, так и в профессиональной. Такие люди действуют в собственных интересах и отстаивают личные границы, а значит, более удовлетворены и счастливы жизнью.
Этот вариант поведения контрастирует с пассивностью, которая выражается в 100 % согласии с желаниями других. Дело в том, что часто люди так сильно стремятся нравиться другим, что забывают о себе. И в итоге правам и чувствам окружающих придается гораздо большее значение, чем собственным. Среди причин такого поведения – низкая самооценка и отсутствие уверенности в себе. Впрочем, неассертивные реакции приводят к тому, что человек обесценивает и принижает себя, усугубляя ситуации и теряя при этом чувство собственного достоинства.
Ассертивность не стоит путать и с агрессивным поведением. Этот вариант взаимодействия не учитывает взглядов и чувств других людей, а также носит конфронтационный характер. Если агрессия предполагает самоутверждение любыми средствами без шанса пойти на компромисс, то ассертивность свойственна восприимчивым к потребностям других людям, которые не хотят задевать ничьих чувств.
Кроме того, личности, владеющие этим социальным навыком не только сами открыто и честно говорят о том, что их беспокоит, но и побуждают вести себя аналогичным образом других. В таких беседах стороны терпеливо выслушивают друг друга и тщательно рассматривают каждую из озвученных точек зрения, осознавая при этом их обоснованность.
Этот навык поможет снизить вероятность возникновения конфликтов, наладить и укрепить личные и деловые отношения, а также усилить уверенность в себе. Речь идет о золотой середине между двух полюсов развития связей с окружающими:
Агрессивность – угрожающее поведение приводит к краху отношений, так как собеседники такого человека подвергаются унижению, испытывают страх и огорчение.
Пассивность – человек «вооружившись» покорностью и уступчивость. сам приводит себя в дискомфортное состояние, игнорируя собственные потребности и желания в угоду другим.
Как развить ассертивность
Ассертивность – это навык, который можно и нужно прокачивать. На первых пора работа по усилению этого навыка будет вызывать дискомфорт.
Тем же, кто не имеет серьезных проблем в коммуникативной сфере, рекомендуем включить в повседневную практику следующие стратегии, которые помогут развить навыки ассертивности:
Практикуйтесь – попробуйте представить ситуацию, в которой действия визави не вызывают в вас согласия. После этого проиграйте диалог, в котором сможете озвучить накопившиеся переживания и рассказать, как ситуация влияет на ваше состояние, подготовив для этого соответствующие аргументы.
Делитесь своими мыслями – это поможет развить уверенность в себе. Стремитесь открыто высказывать мнения и идеи, озвучивать предложения, которые, на ваш взгляд, могут быть полезны и уместны. Постепенно готовность говорить войдет в привычку.
Контролируйте эмоции – даже во время сложных разговоров сохраняйте спокойствие, чтобы не разрушать атмосферу, в которой стороны смогут поддерживать продуктивную беседу.
Слушайте собеседника – ассертивность предполагает не только вежливость и аккуратность в высказываниях, но и способность выслушать собеседника. Сосредоточьтесь на речи другого, чтобы постараться войти в положение и понять мотивы визави, а также сформулировать уместные ответные реплики.
Придерживайтесь принципов лаконичной речи – старайтесь высказываться четко и прямо, не перегружая сообщения излишними образами и избегая недосказанности. Завершая беседу, убедитесь, что собеседник понял смысл сказанного.
Ассертивность проявляется не только в речи, но и в языке тела. Чтобы продемонстрировать собеседнику мягкую уверенность в своих убеждениях, используйте следующие приемы:
- Во время разговора смотрите человеку в глаза.
- Поработайте над осанкой и стремитесь держать спину прямо, расслабляя при этом плечи.
- Дышите мягко и размеренно, не задерживая и не форсируя вдохи и выдохи.
- Не напрягайте лицо, избегайте гримас, слишком активной мимики и жестикуляции.
- Уделяйте внимание громкости и скорости речи – не кричите, но и не шепчите, проговаривайте слова, не комкая окончаний и делая остановки для интонационных пауз.
Ассертивность на практике
Использование ассертивности во взаимодействии с другими предполагает способность человека кратко и доступно сформулировать, в чем он нуждается от других. Далее, когда наступает очередь другого человека высказываться, реплики выслушиваются с уважением. Даже, если возникает сопротивление и несогласие, они не сопровождаются нападками и спорами. Вместо этого ассертивные личности предлагают возможные пути разрешения ситуации и поиск компромисса. Если же визави не готов идти на обоюдные уступки и срединное решение невозможно, то начавший разговор человек с легкостью сдает позиции.
Конечно, в реальном разговоре желание отстаивать свою позицию часто терпит крах. Что уж тут говорить о собеседниках, которые используют манипулятивные техники и критику, выводящие из равновесия. На случай общения с такими трудными визави изучите следующие рекомендации:
- Старайтесь не принимать близко к сердцу высказанные слова.
- Стремитесь понять точку зрения собеседника, сохраняя безоценочность и объективность.
- Почувствовав, что контроль над собой и разговором вернуть не удается, предложите визави продолжить дискуссию позднее.
- Используйте техники саморегуляции и управления стрессом, если беседа угрожает стабильному эмоциональному фону.
Как оценить собственный уровень владения ассертивными навыками
Прежде чем начинать работать над ассертивностью, оцените текущий стиль общения. Подумайте, насколько открыто вы выражаетесь, часто ли предлагаете идеи и действуете в собственных интересах, а не поддаетесь влиянию других.
Кроме того, покажут уровень личной ассертивности ответы на следующие вопросы:
- Часто ли вы говорите то, что видите, чувствуете и хотите или накапливаете наблюдения, предпочитая не распространяться.
- Как вы реагируете на ситуации, когда коллега забывает в срок предоставить сведения для ежеквартального отчета – собираете данные самостоятельно или твердо напоминаете о его зоне ответственности.
- Продолжаете ли вы говорить, если видите, что собеседника не интересует тема разговора, или задаете уточняющий вопрос о целесообразности продолжения беседы.
- Собираетесь ли вы с силами до того, как высказаться на совещании.
- Озвучиваете ли вы партнеру недовольства, вызванные разными сторонами личных отношений, или молчите.
- Открыто ли вы выражаете свое мнение или ограничиваетесь намеками.
- Просите ли вы окружающих об услугах прямо или в надежде вызвать сочувствие сначала рассказываете о том, в какую трудную ситуацию попали.
- В случае если коллега распускает о вас слухи, игнорируете ли вы происходящее за спиной или приглашаете его поговорить один на один.
И, наконец, помните, что мастерство общения заключается в умении переключаться между коммуникационными стилями с учетом особенностей собеседников и ситуации. Не каждый случай потребует ассертивности – иногда это будет воспринято не только в качестве неуместной реакции, но и может вызвать потенциально опасную ситуацию, сулящую большие проблемы.