Блог
21.02.2024

Инновационные подходы для разработки продуктов – применение методов дизайна мышления

Сегодня инновации и креативность – способность создавать новые и полезные продукты и услуги – имеют решающее значение для успеха и роста бизнеса. Один из вариантов креативного руководства – дизайн-мышление, ориентированное на поиск решений, которые максимально бы удовлетворяли потребности целевой аудитории и интересы компании. О сути и принципах этого подхода совместного решения проблем читайте в новой статье Академии социальных технологий.

Что такое дизайн-мышление

Дизайн мышление – это подход, который предполагает решение проблем творческим и инновационным путем. Если другие подходы ориентируются на саму проблему, то дизайн-мышление фокусируется на определении варианта изменения сложившейся ситуации. Например, компания-дистрибьютор сталкивается со снижением посещаемости сайта потенциальными покупателями. Последователи стандартного подхода сначала разберутся в проблеме и изучат, почему происходит отток посетителей сайта, а приверженцы дизайн-мышления сфокусируются на повышении роста посещаемости. При этом рассматриваемый подход предполагает осмысление таких вопросов как:

  • Что из себя представляет целевая аудитория сайта и клиенты магазина.
  • Какие потребности есть у этой аудитории и какие потребности удается закрывать, совершая покупки вмагазине.
  • Какие эмоции возникают у посетителей сайта.
  • Удобно ли использовать сайт, сколько времени проводят на сайте посетители.

Таким образом делается попытка подключиться к аудитории с помощью эмпатии – так как только понимание состояния человека в момент совершения покупки или использования услуги поможет найти эффективное решение. Такое сосредоточение на личности приводит к улучшению продуктов и услуг.

Как правило, подход используется в пять этапов:

  1. Сбор информации о пользователях и клиентах – команда изучает желания, потребности и цели, взаимодействуя с целевой аудиторией. Отметим, что речь здесь идет о чистой эмпатии – изучении того, что чувствует другой, без оглядки на собственные предположения и мысли.
  2. Определение проблемы – на этом этапе изучается с какими сложностями сталкиваются пользователи продукта и какую проблему предстоит разрешить. Кроме того, здесь же формулируется задача, над которой будет работать группа.
  3. Развитие идей – команда начинает работу над возможными решениями, предлагая как можно больше самых разноплановых, креативных и неочевидных идей. Так как для дизайн-мышления крайне важно преодолеть когнитивную зацикленность, для фасилитации этого процесса часто используются техники проведения мозгового штурма. На этапе обсуждения идеи не отвергаются и не критикуются, для дальнейшей разработки отбираются наиболее удачные из предложенных вариантов.
  4. Создание прототипа – идея становится осязаемой, так как для создания прототипа используются все одобренные на ранних этапах решения. Во время прототипирования при неудовлетворительном результате отклоняются некоторые идеи и решения – здесь появляется понимание, что работает, а что – нет.
  5. Тестирование – после создания прототипа начинается тестирование – определение недостатков и зон для совершенствования, по результатам чего осуществляются следующие итерации продукта.

В результате этого процесса команда изучает, какие изменения было бы желательно внести с точки зрения клиента, а также определяет как эти потребности совместить с технологическими и экономическими возможностями.

Для этого команда, работая с идеями, ищет ответы на следующие вопросы:

  • Что имеет смысл для нашей аудитории.
  • Что из этого осуществимо.
  • Что из этого способно стать частью устойчивой бизнес-модели.

Отметим, что дизайн-мышление – это нелинейный, итеративный процесс, который будет продолжаться до той поры пока не будет найдено идеальное решение. Например, на этапе внедрения команды иногда обращаются к более ранним этапам – осмысляя ранее озвученные, но отвергнутые идеи, а также дорабатывая итоговые решения до более жизнеспособных концепций.

Принципы дизайн-мышления и их влияние на результат

Использование подхода предполагает уважение к принципам дизайн-мышления, которые гласят:

  1. Деятельность ориентирована на человека и имеет социальный характер, независимо от того для каких задач используется подход.
  2. Готовность к экспериментированию с задействованием всех навыков и знаний членов команды с тем, чтобы увидеть привычное в новом свете.
  3. Результат деятельности дизайн-мышления является редизайном, так как в результате не создается ничего нового, а модернизируется предыдущая версия продукта. Кроме того, потребности людей не изменяются, а значит, что последователи подхода только совершенствуют средства, помогающие их удовлетворять.
  4. Прототипирование помогает воплотить идеи в реальность.

Что дизайн-мышление дает бизнесу

Дизайн-мышление помогает бизнесу получать новаторские решения, причем не в хаотичном порядке, а с помощью конкретного и технологичного протокола. Компании, использующие этот подход, получают и следующие преимущества:

  • Изучение неудовлетворенных потребностей действующих и потенциальных клиентов, а также партнеров.
  • Снижение рисков, связанных с запуском новых идей, продуктов и услуг.
  • Разработка революционных решений.
  • Скорейший вывод на рынок нового продукта, услуги или проекта.
  • Укрепление связей между членами команды.
  • Развитие творческого потенциала сотрудников и побуждение коллектива к инновациям.
  • Повышение лояльности потребителей.

Стоит также понимать, что с годами компания, плотно вставая на рельсы стабильной работы, начинает совершать шаблонные действия и уже испытанные методы. Однако вряд ли удастся разрешить возникшую проблему теми же методами, которые и привели к ее образованию. Чтобы сохранить конкурентоспособность, требуется изучать новые пути – ровно для этого и используется дизайн-мышление. Важная его составляющая – практичность. Команды не только фантазируют и мечтают о том, как можно было бы изменить продукт, но и проверяют собственные гипотезы на практике. Таким образом удается избежать болезненные ошибок, простоев и издержек – благодаря аналитическому обоснованию, полученному в ходе прототипирования, компания выпускает максимально удовлетворяющий аудиторию продукт. Это обстоятельство делает подход высокоэффективным с точки зрения рентабельности бизнеса.

Кроме того, как уже отмечалось выше, дизайн-мышление устремлено к поиску решения – формулированию конструктивной идеи, но не на изучение проблемы. И вот почему это важно: подход «от проблемы» встречается со множеством ограничений и препятствий – участники руководствуются уже известными и очевидными вариантами выхода из ситуации. В то же время люди, которые практикуют дизайн-мышление, расширяют свой арсенал, прорабатывая различные ходы, действия и их комбинации. Это похоже на процесс экспериментирования, который завершается в момент, когда команда приходит к желаемому результату.

Как использовать дизайн-мышление, чтобы стимулировать команду к инновационным идеям

Чтобы начать практиковать дизайн-мышление, воспользуйтесь следующими стратегиями:

  1. Знакомьтесь с клиентами – начните собирать информацию, например путем анкетирования, и наблюдать за клиентским поведением. Сбор информации для понимания потребностей целевой аудитории – важнейшее условия для воплощения принципов дизайн-мышления.
  2. Создавайте прототипы решений – моделируйте и проектируйте планируемые к реализации решения, просчитывайте риски, а также реакцию целевых аудиторий, прежде чем вкладывать ресурсы. Этот подход позволит не только минимизировать потери, но и собрать дополнительные сведения для формулирования наилучшего решения.
  3. Не торопитесь решать проблему – вместо этого задавайте вопросы и проверяйте гипотезы, которые помогут приблизиться к сути проблемы и найти верный выход из нее.

Дизайн-мышление и управление командой

Использование дизайн-мышления в повседневной работе потребует сильного лидера, который будет способен грамотно руководить этим процессом. Дело в том, что часто результаты изучения потребностей и проблем клиента демотивируют и даже шокируют команду. Эмпатичное отношение к потребителю в некотором смысле потребует отказа от рациональности и объективности, а также готовности открыться опыту другого.

Кроме того, больно ударить по вовлеченности способна и высокая итеративность процесса дизайн-мышления – несработавшие идеи и отрицательные результаты, которые проявляются на этапе тестирования, не добавляют уверенности в своих силах.

Эти и ряд других факторов обязывают лидера находиться рядом с сотрудниками, помогая им справляться с дискомфортом и неприятными эмоциями. В отдельные моменты потребуется дополнительное поощрение к движению вперед.

Вместе с тем, подход не предполагает авторитарного управления – вряд ли четкие инструкции и строгость помогут развивать идеи и выступать с инициативами. Поэтому задача руководителя здесь – вдохновлять и поддерживать сотрудников, выступая в качестве наставника или ментора, и в то же время испытывать доверие к коллективу, предоставляя им необходимую для творчества автономию.

Однако эти усилия, помимо описанных выше преимуществ для бизнеса, трансформируют команды. Так, у коллективов, практикующих дизайн-мышление, появляются новые ценности, среди которых, например:

  • Эмпатия и забота о благополучии – сотрудники не только используют ценности гуманизма для достижения бизнес-результатов, но и начинают с сопереживанием относиться к окружающим: коллегам, партнерам, контрагентам.
  • Системное мышление – способность связывать разрозненные элементы, а также понимать механизмы взаимодействия и зависимости между ними.
  • Обратная связь – сбор отзывов и комментариев используется для постоянного совершенствования, а также изучения влияния действий и решений на конечный результат.
  • Сплоченность и сотрудничество – члены команд готовы к продуктивному диалогу, совместной выработке идей и поиску решений.
  • Клиентоориентированность – команда ставит потребности клиента на первое место, продвигая культуру, ориентированную на потребителя.
  • Профессиональное и личное развитие – готовность работать с множественными итерациями продукта демонстрирует, что совершенствование – это обязательный процесс. В итоге сотрудники осознают, что стагнация и отказ от изменений не дают желаемого результата.

Эти качества отличают организационно адаптивные компании, способные не только быть гибкими, но и опережать конкурентов. Понимание того, что желает и в чем нуждается клиент, позволяет острее реагировать на изменения и оставаться на шаг впереди.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все