Блог
24.06.2025

Современное онлайн-образование: тенденции, которые нельзя игнорировать

В мире, где знания становятся основой для успеха, онлайн-образование приобретает все большее значение. Влияние цифровых технологий уже нельзя игнорировать: они изменяют подходы, трансформируют традиционные образовательные процессы и открывают безграничные возможности. В новой статье Академия социальных технологий расскажет о тенденциях онлайн-образования, которые помогут идти в ногу со временем и сохранять конкурентоспособность.

Рост персонализированного обучения

Онлайн-образование – продукт цифровой эпохи, поэтому и технологические новшества неизменно влияют на подход к такому обучению.

Продвинутые алгоритмы, искусственный интеллект, способность к быстрой и качественной обработке больших массивов данных позволяют анализировать поведение слушателя, а значит – предлагать подходящий ему контент. Что важно: это происходит практически в режиме реального времени.

Так родилась тенденция на персонализированное обучение, ставящая потребности обучающегося в центр образовательного процесса. Если в традиционных образовательных системах учебные программы стандартны и не учитывают навыков, знаний и интересов слушателей, то сегодня занятия становится динамичным и интерактивным.

Помимо этого, уже сегодня доступны инструменты интеллектуального анализа прогресса слушателя, на основе которого предоставляется конкретная обратная связь – критический аспект персонализации учебного процесса.

При этом, концепцию персонализированного обучения дополняет востребованный формат микролекций – коротких, концентрированных занятий, ориентированных под индивидуальные нужды. Так, слушатели получают полезную для себя информацию, изучают востребованную «здесь и сейчас» тему с минимальными временными затратами, что актуально в эпоху информационной перегруженности. Причем этот подход снижает возможный стресс, который часто вызывает учеба – человек чувствует меньшее давление и двигается в комфортном для себя темпе.

Роль искусственного интеллекта в EdTech

EdTech, известный сегодня термин, означает образовательные технологии, а точнее – внедрение цифровых инструментов в обучение. Основная цель EdTech – разработка и применение инновационных решений, платформ и приложений, которые делают образование соответствующим требованиям времени и ожиданиям слушателей.

Конечно, в ядре EdTech – искусственный интеллект, который, помимо организации персонализированного и гибкого обучения, обогатил образовательную среду и рядом других преимуществ.

Среди них, например:

  • Поддержка постоянного обучения – с искусственным интеллектом легче создавать продолжительные программы, помогающие постоянно обновлять навыки и знания. Автоматический сбор новых тенденций и профессиональных требований позволяет своевременно обновлять учебные курсы, что способствует поддержанию конкурентоспособности на рынке труда.
  • Анализ эффективности обучения – искусственный интеллект способен анализировать результаты слушателей, выявляя слабые и сильные стороны образовательных мероприятий. Это позволяет корректировать учебные программы и сам процесс.
  • Создание интерактивных платформ – искусственный интеллект позволяет создавать более увлекательные и вовлекающие программы, чем традиционные занятия в аудиториях. Речь идет, например, о симуляциях, виртуальной и дополненных реальностях, помогающих лучше усваивать информацию и практиковаться в безопасной среде.

Гибридные форматы обучения: за и против

Поговорим подробнее о гибридных форматах, к которым сегодня часто обращаются и компании, и частные лица, стремящиеся прокачать дефицитные навыки и знания. Гибрид совмещает традиционные – очные – методы и цифровые технологии, объединяя преимущества обоих подходов для создания благоприятной образовательной среды. Конечно, у такого подхода есть нюансы:

  1. Необходимость дополнительной поддержки преподавателей и слушателей в части использования цифровых технологий – недостаточный уровень цифровой грамотности становится серьезным барьером для 100 % участия в образовательном процессе.
  2. Гибрид требует дисциплины и самостоятельности, к которым не каждый готов. Это обстоятельство пагубно сказывает на вовлеченности и приводит к срывам сроков выполнения заданий.
  3. Необходимость поддержания баланса образовательной среды – очные встречи могут быть менее частыми, чем онлайн-занятия, что не дает слушателям устанавливать личные контакты между собой, обмениваться информацией, опытом, затруднениями. Да, и взаимодействовать с преподавателем как с наставником в онлайн среде гораздо труднее!

Между тем, плюсы такого обучения оказываются более весомыми. Это и уже упоминавшийся в этой статье индивидуальный ритм освоения материала, и разнообразие методик, которые применяют преподаватели.

Поговорим об этом подробнее. Гибридные программы опираются на интерактив: лекции, онлайн-дискуссии, работу в малых группах и практические занятия. В качестве источника дополнительных материалов используются вебинары, подкасты, практикумы с элементами геймификации, созданные или подобранные специально под учебную тему. В результате программа становится не только динамичной, но и интегративной – слушатели получают информацию по дороге на работу, во время занятий спортом, а значит и возможностей для развития у занятого человека появляется несоизмеримо больше.

К тому же, гибридная модель как для работодателей, заинтересованных в повышении квалификации персонала, так и для участников, экономически выгодна – онлайн не требует аренды аудиторий, транспортных расходов и других вложений.

Навыки будущего: чему стоит учить и учиться

Даже из контекста этой статьи уже следует, что набор навыков № 1 связан с технологиями – программирование, работа с большими данными и искусственным интеллектом вряд ли утратят востребованность в ближайшие годы. Но не IT единым!

На этом фоне бизнес будет нуждаться в сотрудниках с сильным эмоциональным интеллектом. Темпы развития технологий определяют и скорость трансформации бизнес-процессов, а именно сотрудники с прокачанным EQ лучше адаптируются к изменениям, становясь их проводниками. Такие члены коллектива не только понимают, как работать в команде, но и чувствуют потребности клиентов и готовы выстраивать с ними долгосрочные отношения.

Наконец, век информации, в котором давно обосновалось человечество, требует развитого критического мышления. Сегодня информация – это сложный и многослойный продукт, а умение анализировать и интерпретировать такие данные помогает принимать обоснованные и обдуманные решения.

Помимо этого, важно развивать навыки креативности и инновационного мышления. В стремительно меняющемся мире способность генерировать новые идеи и искать нестандартные решения становится не менее значимой. Компании теперь ориентируются на сотрудников, которые способны мыслить за рамками привычного, внедряя креативность в повседневную работу. Такое мышление позволяет не только решать текущие задачи, но и быть на шаг впереди конкурентов, создавая уникальные продукты и услуги. 

Эволюция платформ: от LMS к LXP

Переход с LMS (Learning Management System – система управления обучением)

к LXP (Learning Experience Platform – платформа образовательного опыта)

иллюстрирует сдвиг от формального подхода к гибкому и персонализированному образованию.

LMS фокусируются на администраторах и преподавателях, предлагая стандартизированные курсы и отслеживая прогресс. Да, это гарантирует структурированный подход, но без учета потребностей слушателей.

LXP же ориентированы на пользователя, предоставляя персонализированные рекомендации и разнообразие контента.

Добавим также, что в LMS взаимодействие ограничено продолжительностью курсов и финальной аттестацией, а LXP нацелена на постоянное развитие, что соответствует тенденциям lifelong learning – непрерывного образования.

Знаковая характеристика LXP – слушатели создают и делятся собственным контентом, а это благодатная почва для зарождения сообществ и обмена знаниями. Как результат, LXP не только обучают, но и стимулируют профессиональный и личностный рост, вдохновляя на постоянное самосовершенствование.

Как адаптироваться к новому образовательному ландшафту

Признаем, подходы к получению новых знаний пережили значительные изменения. И это не конец!

Чтобы адаптироваться к новой образовательной среде, развивайте гибкость мышления и откройтесь новому. Не игнорируйте технологии – сегодня они открывают путь к успеху и конкурентоспособности. При этом даже самые продвинутые новинки оставляют роль первой скрипки за слушателем – возьмите за правило учиться самостоятельно (без напоминаний со стороны руководителя и не дожидаясь момента, когда текущих знаний будет не хватать для продвижения вперед). Пробуйте разные методы в поисках того, что будет работать для вас и не бойтесь экспериментировать. Тестируя образовательные подходы, вы найдете эффективные для себя методы, которые помогут быстрее усваивать информацию.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все