Стратегическое мышление – зачем оно руководителям бизнеса
Стратегирование и стратегическое мышление дают бизнесу и личностям представление о желаемом будущем – целях, которые требуется достигнуть. С тем, чтобы стратегия была жизнеспособна и реализуема, оценивается текущая ситуация: объем ресурсов и активов, которые можно было бы направить для получения желаемого, а также перечень того, без чего достигнуть цели не удастся. В этой статье Академия социальных технологий расскажет о пользе стратегического мышления для бизнеса и что делает его навыком №1 для управленцев.
Основы стратегического мышления: что это и зачем нужно
Стратегическое мышление – это рациональный мыслительный процесс, фокусирующийся на анализе факторов, влияющих на долгосрочный успех. Под успехом здесь понимается и успех коллективный – бизнеса, предприятия или команды, и успех отдельных личностей. Речь идет о способности осознавать и формулировать долгосрочные цели, а также создавать и следовать конкретным планам действий, требующихся для их достижения.
Профессионалы, владеющие стратегическим мышлением, способны тщательно и обдуманно предвосхищать угрозы и риски, а также замечать и не пропускать перспективные возможности. Благодаря этому возглавляемые ими компании и коллективы всегда располагают идеями и планами, чтобы преуспевать даже в агрессивной и турбулентной среде.
В основе стратегического мышления лежит:
- Способность четко видеть долгосрочную перспективу – развернутую картину, а также понимать, как принимаемые сегодня решения и совершаемые действия будут влиять на будущее. Этот подход исключает вероятность недальновидных решений, которые в краткосрочной перспективе может и принесут плоды, но на дистанции во благо не сыграют.
- Умение безошибочно выявлять сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, например, посредством инструментария SWOT-анализа.
- Прогнозирование намечающихся тенденций, в том числе посредством мониторинга развития экономической, политической, технологической, социальных и других влияющих на специфику бизнеса сфер.
- Постановка ясных, измеримых и достижимых целей, например, посредством инструментария SMART.
- Критическое мышление, предполагающее объективную оценку ситуации и поступающей информации, а также способность различать факты и мнения, а также выявлять предубеждения.
- Правильное распределение ресурсов – финансов, сотрудников, времени – для достижения желаемых целей.
- Управление рисками, заключающееся в оценке возможных рисков и создании планов действий при наступлении нештатных ситуаций для минимизации и исключения негативных последствий.
Потребуется стратегическое мышление не только управленцам и сотрудникам, стремящимся к карьерному росту, но и тем, кто хочет жить счастливой и гармоничной жизнью – преуспевать в различных сферах. Как правило, личности, которые с легкостью выстраивают правильные стратегии, также:
- Обладают исследовательским складом ума, развитыми коммуникативными качествами и лидерскими навыками.
- Склонны к анализу и рассудительны.
- Стремятся к инновациям и не боятся перемен.
- Быстро принимают взвешенные и обоснованные решения.
Как уже отмечалось выше, область применения стратегического мышления крайне широка.
В бизнесе, например, оно приводит к созданию долгосрочных планов, предполагающих целый ряд вариантов развития организации: выход на новые рынки, запуск нового продукта, расширение ассортиментной линейки, смена бизнес-модели. И вот почему это важно: сегодня бизнес-среда характеризуется запредельной скоростью перемен: стремительно возникающие тенденции, глобальные вызовы, темп работы конкурентов – эти и другие факторы заставляют быть готовым к трансформациям. Трансформациям быстрым, но просчитанным, основанным на прогнозировании и готовности идти на контролируемые риски.
На уровне отдельных личностей стратегическое мышление открывает путь к достижению долгосрочных целей: построение карьеры и саморазвитие, создание и расширение семьи, совершение дорогостоящих покупок, например, недвижимости и так далее.
Впрочем, стратегический подход используется и в области государственного планирования. Например, при создании программ в области устойчивого развития, социальной и экономической сферах, в области экологии и других направлениях. Конечно, с учетом того, на этом уровне результаты стратегирования критически важны для развития страны и улучшения качества жизни населения, используется глубочайший комплексный подход, наработки научного сообщества и другие компетентные мнения.
Какие преимущества приносит стратегическое мышление
Если во главе компании стоят лидеры, владеющие стратегическим мышлением и использующие этот подход в повседневной практике, то бизнес получает следующие выгоды:
- Достижение конкурентных позиций за счет способности предвидеть и предвосхищать тенденции рынка, а также предлагать новые и инновационные решения, способные удовлетворить запросы клиентов.
- Эффективное использование ресурсов, снижение издержек и накладных расходов.
- Готовность к переменам – компания не только становится устойчивой перед лицом внезапных изменений, сохраняя позиции, но и наращивает их, постепенно развиваясь.
- Согласованность действий управленческой команды – усилия сотрудников компании синхронизированы в достижении общей цели, так как 100 % персонала разделяют общее видение и осознают собственную роль в его достижении.
- Взвешенный подход к принимаемым решениям – благодаря наличию стратегии, управленцы реже приходят к импульсивным выводам и необдуманным действиям, а сосредотачиваются на том, что приводит к желаемому результату.
Как развить навыки стратегического мышления
- Находите время для планирования будущего, определения приоритетных целей и задач. На основе этих устремлений распределяйте ресурсы.
- Обращайтесь к прошлому – периодически анализируйте решения и действия прошлого с тем, чтобы зафиксировать, что принесло плоды, а что – нет.
- Изучайте мнения, высказывания и обзоры ситуаций успешных предпринимателей, политиков, экспертов в области бизнеса, аналитики, политологии, социологии, чтобы получать качественную информацию для собственного стратегирования и учиться моделям обоснования решений и умозаключений.
- Анализируйте явления, которыми наполнено информационное поле, стараясь находить между ними взаимосвязи.
- Просчитывайте последствия принимаемых решений и совершаемых действий – это поможет лучше прогнозировать будущее и эффективнее адаптироваться к изменениям. Кроме того, осознание возможных негативных сценариев помогает разработать планы по их минимизации и предпринять соответствующие меры.
- Занимайтесь самообразованием – читайте книги и изучайте другие материалы по теме стратегического менеджмента, бизнес-стратегий и лидерства, записывайтесь на тематические тренинги и вебинары. Пригодятся также знания в области экономики, поведенческой психологии, социологии, которые помогут расширить кругозор и составить более полное представление о тех или иных проектах.
Разработка стратегий: основные этапы и методы
Стратегическое планирование предполагает сбор, анализ и осмысление внешних факторов и аспектов, внутренних показателей компании и перспективных идей. В результате этой работы рождается стратегия – документ, который будет определять вектор деятельности и развития организации на конкретный период времени. С учетом этого вектора планируются действия и мероприятия, способные привести к достижению обозначенных стратегических инициатив.
Как правило, стратегические сессии (мероприятия, посвященные выработке стратегии) проводятся раз в год, если стратегия составляется на следующие 12 месяцев, также на сессиях обсуждаются и глобальные планы – например, на три и более лет. Кроме того, периодически сотрудники, участвующие в создании стратегии, собираются для обзора достигнутых результатов и актуализации планов. Дело в том, что последние четыре года приучили бизнесменов мыслить гибко, а планировать – на короткий горизонт. Поэтому так важно периодически пересматривать планы и актуализировать их целесообразность с учетом постоянно меняющихся условий.
Анализ внешней среды: как оценить рынок и конкурентов
Системность, объективность и всесторонняя оценка факторов – базисы стратегического мышления – делают этот метод незаменимым для анализа внешней среды.
Чтобы получить достоверные выводы, определитесь с целями. Например: оценка перспектив развития, рисков рынка, определение конкурентного поля. Далее предстоит определиться с методом сбора данных, в качестве которых используются: опросы, интервью, отраслевые отчеты, статистика, результаты клиентского поведения и другие источники.
С учетом поставленных целей используются методы инструментальной оценки ситуации: SWOT-анализ, PEST-анализ (оценка политических, экономических, социальных, экологических, правовых и других факторов, влияющих на внешнюю среду), бенчмаркинг (сравнение с конкурентами) и другие инструменты.
На основании собранных данных составляется стратегия, определяющая наиболее перспективные векторы движения, показатели успеха и желаемые цели, требующиеся ресурсы, также планируются усилия.
Кроме того, на этапе стратегирования оцениваются риски и составляются планы по их минимизации, а в ходе реализации стратегии – компания отслеживает прогресс и по мере необходимости вносит изменения.