От стратегии реагирования на стресс – к жизненной стойкости
Сегодня жизнестойкость и стратегия реагирования на трудности и стресс жизненно важны. Как правило, у большинства людей к 25 годам развивается стратегия жизненной стойкости. О том, как научиться управлять событиями жизни, реализовывать свои цели, осознавать негативные варианты жизни и развивать позитивные, и как это помогает преодолевать жизненные препятствия рассказал заведующий кафедрой «Нейролингвистическое программирование» Андрей Плигин.
Преодоление препятствий
Препятствия в построении жизненного пути замедляют самореализацию личности. Они могут приводить к продолжительному дистрессу, эмоциональному выгоранию, психосоматическим заболеваниям, депрессии и даже суициду. Можно выделить следующую типологию таких препятствий:
- Трудные ситуации обыденной жизни (неприятности, трудности в нормальном жизненном цикле). Их большое количество и интенсивность нередко вызывают стресс.
- Кризисы (внешние и внутренние).
- Психические травмы (горе, насилие, моральное унижение личности, несчастный случай, потеря значимых ресурсов и т.д.).
Добавлю, что на трудные жизненные ситуации приходится 70,5 % от всего количества обозначаемых людьми негативных ситуаций, а на ситуации максимальной степени трудности (выживания, слома, тяжелой утраты), сопровождающиеся разрывом жизненного пути – 29,5%.
Трудности обыденной жизни, как правило, помогают преодолевать сложившиеся в ранние годы жизни стратегии реагирования на стресс (копинг-стратегии), а кризис и психические травмы - жизненная стойкость.
Копинг-стратегии (от английского to cope with – справиться с чем-то) – совладение с реакцией на стресс. Этот термин был предложен Ричардом Лазарусом и Сьюзан Фолкман в 1984 году.
Жизненная стойкость – это стратегия преодоления жизненных трудностей высокой интенсивности (дистресс, кризис, негативные события-травмы). Это «живучесть» человека, «несгибаемость» в условиях давления груза обстоятельств.
Жизненная стойкость складывается из копинг-стратегии и позитивного опыта преодоления трудностей высокой интенсивности на протяжении длительного периода. Именно от жизненной стойкости зависят психическое здоровье и благополучие человека, эффективная реализация. У каждого есть ресурсы для того, чтобы быть стойкими. Метафора жизненной стойкости - игрушка неваляшка или ванька-встанька, они не сгибаемы, всегда возвращается в исходное состояние, в ресурс. Людям часто не хватает такой жизнестойкости, иногда они сдаются и пасуют перед грузом обстоятельств, которые порой длятся долгое время.
Копинг-стратегии
Копинг-стратегии могут быть когнитивные (проблемный анализ, игнорирование), поведенческие (отвлечение от проблемы с помощью разнообразных занятий – спорта, увлечений или вредных привычек, например, «заедания проблем», злоупотребления алкоголем) и эмоциональные (эмоциональная разрядка, подавление эмоций, протест или оптимизм). На уровне психофизиологической реакции их можно проиллюстрировать поведением: напасть, убежать и замереть. Все они направлены на защиту человека и психики от происходящих в жизни трудностей и стрессов.
Существует два стиля реагирования на негативное событие – применение копинг-стратегий, ведущих к продуктивному результату, и применение психологических защит (сопротивления), приводящих к дезаптации. Механизмы психологической защиты были впервые предложены Зигмундом Фрейдом, к ним относятся: отрицание, вытеснение, проекция, идентификация, замещение, изоляция, реактивное образование, рационализация, проекция. В отличие от защит по Фрейду копинг-поведение более осознанно.
В научной литературе можно найти название множества копинг-стратегий (некоторые авторы насчитали их более 400).
Чаще всего наиболее упоминаемыми являются следующие восемь базовых стратегий:
- Конфронтация.
- Беспристрастие.
- Самообладание.
- Решение проблем.
- Дистанция.
- Ответственность.
- Социальная поддержка.
- Переоценка смысла.
Расскажу о некоторых, наиболее эффективных и важных из них. Одна из лучших стратегий – решение проблемы: когда человек включает интеллектуальные ресурсы, анализирует ситуацию и подыскивает пути решения. Это действительно самый эффективный инструмент выхода из стресса, но, к сожалению, его использует не более 12% людей. Многие прибегают к социальной поддержке, при этом можно просто «поплакаться в жилетку», а можно и обратиться в трудной ситуации с вопросами (как человек поступает с данным типом трудности) и за практическим советом, тогда это становится поиском решения проблемы, обменом ресурсами с другими людьми (а иногда и моделированием стратегии). Противоположный подход – конфронтация, когда человек обостряет ситуацию в конфликте и таким образом зачастую создает еще больший стресс.
Результаты ряда исследований показывают зависимость успешности человека от применяемых стратегий. Например, наиболее характерные для школьников с успеваемостью выше среднего, активных и доброжелательных учеников: самоконтроль, положительная оценка, принятие ответственности, дистанцирование и поиск социальной поддержки. Напротив, у конфликтных учащихся с успеваемостью ниже среднего превалируют стратегии конфронтации, избегания – то есть не эффективные стратегии выхода из стресса.
Ресурсы для развития копинг-стратегий:
- Интеллект (проблемный анализ).
- Конструктивная рефлексия (находить трудность и искать способы решения). Под этим авторским термином я понимаю рефлексию, которая отличается от самокопания и регрессивной, негативной рефлексии. Такой подход конструктивен, когда человек имеет способы и рычаги влияния на ситуацию, когда анализ ситуации приводит к задействованию ресурсов и инструментов по ее решению.
- Позитивное самоотношение. Иными словами, понимание того, кем я себя считаю в этой ситуации.
- Интернальный локус контроля (вера в том, что человек влияет на обстоятельства и жизнь) - во что я верю, влияю на происходящее или нет.
- Умение запрашивать и принимать помощь значимых людей.
- Знания и умения по саморегуляции эмоциональных состояний.
- Оптимизм и юмор. Эти качества помогают переживать любые сложности.
Как помочь себе
Существует множество инструментов саморегуляции, которые обязательно надо применять в стрессовых, сложных ситуациях. На мой взгляд, ими должны владеть все и особенно эмоциональные люди. Расскажу о некоторых из них:
- «Дыхание по квадрату». Вдох, задержка дыхания, выдох и задержка дыхания делаются на 4 счета. По мере освоения техники, продолжительность каждой фазы можно увеличивать, сохраняя комфортность выполнения упражнения. После пяти минут такого упражнения психофизиология настолько мощно меняется, что человек начинает обретать сознательный контроль над текущим состоянием и моментом жизнью.
- Телесная саморегуляция, напоминающая самотранс по М. Эриксону. Человек, медленно вдыхая и выдыхая, начинает осознавать свои микромускульные напряжения, перемещать фокус внимания, замечать, что происходит с напряженными частями тела. Изменяя дыхание, расслабляйте тело или ту его часть, которая связана повышенным напряжением (с проблемой).
- Перефокусировка внимания. Представьте образ стрессовой или неприятной ситуации. Где он находится, внутри или снаружи? Что вызывает самые неприятные эмоции? Задумайтесь, где границы вашего восприятия и тела, какие они? Затем мысленно расширьте его границы, выйдите за рамки тела. А потом начните изменять границы восприятия трудностей, сделайте их больше. Если она находилась внутри, сделайте ее внешней. Сделайте так, что границы тела и границы измененного восприятия трудностей начинают сливаться вместе. Можете произвольно менять фокус внимания и границы, играйте с ними. Замечая, как меняются ваши ощущения и телесный отклик, продолжайте двигаться в сторону позитивного состояния. Это очень действенная практика: после десяти минут такой работы человек перестает ощущать груз проблемы, а отношение к трудности может сильно изменится.
- Десенсибилизация и проработка травм движением глаз (ДПДГ) по Френсин Шапиро. Двигайте глазами по вертикали, горизонтали и диагонали. Обнаружив точку напряжения, проработайте ее, продолжая совершать движение, которое вызывает дискомфорт. Один из моих клиентов после 5-7 минут работы в этой технике поделился, что испытал ощущение будто у него отрезали лямки рюкзака и груз с плеч упал. В целом, эта практика дает мощную перестройку эмоционального состояния.
Сложность в том, что реакция на стресс обычно бесконтрольная. Надо учиться встраивать в каждодневные негативные ситуации микропаузу когнитивного контроля, осознанно регулировать свое поведение.
Негативные эмоции и стресс препятствуют анализу ситуации и рефлексии. Поэтому важно научиться встроить шаг, на котором можно рационально, с включением интеллекта и осознанности, оценить, какие ресурсы у вас есть в наличии, что на самом деле смущает, мешает, тяготит и т.д. Слона, как известно, нужно резать по кусочкам, а дальше уже можно задуматься о путях преодоления самых трудных жизненных обстоятельств.
Коучинговая техника преодоления негативных эмоций
- Ответьте на вопрос: что важное и полезное есть в эмоциональном состоянии? Что помимо негатива оно дает? Вероятно, это подсказка, что надо что-то менять. Если бы состояние имело голос, что оно сказало бы?
- Вспомните случаи в жизни, когда негативное эмоциональное состояние обернулось плюсом, создайте новый смысл. Например, подумайте о том, что досада от ошибки дает импульс в продвижении вперед и побуждает к действиям. Таких примеров множество, и они показывают, что даже самые плохие вещи иногда привносят хорошее. Этот этап позволяет взять тайм-аут, глубже рассмотреть ситуацию, приготовиться к дальнейшим действия. Например, человеку, который боится публичного выступления, это состояние пытается сказать: «Пойди подготовься».
- Найдите то, что влияет на интенсивность эмоционального состояния. Что вызывает больше негативных эмоций, а что уменьшает их воздействие? Найдите способ влияния на интенсивность этих эмоций и с его помощью научитесь управлять эмоциональным состоянием. В случае, если вы боитесь выступать перед большой аудиторией, оцените, каков «порог» тревоги. Начиная с какого количества это перестает вызывать страх?
- Найдите, что хорошего произойдет в жизни, когда вы справитесь с эмоциональным состоянием. Какие в этом плюсы? Что вы получите в результате и эффекте? Техника дает возможность выйти за рамки привычного восприятия, расширить восприятие себя самого, ситуации, взаимоотношений с миром, с другими.
- Посмотрите на себя глазами других людей для усиления своих действий, роли и самооценки. Как они вас воспримут, когда вы изменитесь? Как вы сами воспримите себя? Какие пять людей из близкого социального окружения могли бы стать для вас примером и экспертом в данной ситуации? Чтобы они сказали, глядя на ваши трудности? Это потрясающий инструмент, который помогает включить социальный интеллект, а если человек склонен к рефлексии, то и усилить его. «Побудьте» на месте этого человека, а после - позвоните ему, поинтересуйтесь его мнением, обратитесь за помощью. В целом, умение запрашивать и давать помощь – один из важнейших навыков, приумножающих человеческое в человеке.
- Проверьте системную эффективность изменений (экология). Ваши новые реакции и стратегия реагирования на стресс не приведут ли к ухудшению чего-то другого в вашем опыте?
- Определите четкий план действий, снижающий эмоциональное состояние до слабого сигнала о необходимости что-то менять. Запишите, что влияет на эмоциональное состояние. Обозначьте шаги его преодоления, которые нашлись в процессе выполнения предыдущих пунктов. В ходе работы мы описываем, как мы будем понимать, что эти шаги успешные, какая последовательность наиболее эффективна, какие ресурсы внешние и внутренние необходимо задействовать, чтобы ситуацию преодолеть. Если требуется листки с этими записями-шагами, я кладу на пол, а человек шагает по ним, перепроживает все, что возникло во время сессии.
- Определите стартовое действие (триггер), осуществив которое, вы будете двигаться в нужном направлении. Подберите управляющую фразу, которая переключит вас в нужный момент (в трудных ситуациях) в оптимальный тип реагирования.
Техника «Усиление стратегии реагирования на жизненные трудности»
Несколько копинг-стратегий позволяют сформировать базис жизненной стойкости, усилить его и превратить в интегративную стратегию жизнестойкости.
- Выберите 5 самых ярких событий, в которых вы преодолели жизненные трудности. Оцените трудность в баллах от 1 до 10.
- Рассмотрите каждое событие в хронологическом порядке.
- Расскажите, как именно развивалось событие. «Какова была первая реакция на стресс, трудную ситуацию? Что собой представляло отношение к жизненным трудностям, как оно менялось? Какие внешние и внутренние ресурсы вы задействовали? Кто и что вам помогало? На чем вы фокусировались? Как менялась фокусировка? Какова была стратегия?».
- Проанализируйте стратегию по модели 4D – «Коучинг жизненного пути» (социальный мир, жизненное пространство и предметны мир, жизнедеятельность, подструктуры индивидуального опыта), подумайте о том, чем ее можно обогатить?
- Проделайте шаги 3 и 4 с каждым событием, это даст обобщенную стратегию.
- Продумайте как объединить ресурсы для усиления стратегии жизненной стойкости. Выработайте систему правил и действий в трудных ситуациях. На этом этапе можно перепрожить какую-то из жизненных ситуаций. Я люблю говорить: «Давайте создадим документальное кино про нашу жизнь». Можно сделать несколько дублей, показывающих как вы реагируете на жизненные обстоятельства, задействуя все ресурсы.
- Создайте триггер и управляющую фразу, которые направляют вас в эффективную стратегию.
- Экологическая проверка.
- Подстройка к будущему.
Эту технику, конечно, лучше осуществлять под руководством опытного консультанта.