Новости
06.10.2022

Игровое мышление - ваше преимущество

Прикладные игры – это способ быстро, безопасно и незатратно решать реальные задачи, особенно те, что требуют согласования интересов или коллективного действия. О том, как игровая среда и игровое мышление помогают развивать компетенции и навыки, генерировать и проверять идеи, а также изучать последствия принятых решений рассказывает заведующий кафедрой «Игропрактика» Академии социальных технологий, президент Союза «Гильдия игропрактиков» Алексей Яцына.

Что такое игропрактика

Игропрактики делают слепок c реальной ситуации, превращают ее в игровую модель, проигрывание процесса позволяет изучить происходящее и посмотреть, как оно применяется к жизни. Основное в прикладной игре – это не сама игра, а «вход в неё»: обсуждение разыгрываемой реальной ситуации и «выход из игры»: разбор и рефлексия произошедшего в игре и перенос полученного опыта обратно в жизнь.

Игровой подход отличается невысокой стоимостью, скоростью и безопасностью для участников. Это коллективная и поливариантная форма работы. Например, в одной игре с разными исходными данными проверяются несколько гипотез и генерируются даже невероятные идеи без риска потерь и ошибок.

Происходящее в игре специальным образом передается в жизнь, которая становится интереснее, разнообразнее, продуктивнее, качественнее.

Игровой подход – инструмент для определения направления развития отдельного бизнеса, индустрии, города или региона. Моделирование тех или иных процессов в игровой среде дает возможность гораздо быстрее и продуктивнее концентрироваться на главных аспектах и тем самым проверить, как решается задача или найти другие варианты решений.

К сожалению, слово «игра» многими воспринимается как нечто далекое от жизни. Много люди думают, что игры и игровое мышление – это в первую очередь развлечение и занятие это более пристало детям, а не взрослым. Между тем без «игры» в том или ином виде не обходится ни один день. Мы играем персональные роли и жизненные сценарии, занимаемся спортом и соревнуемся, торгуемся, обсуждаем сценарии развития ситуаций. И это все игры. Да и сам мир окружают и создают игры, в которых каждый в той или иной степени задействован. Собственно, мы становимся людьми, развиваемся как личности, играя в игры.

Что отличает игропрактику 

Большая часть игр предполагает коллективное действие. А, значит, и игропрактика полезна в решении задач и вопросов, стоящих перед командами и коллективами, там, где есть разность взглядов, опыта, интересов.

Это живой инструмент, работающий с живыми процессами, изучающий коллективное поведение и взаимодействие, тестирующий реакции. Иногда кажется, что в предлагаемом новшестве предусмотрены даже малейшие детали, но простейший игровой тест показывает несовершенства.

Игру отличает спрессованность времени и пространства, концентрация только на важных для разбираемой ситуации вопросах, возможность тестировать решения и находить несовершенства. При сжатии времени и расстояния за пару часов симулируются процессы, которые займут годы. Но главное – игра учит не бояться ошибиться, пробовать поступить иначе, не так как привык и делал всегда. Можно легко сделать не один подход, а множество, повторить, ошибиться, попробовать еще раз.

Например, в игре участники могут не копить ресурсы, как это часто происходит в жизни. А, напротив, как можно быстрее раздавать, тратить, инвестировать и увидеть, как это скажется на выигрыше. Раздавать, быстрее и быстрее запускать ресурсы в оборот – важнейший навык современности.

Игровые решения прокачивают hard и soft skills, в том числе связанные с эффективной коммуникацией, переговорами, гибкостью мышления, генерацией идей.

За счет проверки гипотез в играх прорабатываются стратегии, отрабатываются и отлаживаются процессы. Например, наши японские коллеги разработали линейку игр, которые учат выстраивать и оптимизировать производственные процессы. Эти игры и мы с успехом применяем.

Какие задачи решает метод 

Игры решают сложные междисциплинарные задачи, встраиваются в другие практики – нередко их используют бизнес-тренеры, педагоги и преподаватели, консультанты и эксперты по организационному развитию. И, наоборот, в практике игр задействуются элементы:

  • Тьюторства.
  • Коучинга.
  • Менторинга.
  • Акселерации.
  • Телесных практик.

Когда игропрактика бессильна 

В ряде случаев игропрактики бессильны или их применение неоправданно:

  1. Игропрактика не поможет, когда надо группу участников вывести на конкретное, заранее придуманное решение. Ведь пространство игры – это открытое пространство поиска и перебора вариантов.
  2. Мы не занимаемся задачами, которые ставятся с негативными целями. Например, отсев персонала. Поэтому хотя игры давно применяются в ассесменте (комплексной оценке персонала), то корректное их применение – это предложение способов обучения и развития людей. Мы исходим из того, что игра – пространство безопасного, дешевого и быстрого тестирования, обсуждения и генерации идей, а не карающий меч.
  3. Игропрактика также не эффективна с одним отдельно взятым человеком, раскрытием его способностей. Хотя есть огромное направление так называемых трансформационных игр, которое, полагаю, представляет из себя завернутые в оболочку игровых инструментов коучинг или психотерапию.

Чем занимается кафедра «Игропрактика»

В первую очередь, кафедра занимается играми, фокусирующимися на аспектах деятельности и коммуникации. С помощью этих игр решаются задачи организации и команды:

  • Позиционирование.
  • Проектирование изменений.
  • Улучшение производственных и технологических процессов.
  • Тестирование решений.
  • Развитие компетенций, оценка сотрудников, их вовлечение.
  • Улучшение организации работы коллектива и кроссфункционального взаимодействия.

Наша кафедра объединяет опытнейших экспертов области, тех, кто занимается играми, игровыми решениями, игропрактикой более 20-30 лет. Вот мой путь в игропрактике. Первое образование получил в сфере экономики и управления на предприятии, около 20 лет проработал в организационно-управленческом консалтинге, занимался и занимаюсь модерацией или организацией коммуникаций; вопросами развития сообществ. Знакомство с игрой началось с книг Дж.Р.Р.Толкиена, сюжетно-ролевых игр по его произведениям, а в 1998 году и сам начал их организовывать. К слову, тогда – 20-30 лет назад термина «игропрактика» еще не существовало. Мы занимались тем, что доставляло удовольствие, это было больше, чем хобби и способ заработка. С 2000-х я активнее начал внедрять игровые решения и инструменты в свою профессиональную деятельность и получил на это позитивный отклик: все больше бизнес-структур стали прибегать к игропрактике для решения задач, а на рынке начали появляться эксперты в этой области.

Практически все эксперты кафедры работали вместе на тех или иных проектах, имеют опыт совместной деятельности. И это крайне важно. Результат нашей работы – во власти творчества и зависит от выбранных приемов и инструментов, поэтому готовых схем нет. Опыт совместных проектов в этом случае гарантирует определение профессионала. Даже наблюдение за готовым решением, например, изучение в настольной игре фишек, карточек, правил демонстрирует работоспособность метода. С учетом развития рынка, репутационное подтверждение квалификации – важнейший принцип верификации профессионализма. Поэтому так важны профессиональные сообщества и деятельность Академии социальных технологий. Признание эксперта на уровне такого объединения как Академия, являющегося гарантом качества, – неоспоримое подтверждение профессионализма.

Достоинства игрового мышления 

Я убежден в том, что некоторые способы мышления: стратегическое, проектное, образное должны формироваться в школах. Игровое мышление, легитимизирующее культуру ошибки и пробы, не исключение. В играх люди легко ошибаются, это безопасно и не влечет за собой никаких последствий в жизни, в том числе финансовых. Умение ошибаться полезно как для человека, так и в исследованиях, разработках, бизнесе и предпринимательстве. Но именно в играх человек чаще всего научается пробовать еще и ещё раз, искать другие подходы. Делать это пока не получится.

Игровое мышление содержит аспекты удовольствия, веселья, несерьезности. И это важно – воспринимать некоторые вещи в шутку – 100% серьезность иногда приводит к катастрофическим последствиям.

Игровое мышление – это еще и качество командное. Практически нигде, ни в какой другой деятельности, кроме, может быть, проектной, командное поведение и работа так не акцентируются. В то время как игры, с необходимостью объединяться и взаимодействовать для достижения большего результата, создают благоприятную для этого среду. Все это сегодня константы успешности и социализации человека.

У игровых техник в распоряжении целый арсенал приёмов и инструментов, с помощью которых решаются задачи, которые сложно, а порой и невозможно решить другими подходами. Например, быстрая проверка гипотез. В симуляционной среде можно в течение дня или нескольких часов проверить работает ли предположение, конструкция, стратегия. Приведу случай из практики. Перед запуском программы Дальневосточный гектар мы сделали модель на 150 человек, в течение трех часов разыгрывали всевозможные ситуации. По итогам этой работы в программу внесли ряд корректировок. Подход показал, что жизнеспособно, а что – нет. Игровые техники применимы и в других сферах, например, при проведении командно-штабных игр.

Игры увеличивают скорость освоения навыков. Так, у процесса обучения есть несколько уровней:

  1. Запоминание.
  2. Воспроизведение.
  3. Способность оперировать знаниями и навыками в решении собственных задач.
  4. Уровень мастерства – способность распознать в слабоструктурированной задаче возможность применения того или иного инструмента.

Игра помогает освоить навыки на высшем уровне. Создает поток событий, коммуникаций, действий, формирующих сложное представление и непредсказуемость, и вместе с тем мобилизует человека. В игре можно сориентироваться, определить, какой инструмент будет актуален, как его применить и к какому результату это приведет. Таким образом, игра и игровое мышление становятся инструментами, с помощью которых люди учатся применять знания, которыми владеют.

Еще в Новостях Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все