Татьяна Ковалева

Москва
Заведующая кафедрой «Тьюторство», член Ученого совета Академии социальных технологий. Президент Межрегиональной тьюторской ассоциации. Исследователь, проектировщик и организатор тьюторской деятельности в различных форматах
РазвернутьСвернуть

Тьюторство

Специализации

рефлексиярефлексиятьюторская этикатьюторская этикапедагогическая герменевтикапедагогическая герменевтикатехнология деятельностных пробтехнология деятельностных пробтехнология свободного проектированиятехнология свободного проектированияпедагогическое консультированиепедагогическое консультированиепроектная деятельностьпроектная деятельностьразработка локальных актовразработка локальных актовпроектирование образовательной средыпроектирование образовательной средыанализ деятельностианализ деятельностииндивидуальное обучениеиндивидуальное обучениеиндивидуальный образовательный маршрутиндивидуальный образовательный маршрутиндивидуальный образовательный режиминдивидуальный образовательный режимметодические мероприятия для обучающихсяметодические мероприятия для обучающихсяметодические мероприятия для педагоговметодические мероприятия для педагоговмониторинг деятельностимониторинг деятельностипрофессиональное консультированиепрофессиональное консультированиеработа с сайтомработа с сайтомразвитие образовательных системразвитие образовательных системразвитие организацийразвитие организацийтеория и методология тьюторстватеория и методология тьюторствакоманды развития организацийкоманды развития организацийнормативно-правовое обеспечениенормативно-правовое обеспечениесетевые сообшествасетевые сообшествасопровождение трансформации организациисопровождение трансформации организациитеория и методология индивидуализациитеория и методология индивидуализации Ещё +

Решаемые задачи

аргументация в дискуссииаргументация в дискуссиивоспитание самостоятельностивоспитание самостоятельностивыбор будущей профессиивыбор будущей профессиивыбор вузавыбор вузавыбор досугавыбор досугавыбор направления образованиявыбор направления образованиявыбор профильных предметоввыбор профильных предметоввыбор профиля обучениявыбор профиля обучениявыбор специальностивыбор специальностидолги в учебедолги в учебежелание учитьсяжелание учитьсяинтерес к учебеинтерес к учебеобразовательное путешествиеобразовательное путешествиеобразовательные целиобразовательные целиотсутствие интересовотсутствие интересовпланирование деятельностипланирование деятельностипомощь в самообразованиипомощь в самообразованиипрактики индивидуализациипрактики индивидуализациипреодоление блокадыпреодоление блокадыпринятие образовательного решенияпринятие образовательного решенияпродолжение образованияпродолжение образованияпрокрастинацияпрокрастинацияпрофессиональное самоопределениепрофессиональное самоопределениепрофессиональные пробыпрофессиональные пробыразвитие самостоятельностиразвитие самостоятельностиразвитие образовательных организацийразвитие образовательных организацийразочарование в вузеразочарование в вузеразочарование в специальностиразочарование в специальностиразрешение ситуаций непониманияразрешение ситуаций непониманиясамоорганизация подросткасамоорганизация подросткасамостоятельность школьникасамостоятельность школьникасмена школысмена школыстановление мировоззрения родителястановление мировоззрения родителяучебная мотивацияучебная мотивациятрансляция опыта организациитрансляция опыта организации Ещё +

Личная история

В 1986 году был опубликован Манифест педагогики сотрудничества, примерно в этот же период при «Учительской газете» возник клуб «Эврика» под руководством Александра Адамского. И я оказалась в эпицентре этой бурной жизни, и судьба вновь свела меня с целой плеядой замечательных педагогов-новаторов: Владимиром Матвеевым, Симоном Соловейчиком, Владимиром Караковским, Александром Тубельским,  а также с  авторами системы  «Развивающего обучения» – Элькониным, Давыдовым, Репкиным, с журналистами Валерием и Еленой Хилтуненами, Ольгой Мариничевой и многими другими.

Начав в Москве  работать в университете «Эврика», я решила затем  создать частную школу под названием «Эврика-Развитие» в Академгородке города Томска. Проект разрабатывала вместе с родителями, учениками, учителями. Каждая из этих групп сначала предлагала свою концепцию, а потом работали вместе , чтобы создать общими усилиями единую  концепцию. 

И тогда в дискуссиях и общих встречах зародилась идея проекта, сочетающего в себе четыре вариативные педагогические системы: Развивающее обучение, Вальдорфскую педагогику, Монтессори-педагогику и свободную педагогику Л.Н. Толстого.

Когда я из Томска вернулась в Москву, мне предлагали снова создать частную школу, но мне хотелось осуществлять новые проекты и заниматься исследовательской работой в инновационном образовании.  Поэтому я начала работать в Институте теории и истории педагогики РАО и с радостью приняла предложение работать преподавателем на кафедре педагогики в родном МГПИ, поставив перед собой задачу создать практику  индивидуализации и вариативности в стенах вуза. И здесь я тоже добилась успеха, объединив команду томских тьюторов с вновь созданной московской командой.

В 2007 году была создана Межрегиональная тьюторская ассоциация, учредителями которой стали представители трех городов – Москвы, Томска, Ижевска. Я с самого начала и по настоящее время являюсь президентом МТА. Членами МТА был коллективно  разработан стандарт тьюторской деятельности, и с 2008 года тьюторская профессия вошла в реестр профессий.

Логическим продолжением этой истории стало открытие мной магистерской программы по тьюторству в Московском педагогическом государственном университете. А когда на должность ректора был назначен Алексей Семенов, он дал мне карт-бланш, предложив организовать сначала кафедру индивидуализации и тьюторства, а затем институт тьюторства на базе МПГУ. К сожалению, Институт тьюторства просуществовал недолго, так как со сменой ректора Институт был закрыт...

После ухода из МПГУ в Московский городской педагогический университет (МГПУ) под руководством Игоря Реморенко вместе со всем коллективом сотрудников кафедры, а также студентами тьюторской магистратуры очного и заочного отделений я открыла в Институте непрерывного образования МГПУ лабораторию индивидуализации и непрерывного образования, а также магистратуру «Тьюторство в сфере образования» в Дирекции образовательных программ МГПУ. 

В этом году деятельность стала еще более сложной: в Томске в ТГУ я стала параллельно руководить лабораторией индивидуализации и тьюторства, а в Дирекции образовательных программ МГПУ добавилась вторая магистерская программа: «Тьюторство в цифровой образовательной среде». Жить становится сложнее, но зато все интереснее! 

Карьера

"Эврика-развитие" - первая частная школа в России, г. Томск

Директор

Московский городской педагогический университет

Заведующий лабораторией индивидуализации и непрерывного образования

Томский государственный университет

Заведующий лабораторией индивидуализации и тьюторства

Образование

1977 — 1982

Московский государственный педагогический университет, математический факультет

1985 — 1985

Московский государственный педагогический университет, аспирантура

кандидат педагогических наук

1995 — 1998

Школа культурной политики, факультет философии образования

1996 — 1999

Московский государственный педагогический университет

доктор педагогических наук

Связаться