Развитие коммуникативных навыков – как стать отличным собеседником
Общение – это сложный процесс, на котором выстраиваются правила игры, определяющие общество. Благодаря способности общаться люди обмениваются информацией, выстраивают социальные связи и партнерские взаимоотношения. К сожалению, часто случается, что человеку не удается быть убедительным и доносить свои мысли до окружающих в полном объеме. И этот дефицит коммуникативной компетентности неминуемо сказывается на профессиональном росте, дружеских и романтических отношениях. В этой статье Академия социальных технологий расскажет о способах развития коммуникативных навыков и чертах, которые характеризуют мастеров общения.
Зачем учиться общаться
Развитые коммуникативные навыки – необходимое условие для построения блестящей карьеры, создания и поддержания гармоничных личных отношений. Успешные коммуникаторы способны четко озвучивать собственные намерения, чувства и убеждения, а также умеют слушать и слышать других. Следует помнить, что общение не только инструмент информирования окружающих, но и получения новой информации, который, при заинтересованности и правильной отстройке со стороны двух или большего количества сторон коммуникации, дает синергетический эффект, например, в виде совместных проектов, плодотворного сотрудничества или крепких социальных связей.
Деловое и личное общение реализуется с помощью ряда каналов коммуникации, при этом освоение каждого из них становится обязательным для тех, кто полон решимости изъясняться понятнее и заслужить репутацию человека, с которым приятно и легко иметь дело:
- Устное общение – все, что относится к речи: диалоги и монологи, деловые переговоры, презентации проектов, встречи один на один, телефонные звонки и онлайн-общение
- Письменное общение – электронные и классические письма, служебные записки, сообщения, заметки и другие графически оформленные, написанные или напечатанные послания.
- Невербальное общение – обмен информацией без использования письма или устной речи, а осуществляющийся с помощью жестов, мимики, тона голоса и интонации, а также языка тела.
- Активное слушание, во время которого говорящему задаются вопросы, уточняющие детали и дополнительную информацию.
Люди с развитыми коммуникативными навыками четко, объемно и достоверно информируют окружающих людей по вопросам, представляющим для последних интерес, а также умело используют полный арсенал невербальных и вербальных коммуникационных сигналов. Это умение предполагает способность к установлению связи с другими, заключающуюся и в обращении к потребностям аудитории, и в получении обратной связи со стороны слушателей. Таким образом коммуникатор понимает, как скорректировать содержание разговора, чтобы беседа не только способствовала решению задачи, стоящей перед инициатором общения, но и представляла ценность для собеседника.
Кроме того, людей с развитыми коммуникативными способностями отличают и сильные социальные навыки – понимание того, что уместно озвучивать в различных контекстах профессионального и личного общения.
Конечно, для достижения высокого уровня мастерства в сфере общения потребуется практика. Хорошо одно: чтобы начать говорить не требуется специальных условий или оборудования, понадобится только решительность и желание лучше выражать себя.
Как улучшить навыки общения
Стараясь повысить коммуникативную компетентность, стремитесь изъясняться проще и доступнее. Это применимо и к письменному, и устному общению – четкие формулировки и лаконичное изложение облегчат понимание. Помимо этого, рекомендуем воспользоваться следующими советами, которые помогут обрести репутацию сильного коммуникатора.
- Помните об аудитории – люди будут слушать с большим интересом, когда речь адаптирована под их интересы.
- Подумайте о подходящем формате сообщения – если информация не носит срочного характера, выберите вариант отправки электронного письма или сообщения в мессенджере.
- Вовлекайте аудиторию – пригласите слушателей участвовать в диалоге.
- Установите зрительный контакт – взгляд глаза в глаза сработает, как канал обратной связи, поможет удостовериться в том, что собеседник понимает содержание разговора, а также поможет оценить эмоциональную реакцию на сказанное.
- Считывайте невербальные сигналы – некоторые телодвижения говорят сами за себя: если собеседник начинает ерзать на стуле, теребить руками предметы на столе или посматривать на часы, вероятно, встреча занимает больше времени, чем ожидалось. В таких случаях смело уточняйте возможно ли продолжить общение или, при необходимости, предложите перенести обсуждение на более позднее время.
- Устраните отвлекающие факторы – нет ничего хуже, чем, общаясь с другим человеком, отвечать на сообщения в мессенджерах или отвлекаться на компьютер. Сосредоточьтесь на разговоре – неважно, каков статус собеседника и цель общения, отдайте приоритет тому, кто находится рядом, готов слушать вас и делиться информацией.
Расскажем и о других аспектах, способных повлиять на то, как будет складываться общение с окружающими. На характер коммуникации влияют такие категории, как: чувство юмора, отношение к людям, жизни и себе самому. Например, юмор помогает снимать стресс и беспокойство. Это отличный инструмент, с которым легче завоевать расположение других. Но использовать юмор стоит аккуратно, помня, что неуместные шутки приводят к фатальным последствиям. Желая вызвать улыбку, подумайте, насколько сказанное будет соответствовать ситуации.
Другой весомый аспект, который меняет качество общения – отношение к людям, как равным себе. Общение убьет покровительственный тон или пренебрежение, поэтому концентрируйтесь на сохранении личных границ, но и уважайте границы других.
И, наконец, будьте позитивны и дружелюбны. Жизнерадостность усиливает желание окружающих общаться, а такая черта личности, как оптимизм, становится дефицитом в сегодняшнее турбулентное время. Того, кто часто, искренне и с удовольствием улыбается, транслирует окружающим бодрость духа и заряжает энергией, с большей вероятностью будут воспринимать положительно.
Инструменты развития коммуникативных навыков
Не беда, если способность выражать себя через речь и письмо, пока сложно назвать вашим сильным навыком. Это умение нарабатывается, вне зависимости от того, насколько уверенно вы сегодня общаетесь с другими. Попробуйте взять в привычку следующие практики, следование которым улучшит способность изъясняться:
- Развивайте умение слушать. Парадоксально, но факт: эффективные коммуникаторы – отличные слушатели, вовлеченные в речь другого человека. Общение – это двусторонний процесс! Несмотря на то, что многие в порыве страстного желания донести до слушателя свою позицию, забывают об этом. И даже, если собеседнику предоставляется редкое право на реплику, то сказанное остается без должного внимания. Часто это происходит из-за того, что человек не готов принять позицию другого, а пауза в собственной речи воспринимается для того, чтобы продумать, что сказать дальше. Между тем, важно не только слушать, но и слышать, а также анализировать сказанное собеседником.
- Уделяйте внимание невербальной коммуникации. Считается, что по невербальным каналам передается до 70% информации, а это значит, что игнорирование этих не высказанных, но транслируемых человеком мыслей, может привести к горьким последствиям. Осознанное восприятие невербальных сигналов других, а также внимательное отношение к собственной манере невербально изъясняться, поможет предотвратить недопонимание. Проверьте себя: поговорите на камеру или глядя в зеркало, при этом оценивая, насколько мимика и выражение лица, в целом, соответствуют словам. Невербальные сигналы – это первый пласт информации, которые люди считывают, увидев друг друга впервые. Это впечатление учитывается при принятии решений о продолжении делового партнерства или личных взаимоотношений. С этим аспектом также тесно связана способность управлять эмоциями. Дело в том, что не каждое переживание стоит транслировать окружающим, поэтому фильтруйте то, чем планируете делиться с другими, и в этом плане.
- Спрашивайте мнение окружающих – не стесняйтесь просить коллег и друзей честно оценить ваши навыки общения. Озвученная обратная связь поможет скорректировать манеру изъясняться.
- Практикуйтесь, выступая на публике и разговаривая с как можно большим количеством людей. Регулярное общение, выступления на конференциях и презентации помогут развить коммуникативные навыки, зафиксировать сильные стороны и понять недостатки речи, а также определить план по их минимизации и устранению.
Кроме того, для развития коммуникативных навыков требуется совершенствоваться и в самосознании. Не стоит говорить первое, что приходит в голову. Вместо этого обратитесь к себе и попытайтесь разобраться, стоит ли озвучивать 100% приходящих мыслей и какие слова будут адекватно восприняты собеседником. Обращаясь к человеку, задумайтесь о ценности того, что хотите донести до него. Не будет лишним подумать и о том, как сказанное будет воспринято и к каким последствиям приведет. Вероятно, после такого короткого самоанализа появится желание переформулировать или адаптировать первоначальную фразу под текущую ситуацию. Такой подход также способен снизить риски возникновения конфликтов.
Кстати, о конфликтах: развитые коммуникативные навыки будут полезны при взаимодействии в мультикультуральной, мультиконфессиональной и других неоднородных средах, требующих высшей степени уважения к различиям между сторонами, участвующими в общении.
Кроме того, не будет лишним уточнить у человека понял ли он вас, попросив отразить или обобщить услышанное.
Как развить коммуникативную компетентность при общении онлайн
Гибридная рабочая среда, предполагающая удаленное взаимодействие команд, требует адаптации навыков общения с учетом особенностей общения в онлайне. И это объясняет, почему тем, кто привык к очному формату, иногда сложно приспособиться к встречам и совместной работе в онлайн. Дело в том, что частота общения в офисе и наличие возможности получать информацию по невербальным каналам коммуникации, формирует полноту картины происходящего. Регулярное общение в неформальной обстановке: у кофе-машины, за обедом и в других жизненных ситуациях укрепляют и командное, и кросс-функциональное взаимодействие. А вот онлайн-работа лишает этих дополнительных минут общения с коллегами! Кроме того, решение рабочих вопросов в режиме онлайн, как правило, требует усиленного информационного обмена. Это позволит обсудить детали, проговорить идеи и опасения членов команды.
Таким образом, работа в удаленных командах представляет собой специфическую форму взаимодействия, которая определяет необходимость соблюдения ряда правил:
- Дисциплинированность – старайтесь проводить встречи коротко и по существу. При необходимости организуйте обсуждения в малых группах (такой функционал доступен на многих платформах для видеозвонков), чтобы сэкономить время и обеспечить условия для того, чтобы каждый высказался.
- Резюмируйте итоги – способность концентрироваться в онлайн-среде часто ниже, чем при очном взаимодействии, поэтому некоторые детали иногда остаются без внимания участников встречи. В конце обсуждения озвучьте ключевые моменты, чтобы участники зафиксировали их для себя. Другой вариант – составьте краткое follow-up письмо с перечислением рассмотренных тем, выводов, а также поручений и задач.
- Отвечайте на сообщения в мессенджерах! Да, подобная переписка не всегда признается подходящей для делового общения. Тем не менее, получив сообщение относительно того или иного рабочего вопроса, потрудитесь дать ответ. Даже если вы слишком заняты, найдите время, чтобы написать: «Прокомментирую позже», «Предлагаю обсудить во время телефонного разговора». А вот оставлять собеседника без ответа крайне нежелательно.
Что отличает человека с развитыми коммуникационными навыками
Во время общения наблюдайте за речевыми и поведенческими паттернами собеседника, отметьте, что удается человеку, а что – нет. Такая практика поможет произвести работу над собой. Будьте восприимчивы и старайтесь впитывать удачные техники, которые используют люди с развитыми коммуникативными навыками. Среди них, например:
- Открытость и готовность воспринимать новую информацию. Скольких кризисов удалось бы избежать, если бы люди не боялись реакции собеседника на те или иные факты. Успешные коммуникаторы никогда не вселяют в страх в собеседников – безопасная среда во время общения, вот что становится основой для эффективного взаимодействия.
- Терпеливость – у каждого из нас разный уровень развития коммуникационных навыков, поэтому иногда потребуется инвестировать дополнительное время, чтобы понять собеседника. Мастера общения терпеливо выслушивают другого, задают дополнительные вопросы и живо интересуются деталями, чтобы составить полное впечатление о предмете разговора.
- Эмпатия и развитый эмоциональный интеллект – способность понимать чувства окружающих определяет опытного коммуникатора. Сопереживание эмоциональному состоянию и понимание того, что испытывает собеседник, помогает лучше понять человека и его мотивы, а также создать благоприятную среду для продуктивного общения.
- Умение управлять собственным телом, мимикой и интонацией – то, что говорит человек, уверенно владеющий навыками общения, на 100% соответствует тому, как он себя ведет. Маловероятно, что рассказ о собственной решимости и уверенности, как сильных сторонах характера, убедит работодателя, если соискатель произносит это вялым голосом и запинается в словах.
Развитие коммуникативных навыков – процесс, который не останавливается на протяжении жизни. Ошибки в общении могут случится с каждым, поэтому не стоит опускать руки и делать паузы в работе над собой. Временные инвестиции в практику выращивания коммуникативных компетенций окупятся и принесут плоды – крепкие отношения с коллегами, родственниками и друзьями.