Блог
18.05.2024

Тимбилдинг для сотрудников – с чего начать

Проведение тимбилдингов по-прежнему остается востребованным и действенным инструментом работы с командами и укрепления командного духа. Благодаря таким мероприятия появляется ресурс для развития коллектива, улучшения взаимодействия между сотрудниками, повышения взаимного доверия. В итоге сотрудники, трудясь вместе, достигают большего за меньшие сроки и с меньшими потерями. О том, как организовать действенный тимбилдинг, читайте в новой статье Академии социальных технологий.

Что такое тимбилдинги и нужны ли они

Тимбилдинг (англ. Team building – строительство команды) – это тип мероприятий или совместной деятельности, которые проводятся для укрепления сотрудничества и командного духа в рабочем коллективе. Благодаря тимбилдингам сотрудники продуктивнее работают вместе и достигают взаимопонимания, помогающего решать производственные задачи. Происходит это за счет прокачки у сотрудников навыков, востребованных для командной работы, например: коммуникации, решения задач, предотвращения и управления конфликтами, лидерских качеств. В результате в коллективе формируется атмосфера доверия, взаимопонимания и доброжелательности.

На практике тимбилдинги проводятся в формате тренингов, игр, празднований и других форматов корпоративных событий.  

Часто для планирования и организации такого мероприятия приглашается тренер или коуч, специализирующийся на работе с командами и коллективами. Кроме того, в отдельных случаях будет уместным участие психолога или консультантов в области других социальных технологий. Впрочем, во многих компаниях сегодня предусмотрены должности собственных – внутренних – тренеров и специалистов по внутрикорпоративным коммуникациям, на плечи которых и ложатся подобные задачи. Однако в тех случаях, когда речь идет об организации мероприятий для топ-менеджмента и управленческой команды, то к планированию привлекаются внешние провайдеры. Дело в том, что здесь требуется более продвинутый уровень тренерской экспертизы при составлении методологии и проведении тимбилдинга, а также особая конфиденциальность.

Добавим и еще два нюанса, которые будут характерны для сторонних экспертов – это иной уровень авторитета (собственный сотрудник компании будет действовать исходя из требований иерархической структуры компании), а также умение сохранять объективность и безоценочность.

Чтобы организовать тимбилдинг, который приведет к желаемому изменению ситуации в коллективе, приглашенный эксперт обработает запрос заказчика – изучит и, возможно, предложит скорректировать цель мероприятия.

Далее предстоит определиться с форматом и контентным наполнением – методологией тимбилдинга. В некоторых случаях достигнуть результата удастся, проведя мероприятие в офисе, а иногда – предстоит организовать выезд за город с полным отключением от производственной атмосферы.

Что касаемо концепции мероприятия, то основной ограничительный фактор здесь – бюджет заказчика – возможны и экстремальные, приключенческие квесты, и спортивные состязания. Однако важно помнить, что чрезмерная или нарочитая креативность может и не привести к требующимся результатам. Не стоит забывать о том, что тимбилдинг – это инструмент, а не дань моде и тенденциям.

Поэтому результаты таких мероприятий в обязательном порядке оцениваются по итогам. Для этого используется, например, сбор обратной связи участников тимбилдинга, а также оценка достижения поставленных целей.

Какие задачи решают тимблидинги

Тимбилдинги помогают решить ряд задач, связанных с укреплением или установлением желаемой корпоративной культуры. Среди них, например:

  1. Укрепление взаимопонимания и доверия в коллективе – благодаря тому, что между сотрудниками выстраиваются крепкие межличностные связи совместная работа проходит без недопониманий, издержек и простоев.
  2. Укрепление командного духа – в таких коллективах легче осуществляется взаимодействие по рабочим вопросам, а сотрудники слаженнее работают над общими целями. Падает и количество конфликтов – члены команды способны самостоятельно находить конструктивные решения проблем, не доводя ситуацию до кризиса.
  3. Развитие коммуникационных навыков – тимбилдинги повышают открытость и прозрачность общения, в итоге сотрудникам проще договариваться. Кроме того, коллеги начинают ощущать, что способны говорить на одном языке – напарник по работе перестает быть чужаком с непонятными претензиями и требованиями, а начинает играть роль сподвижника в деле совместного достижения цели.
  4. Повышение мотивации – задачи, решаемые сотрудниками на тимбилдингах, помогают каждому члену коллектива осознать собственную важность и ценность. Благодаря пониманию роли собственного вклада в общее дело у сотрудника появляются дополнительные сила и энергия для работы.
  5. Укрепление приверженности работодателю – компании, которые заботятся о отрудниках и их всестороннем развитии, получают взаимность со стороны персонала. Человек начинает рассматривать работу не просто в качестве возможности получать гонорар за услуги, а как дело, которое вызывает сопереживание – о котором хочется заботиться и для которого стоит напрягаться.

Наконец, тимбилдинги открывают путь к установлению благожелательной атмосферы в коллективе, приводя к снижению напряженности и исключению конфликтов. В таких условиях начало рабочей недели не вызывает дискомфорта, ведь понедельник сулит новую встречу с коллегами, с которыми человека объединяют не только совместные интересные задачи, но и близкие к дружеским отношения.

Роль организации в успехе тимбилдинга

Безупречная организация тимбилдинга гарантирует позитивный эмоциональный опыт – мероприятие запомнится сотрудникам только с хорошей стороны, поэтому выбирайте проверенных провайдеров и контрагентов – площадки, звуковое обеспечение, кейтеринг, чтобы не ударить в грязь лицом.

Стоит ли учитывать интересы сотрудников, планируя тимбилдинг

Успешный тимбилдинг, который приведет к достижению желаемой цели, конечно, должен быть интересным и увлекательным для сотрудников. Только, когда участники могут на 100 % погрузиться в предлагаемые обстоятельства и вовлечься в действо, возможна проработка заложенной в тимбилдинг методологии.

При этом важно учитывать многообразие интересов и предпочтений, которое неминуемо сложится в любом коллективе – маловероятно, что квест по мотивам сериала «Игры Престолов» удовлетворит каждого из членов команды.

В этой связи на этапе планирования подобного мероприятия рекомендуется провести опрос сотрудников, чтобы познакомиться с коллективом. В результате анкетирования или интервьюирования удастся узнать, какие виды активностей и занятий предпочитают одопечные, а также составить программу, которая попадет в цель.

Как оценить результаты тимбилдинга

Как уже отмечалось выше, действенный метод оценки результатов тимбилдинга – проведение опроса среди участников. Этот инструмент поможет узнать, что понравилось, а что – нет, а также какую пользу помимо эмоций вынесли с мероприятия сотрудники. Кроме того, на интервью будет полезно узнать, как изменилось отношение к работодателю, выполняемой работе и обязанностям, а также отношения с коллегами. Будут полезны даже мельчайшие нюансы – они подсветят намечающиеся тенденции, а также покажут, в каком направлении стоит продолжать работу.

Также для оценки используют:

  1. Инструмент наблюдения за изменениями – начните следить и отмечать трансформацию в поведении и взаимодействии участников, обращая особое внимание на изменения в отношениях, порядке коммуникации и крепости командного взаимодействия.
  2. Опрос руководителей – проведите встречи с руководителями подразделений для обсуждения результатов проведения тимбилдинга, их влияния на показатели работы команд, отделов, департаментов или филиалов.
  3. Изучите изменения целевых показателей – если при планировании тимбилдинга ставились конкретные показатели, например, снижение количества случаев отсутствия на рабочих местах, увеличение показателя удовлетворенности, готовность рекомендовать работодателя знакомым и друзьям, проведите исследования, чтобы изучить степень воздействия мероприятия на эти критерии.

Уделим внимание и пост-тимбилдинговой поддержке – у сотрудников должны быть условия и возможности, в которых они смогут оттачивать, практиковать и использовать новые знания и навыки, полученные на мероприятии. В противном случае компетенции, прокачке которых посвящались тимбилдинги, так и останутся на уровне нераспакованного потенциала.

И, конечно, не стоит отказываться от этого инструмента, если результаты не впечатлили. Вероятно, при планировании был допущен ряд ошибок, в результате которых коллектив не ощутил ожидаемой организаторами пользы. Среди таких ошибок, например:

  • Неправильный выбор концепции – формат мероприятия или предусмотренные активности не заинтересовали участников и вызвали отторжение.
  • Низкая вовлеченность сотрудников – над вовлеченностью персонала в мероприятие также надо работать, организуя тимбилдинг. В противном случае он будет рассматриваться в качестве возможности отдохнуть от работы или не будет восприниматься серьезно – как инструмент укрепления корпоративной культуры.

Все это указывает на важность ответственного и системного подхода к планированию и проведению тимбилдингов, учитывающего особенности и задачи команды, а также ожидаемый эффект.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все