Блог
24.10.2023

Роли директора в психодраме онлайн

Роли директора в психодраме онлайн

Заведующий кафедрой «Психодрама» Виктор Семенов, члены Высшего экспертного совета кафедры Зауре Тулебаева и Александра Долженко, а также Виктор Зарецкий сформулировали некоторые вопросы, касающиеся изменения роли директора в психодраме онлайн. Поиск ответов на эти вопросы расширит наши возможности проведения психодрамы в онлайн реальности. Академия социальных технологий предлагает вашему вниманию результаты исследования.

Терапевт

  • Что и как может компенсировать отсутствие непосредственного живого контакта?
  • Каковы ограничения в построении психотерапевтического процесса?
  • Каким образом их можно компенсировать в онлайн работе?
  • Что нового вносит онлайн пространство для построения эмпатического контакта?
  • Какие особенности Теле в онлайн реальности?
  • Какие новые терапевтические приемы возможны в онлайн пространстве?

Аналитик

  • Какой информации мы лишены в онлайн работе и каким образом можно ее компенсировать?
  • Какие новые возможности предоставляет интернет?
  • Как исследовать протагониста в естественной среде его обитания?
  • Как влияет дополнительная визуальная информация (собственное Изображение и фон) на директора и участников группы?
  • Какие собственные предметы протагонист выбирает на роли дополнительных Я и при построении сцены?
  • На каком основании происходит выбор дополнительных Я?

Режиссер

  • Как изменяются психодрама-техники при работе онлайн?
  • Какие особенности кинорежиссера мы можем использовать в ходе нашей психодраматической работы (монтаж, звук, свет, экспозиция, фокусное расстояние и другое)?
  • Какие новые роли могут быть полезны?
  • Как меняется игра дополнительных Я и протагониста в онлайн реальности?
  • Какие специальные онлайн средства можно использовать для введения в роль?

Нам предстоит еще освоить эту новую директорскую роль кинорежиссера. Классическая психодрама основывается на театре, онлайн реальность дает возможность получить навыки кинорежиссера.

Групповой ведущий

  • Что вносит интернет реальность в групповую динамику, какие особенности?
  • Как изменяются роль ведущего в онлайн терапии?
  • Какие специальные навыки необходимы для управления группой?
  • Какие специальные инструменты существуют на разных онлайн платформах?
  • Каким образом происходит обучение? Что необходимо для овладения этими инструментами?
  • Каковы особенности групповых ситуаций и возможные пути их онлайн решений?
  • Какие существуют специальные приемы компенсирующие отсутствие физического контакта между участниками группы?

Технический директор

  • Какие возможности для проведения психодрамы дают различные интернет платформы?
  • Как организовать свое рабочее место (технические возможности камеры, микрофона, компьютера, колонок и т.д.)?
  • Что необходимо для обучения техническим навыкам клиентов и участников группы?
  • Какие дополнительные средства связи необходимы для повышения безопасности?
  • Как роль технического директора влияет на исполнение других директорских ролей?

Совершенствование платформ и появление новых расширяет возможности проведения психодрамы. И надеемся, что мы сможем в будущем сформулировать необходимые требования для создания специальной программы для проведения психодрамы онлайн.

Стадии становления психодраматерапевта онлайн

В ходе нашего исследования мы проанализировали, что происходило с нами, как менялись наши роли и отношение к психодраме онлайн. Это позволило нам сформулировать стадии, которые проходит психодраматист в ходе освоения психодрамы онлайн.

  1. Отрицание возможности психодрамы в онлайн пространстве.
  2. Знакомство с интернет площадками (зум, скайп, миро и так далее)
  3. Прямой перенос офлайн навыков в онлайн работу.
  4. Трудности, напряжение, удивление, растерянность, паралич спонтанности.
  5. Понимание, что психодрама онлайн - это другая реальность.
  6. Вопросы – в чем разница и в чем сходство.
  7. Развитие новых навыков.
  8. Возвращение спонтанности.
  9. Рефлексия опыта психодрамы онлайн.

Понимание этих стадий дает нам возможность составить схему обучения с учетом тех трудностей, с которыми мы сталкивались на каждом этапе.

Опубликовано в «Возможности и ограничение психодрамы онлайн» под редакцией Манфреда Яннике, Герды Меверс и Йоханны Ольбердинг для Европейской Ассоциации Психодрамы 12.03.2022 г. на русском, английском и немецком языках.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все