Принципы снижения информационного шума про принятии решений

Девять принципов снижения шума по Д.Канеману

О том, что такое шум и как он влияет на наши решения – см. в предыдущих постах.

В целом, все причины шума сводятся к трем тезисам:

  1. мы мыслим неточно, предпочитая интуицию логике;
  2. мы не хотим (и не умеем) это замечать и признавать;
  3. мы легко поддаемся влиянию ситуации и обстановки. И тоже это отрицаем.

Обходить эти ловушки – значит снизить количество шума. В этом помогут простые принципы, которые  Даниэль Канеман и коллеги называют ментальной гигиеной. Следовать этим принципам – все равно что мыть руки перед едой: может и не позволит совсем избежать болезни, но значительно снизит ее риск.

Принцип 1. Если вам нужны эксперты, выбирайте самых лучших.

Ключевые критерии: хорошие эксперты опытны, открыты новой информации и всегда готовы учиться, в том числе и признавать собственные ошибки. Они не импульсивны, хорошо понимают ценность отложенной выгоды  (не ориентированы на быстрые деньги), не религиозны (не фиксированы на каких-то все определяющих идеях) и стремятся к рациональному, а не эмоциональному мышлению.

Принцип 2. Назначьте наблюдателя за принятием решений.

Взгляд со стороны нередко честнее и всегда дает нам пищу для размышлений. Кроме того, легче распознать предубеждения в других, чем в себе.

Лучше, если наблюдатель будет руководствоваться списком контрольных вопросов, подробно отражающих особенности компании или проекта. Примерные вопросы такого списка:

  • Все ли альтернативы были рассмотрены? Активно ли группа искала доказательства, чтобы поддержать эти альтернативы?
  • Были ли проигнорированы неудобные данные?
  • Не преувеличивают ли участники обсуждения важности того или иного события из-за его чрезмерной драматичности?

Принцип 3. Дайте слово не только людям, но и алгоритмам.

Алгоритмы не имеют недостатков быстрого эмоционального мышления. Они тоже бывают предвзяты, но только если обучались на предвзятых данных, и в этом случае их работу можно скорректировать. Алгоритмы в отличии от людей, восприимчивы не к историям, а к фактам. И это их большой плюс.

Принцип 4. Сообщайте эксперту столько информации, сколько нужно.

Лишняя информация может повлиять на суждения эксперта и сделать его пристрастным. Поэтому эксперт должен получить ровно столько и ровно ту информацию, которая необходима для вынесения суждения, – но не больше.

Например, если вы раскроете эксперту то, как вы относитесь к заданной ситуации, то это неминуемо сделает его более предвзятым.

Принцип 5. Получите независимые суждения у нескольких экспертов.

Получите независимые суждения у нескольких экспертов, не ставя их в известность друг о друге, и предварительно перепроверив их на «экспертность». И лишь потом подумайте, можно ли объединить эти суждения. Если же вы собираете команду экспертов для очного обсуждения, позаботьтесь о том, чтобы они были как можно более разными по жизненному и профессиональному опыту: в этом случае их усредненный ответ будет более взвешенным.

Принцип 6. Обратите «эффект якоря» себе на пользу.

  • «Оцените работу стратегического отдела нашей компании в этом году по шкале от 1 до 5».
  • «Оцените работу стратегического отдела нашей компании в этом году по сравнению с прошлым годом».

На какой вопрос ответить легче? Конечно, на второй: наш мозг плохо управляет абсолютными величинами, но обожает все сравнивать. В приведенном вопросе такой «якорь» – словосочетание «прошлый год». Замените суждения ранжированием, шкалы с абсолютными величинами на шкалами с относительными величинами, отдельную оценку каждого из сотрудников – их сравнительной оценкой.

Принцип 7. Регрессия к среднему.

Имея дело с прогнозом, особенно невероятным, помните про регрессию к средним показателям.

Экстремальные, невероятные показатели, будь то оценки на экзаменах, температура за окном или игра на бирже, недолго остаются таковыми – в конце концов (и скорее раньше, чем позже) все возвращается к средним цифрам. Знание об этом принципе позволяет оценить любые прогнозы более трезво.

Например, вице-президент по продажам нанимает нового продавца, который блестяще показал себя на собеседовании. Под впечатлением от этого разговора он прикидывает, что новичок принесет компании не меньше $1 млн в первый год работы – в два раза больше средней суммы, которую заработали прежние сотрудники за тот же срок. Однако куда реалистичнее рассчитывать на $600–700 млн, поскольку все возвращается к средним показателям.

Принцип 8. Избегайте ярких раздражителей.

Случайный шум порождается усталостью, голодом, цейтнотом, дурным настроением – они делают нас нетерпеливыми.

Не принимайте трудных решений натощак или в дурном настроении. Но и хорошее настроение может сослужить плохую службу. Поэтому лучше всего принимать решения в состоянии ровного спокойствия – не в печали, не в дискомфорте, но и не в эйфории.

Эксперименты показали, что люди в добром расположении духа (к примеру, после просмотра комедии) становятся гораздо доверчивее, теряют бдительность. Доля скепсиса никогда не помешает.

Принцип 9. Эффект ореола.

Рассматривайте разные аспекты проблемы отдельно, вынося по каждому независимое суждение, и лишь потом переходите к целостной оценке.

Эта тактика позволяет не стать жертвой «эффекта ореола».

Например, если студент дал верный ответ на первый вопрос, он скорее получит хорошую оценку, чем если верный ответ будет на последний вопрос. Первое впечатление и общее отношение к человеку делают нас необъективными и подвергают эффекту ореола.

Качественный профайлинг вы всегда найдете в:

Телеграм: ProProfiling

ВК: ProProfiling

Другие материалы эксперта Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все