YouTube-проект «DiaChallenge» - как психолог помогает людям с серьезным недугом раскрыть свои ресурсы и изменить качество жизни
YouTube-проект «DiaChallenge», реализованный при участии члена Высшего экспертного совета кафедры «Генеративная психотерапия», психолога Василия Голубева, стал синтезом двух форматов – документального фильма и реалити-шоу. Документальная часть DiaChallenge нацелена на повышение осведомленности общества о жизни людей с сахарным диабетом. Мотивационная часть проекта призвана показать, как может измениться качество жизни человека с сахарным диабетом при условии комплексного подхода к своему здоровью.
Организаторы проекта ставили задачи: разрушить стереотипы о сахарном диабете 1-го типа («возникает от сладкого», «лечится чистотелом», «нельзя рожать», «заразно» и др.), напомнить о важности здорового образа жизни и важности регулярного самоконтроля при сахарном диабете.
Проект объединил девять молодых людей с сахарным диабетом 1-го типа, у каждого из которых своя мечта, свои цели и свои разочарования, связанные с заболеванием. Мотивация для участия в проекте также у каждого была своя: кому-то нужно было разобраться с компенсацией, кому-то – поправить физическую форму, кому-то – решить психологические проблемы.
На протяжении трех месяцев первого этапа проекта участников сопровождал эксперт-психолог Василий Голубев. Он поделился своими впечатлениями о проекте.
Василий Голубев: «Важной задачей для достижения максимально возможного качества жизни при сахарном диабете 1-го типа является формирование прагматического типа «внутренней картины болезни», основанной, в том числе, и на навыках управления собственными психоэмоциональными состояниями и мотивационно-поведенческими компонентами. В системном виде такая возможность в наибольшей степени реализуется в «менеджменте (управлении) заболеванием». В англоязычной медицинской литературе это направление называется «self-mаnаgеment». И задачей психолога было помочь пациентам в этом вопросе. Для реализации любого проекта нужны те или иные ресурсы. Помощь психолога участникам этого проекта заключалась в обеспечении возможности полноценного доступа к уже имеющимся у каждого из них ресурсам либо создание требуемых ресурсов в эмоционально- мотивационной, коммуникативно-поведенческой и информационно-когнитивной сферах. Основной сверхзадачей психологического сопровождения участников проекта было максимальное повышение уровня индивидуальной компетентности каждого из них в сфере самоорганизации и самоуправления, поскольку именно это в значительной степени определяет качество и полноту реализации задуманного в разных жизненных контекстах. Достижение этой цели потребовало создания разнообразных условий для максимальной реализации ресурсного потенциала каждого из участников».