Блог
05.09.2022

Тьюторство – культура сопровождения индивидуального образовательного процесса

Тьютор – профессиональный наставник в образовании, помогающий человеку создать индивидуальную образовательную программу. Сегодня тьюторство, находящееся на стыке психологии и педагогики, представляет значение не только для образовательного процесса в школах. В свете концепции непрерывного образования оно становится необходимым и взрослым. Об истоках тьюторства, задачах этого направления для детей и взрослых рассказала заведующая кафедрой «Тьюторство», президент Межрегиональной тьюторской ассоциации Татьяна Ковалева.

Тьюторство в школе

К трем годам у ребенка, как правило, уже проявляется зона спонтанных интересов. Начиная с этого возраста, человек осознает окружающий мир, выражает желания. С этого момента начинается работа тьютора, в том числе особые техники работы с детьми этого возраста – в связке «ребенок – ближайший взрослый».

Тьюторство – это культура работы с интересами: поддержка имеющихся, создание провокативной среды для их проявления.

По отношению к детским интересам в педагогике мнения разнятся. Нужно ли сейчас этим заниматься, основной ли это приоритет для образования? Классическая школа не склона замечать детские интересы. Школа со строгой дисциплиной, линейным расписанием эти интересы купирует, проявить их в таких условиях становится сложно. Тьютор же создает среду для проявления интересов: поддерживая и усиливая то, к чему у ребенка лежит душа, помогает выстроить персональный и продуктивный образовательный маршрут. Тьютор – это педагог, который сопровождает образовательную программу, неотъемлемый элемент педагогической технологии. Также это некий «правозащитник» ребенка, так как в силу возраста для детей закрыт мир культуры: ребенок еще не знает какие книги и деятельность будут его увлекать, какие существуют профессии и где на них обучают. Проводником в мире образования и становится тьютор.

Тьюторы для взрослых

Исторически тьюторское сопровождение зарождалось как культура работы с взрослыми студентами. В XII обучение в университетах не было структурировано по факультетам, образовательной программе, продолжительности. Вспомните строку из песни «Из вагантов» «Плачьте милые друзья…, предстоит учиться мне в университете». Причем здесь слезы? Дело в том, что в Средние века университет являлся монастырем, возвращение из которого не гарантировалось.

Распространение тьюторство получило, в первую очередь, в Англии и в англоязычных странах: Австралии, Канаде, позже – в Америке. Сегодня передовые университеты мира – Оксфорд, Кембридж, Гарвард, Массачусетский университет, Сорбонна – строят образовательный процесс на тьюторской модели. В нашей стране такая концепция применялась в Московском физико-техническом институте, хотя, конечно, официально это тьюторством не называлось.

Тьюторство не знает возрастных границ и применяется не только для детей. Например, в Московском городском педагогическом университете (МГПУ) создан «Серебряный университет», где пенсионеры бесплатно получают новые знания и навыки. Другая сфера применения тьюторства –сопровождение образовательных программ женщин после завершения декретного отпуска.

Тьюторство обретает особое значение в концепции непрерывного образования, а также в свете взрывного роста технологий, появления новых профессий, помогая выстраивать образовательную стратегию, оставаться востребованным.

На вопрос «Что есть человек?» отечественный философ Мераб Мамардашвили ответил: «Человек – это принципиальная возможность». Важно понимать, что всегда можно поменять место жительства, работу, начать жизнь заново. Но выбор этот лучше делать не стихийно, а осмысленно – с позиции управления жизнью. Например, профессионально реализованный человек понимает, что его ресурс не исчерпан и обозначает иной вектор развития карьеры, приобретает дополнительные компетенции. Направлять и сопровождать человека в этом процессе – также задача тьютора. В этом и заключается непрерывное образование, которое вовсе не ограничивается детским садом, школой, вузом.

Какие задачи помогает решать тьютор

Зачастую люди не знают, что им нравится. Подростки говорят «ничего не хочу, ничего не интересно, вообще в школу ходить не хочу». Тогда для тьютора важно «раскрыть» интересы подростка.

Как это делается? Есть один профессиональный секрет – обращение к памяти. Что человек помнит за последний год, то его эмоционально задело, а, значит, заинтересовало. Вот ему ничего не интересно, но помнит, что с папой ездил на рыбалку. «С папой» и «на рыбалку» - тогда в области этого интереса и начинается работа. Поэтому тьютору всегда есть за что «зацепиться», для него, вообще, нет людей ничем не интересующихся.

Задачи тьютора:

  • Найти область интересов.
  • Работать с интересами, оформляя их в индивидуальный образовательный маршрут.
  • Помогать тьюторанту реализовывать этот маршрут.

К тьютору обращаются:

  • Когда пропадает интерес к деятельности у ребенка.
  • На этапе подбора школы, специализированного класса, выбора профессии и вуза.
  • Во взрослом возрасте – при потере интереса к работе и цели, резком изменении качества здоровья.
  • В пенсионном возрасте, когда возникает необходимость освоения новых навыков.

Тьюторство решает вопросы погружения в другую культурную среду, помочь создать образовательные траектории с учетом запроса человека.

Практика индивидуализации

Тьюторство – это практика индивидуализации, то есть познания себя, присущих личности слабых и сильных сторон, умение человека самоопределяться и брать на себя ответственность.

Приведу пример. Дворовый футбол – ребята бегают и гоняют мяч, друг другу мешают, ругаются постоянно. А вот футбол профессиональный - вратарь, нападающие, защитники – каждый знает свою роль и задачу. Для меня образ тьюторского сопровождения – это образ такой культуры игры. Тьютор работает как тренер детской команды, дает каждому попробовать себя в разных ролях, обсуждает результаты, что получается лучше, а что – увлекает больше. С опорой на это организуется команда – это как раз культура индивидуализации. Индивидуализация – это не когда ты что-то один делаешь, а когда понимаешь свой вклад в коллективную работу, что ты способен и не способен делать, потому что не имеешь для этого необходимых компетентностей. Человек должен четко понимать, где его границы, что он может. Для этого выстраиваются процессы познания себя.

Профессия тьютор

Профессия тьютор в России существует с 90-х годов, в тот период мы с группой коллег создали первую частную школу в Академгородке Томска, построенную на модели тьюторства.

С середины 90-х годов начали работать с педагогическим сообществом, проводить семинары, конференции. Созданная в 2007 году Межрегиональная тьюторская ассоциация, президентом которой я являюсь, разработала профессиональный стандарт тьютора, благодаря которому тьюторство стало официально признано профессией, а также методики, технологии, особые форматы работы. Профессия тьютора относится к группе «воспитательных» стандартов, то есть занимается развитием личности, при этом в работе специалисты руководствуются этическим кодексом тьютора.

Зачастую люди не понимают, к какому эксперту по социальным технологиям обратиться с запросом. Например, к коучу или тьютору – эти сферы путают. Поясню, коучи работают в зоне успешности человека, успех – это социальная категория, поэтому и работа ведется в социальной действительности. Среди инструментов коучей - технологии достижения целей, использование социальных ресурсов, поведенческих стратегий. Тьюторство же функционирует в образовательной действительности. И во главе угла стоит не достижение цели, а понимание приоритетов и ресурсов, способность к выстраиванию образовательной программы.

При этом, для взрослых и коучинг, и тьюторство, а также другие социальные технологии могут использоваться совместно, дополняя друг друга. Академия социальных технологий, выступая знаком качества для экспертов более чем 30 специализированных кафедр, комплексно решает задачи развития, как на корпоративном, так и на личностном уровне. Это похоже на посещение поликлиники, где, обратившись к терапевту, получаешь направления к врачам других специализаций.

Помимо этого, у Академии колоссальный ресурс совместной работы, энергии совместного действия, в чем я как профессионал заинтересована. Эксперты кафедр, благодаря взаимодействию и обмену опытом, имеют возможность решать задачм с междисциплинарной позиции, применяя техники и инструменты на стыке нескольких компетентностей.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все