Развитие через принятие
Не все жизненные события нам нравятся… Бывает, они напрягают, мешают, отвлекают от дел, которые кажутся более важными. Как относиться к этим событиям и главное, что они могут дать?
Об авторской технике «Развитие через принятие» рассказал Борис Салихов, член Высшего экспертного совета кафедры «Нейролингвистическое программирование».
Что такое событие?
Событием для нас становится то, что привлекает к себе внимание: ссора или, наоборот, примирение, чей-то неожиданный поступок, природный катаклизм, свидетелем которого мы стали, и так далее.
Могут быть и внутренние события – это эмоции, ощущения, мысли, которые приходят и не дают нам покоя. Надо сказать, что разделение событий на внешние и внутренние, весьма условное. На самом деле, внешние события привлекают наше внимание в связи с каким-то нашим внутренним опытом.
События – это «вторжение» в нашу реальность иных реальностей, например, точек зрения других людей или правил каких-то социальных групп. Благодаря взаимодействию с ними в этих событиях у нас появляется возможность развиваться.
Чтобы развивающее взаимодействие с иной реальностью произошло, надо принять событие.
Существуют ли события вне нас?
Казалось бы, да! Но нет, на самом деле, любое событие в нашей жизни существует только для нас. Для другого человека оно таковыми не является.
Почему событие, кажущееся существующим в нашей реальности, отсутствует в реальности другого человека? Потому что человек на что-то может не обратить внимания, чего-то не заметить, а то, что заметил, может увидеть по-другому. В итоге, для него все происходит иначе.
С подобными вещами мы имеем дело постоянно в нашей жизни. Например, показания свидетелей часто кардинально отличаются. И не оттого, что один из них хочет солгать, а потому, что произошедшие события для них действительно были разными.
Если в нашей реальности событие есть, а для другого человека его нет, то хочется спросить, что тогда есть реальность?
Для меня очевидный ответ следующий. Реальность – это наше восприятие материального мира органами чувств и его описание языком.
Вообще, термин «материальный мир», на мой взгляд, можно трактовать как «мир, воспринимаемый через органы чувств» (или регистрируемый физическими приборами). Язык же делит материальный мир на отдельные объекты. Изначально единый он, будучи описанным, становится для нас совокупностью объектов.
Кроме того, надо понимать, что реальность субъективна, а то, что называется «объективная реальность», которая, вроде бы, одинакова для всех – плод договоренности людей о том, что именно в реальности существует.
С глобальной (философской) точки зрения, реальность – это «сознательная» часть нашей вселенной. Она подобна поверхности океана. За ней имеется «бессознательная» часть вселенной – скрытые процессы, которые не доступны восприятию, но влияющие на происходящее в реальности.
А есть ли реальность?
Из сказанного выше следует, что реальность не абсолютна, она существует лишь в нашем восприятии. Точно также условно существует наше «я». Потому что «я» – это часть реальности, и, следовательно, оно тоже есть только в нашем восприятии.
Что же остается? Та единая, неразделенная, не пропущенная через органы чувств и понятия языка Вселенная. Наше «истинное я», собственно, и есть Вселенная, создающая наш вариант реальности.
Каждый человек и каждое живое существо – это уникальный вариант реальности, создаваемый Вселенной. Из множества субъективных реальностей состоит глобальный мир, и события в нем происходят не случайно. События – это взаимодействие друг с другом разных реальностей.
Происходящие с нами события – это намеренная деятельность Вселенной, которая создает события для развития наших реальностей.
Именно она своим намерением привлекает наше внимание к событиям, а не мы решаем, обращать на них внимание или не обращать.
Наша задача принять событие, согласиться с ним и позволить себе измениться в соответствии с намерением Вселенной.
Принятие событий приводит к развитию нашей реальности и нас самих.
Как принять событие?
Есть несколько взаимодополняющих способов это сделать.
1. Согласие. Простое вербальное согласие. Можно сказать: «Я соглашаюсь с этим событием и хочу, чтобы оно становилось лучше для меня или улучшило мою реальность». Часто мы не принимаем события, потому что они нам не нравятся, а с подобной формулировкой это сделать легче.
2. Соединение. У нас есть границы внимания, с помощью которых мы отделяемся от событий, не обращаем на них внимания и пытаемся исключить их из своей реальности. Это и есть непринятие. Если убрать границы внимания, выйти за их пределы, то становится возможным соединиться с событием, принять его.
3. Чувствование. События вызывают ощущения в теле. Эти ощущения надо чувствовать и продолжать с ними быть, не избегая их. Чувствование помогает принять происходящее. По мере принятия ощущения будут меняться. Как правило, они становятся более переносимыми, гармонизуются, успокаиваются. Принятие происходит в процессе чувствования.
4. Действие. Находясь в контакте с событием, можно заметить, что появляется желание совершать действия. Необходимо разрешать себе действовать. Действия в контакте с событием приводит к его принятию.
5. Понять намерение Вселенной, которое через это событие проявляется.
Задайте бессознательному следующие вопросы и замечайте первое, что приходит в голову.
Ответ на четвертый вопрос проясняет намерение Вселенной, которое от этого события вы можете получить. Эта последовательность вопросов помогает согласиться с событием.
6. Следовать за потоком мышления. Если в контакте с событием соглашаться с мыслями, которые сами возникают, то эта цепочка мыслей приведет нас к принятию события. В результате наступает состояние ясности и гармонии, что является признаком действительного принятия.
7. Согласиться с противоположностями.
Сначала надо согласиться с нежелательным событием, каким-то из вышеописанных способов. После этого выявить, что противоположно данному событию, согласиться с этим тоже.
Когда мы принимаем обе противоположности, возникает ощущение полного принятия.
Генеративная техника «Развитие через принятие»
В этой статье я хочу представить технику, которую разработал совсем недавно, и не в последнюю очередь в связи с происходящими в мире событиями. Метод, о котором пойдет речь, позволяет получить от жизненных событий, в частности негативных, импульс к развитию.
1. Подумайте о неприятном событии. Что вы видите в нем, какие мысли и чувства оно вызывает? На чем фиксируется ваше внимание в этом событии?
Выберите для этого события место в пространстве комнаты: справа от вас, слева, спереди – расположите и визуализируйте его в любом месте.
2. Расфокусируйте зрение так, чтобы видеть окружающие предметы не четко, а размыто. Заметьте, каковы границы вашего внимания, какой объем пространства оно сейчас занимает.
Расширяйте границы внимания, чтобы максимально широко видеть все, что перед вами. В этом случае, как правило, глаза расслабляются, дыхание становится свободнее.
Пусть дальше ваше внимание продолжает расширяться с правой и левой стороны от тела, заходит за спину и, в итоге, будет одновременно повсюду вокруг вас.
Переведите внимание внутрь тела (можно с закрытыми или с открытыми глазами). Просканируйте тело: какие ощущения вы замечаете? Распространите внимание по всему телу равномерно.
После этого верните внимание наружу – широко, ко всему окружающему пространству.
Переведите часть внимания внутрь себя, а часть оставьте снаружи, убрав границу между внутренним и внешним, соединив их в одно пространство. Распределите внимание по нему. Это гармонизирует наше состояние. Чем больше мы расширяем внимание, тем комфортнее себя чувствуем.
Заметьте, что пространство продолжается за стенами помещения. Отпустите внимание, чтобы оно оказалось в любом месте снаружи, где вам захочется. Потом отпустите его дальше в любые другие места, разрешите ему расширяться все больше и больше. Если убрать все границы, то появляется ощущение связи со всем миром. Внимание соединяет нас со всеми людьми, природой, Вселенной – это дарит ощущение единства.
Некоторое время просто наблюдаете за тем, что в этом пространстве происходит само, позволяйте этому происходить. Таким образом, вы укрепитесь в состоянии присутствия здесь и сейчас, в настоящем моменте.
3. Обратите часть внимания на место, где вы расположили ваше событие. Уберите границу между ним и окружающим его пространством комнаты. Заметьте, что ощущения от события становятся все комфортнее, спокойнее, а отношение к нему меняется.
4. Сформировать другую точку зрения на событие помогает проговаривание следующих фраз. Проговорите их себе.
«Этого события нет. Оно создано мной в моей реальности и лишь кажется существующим».
«Есть только Вселенная».
«Я – это Вселенная, создающая мой вариант реальности и это событие в ней».
«Я-Вселенная принимаю это событие и хочу, чтобы оно улучшило мою реальность».
«Я-Вселенная наблюдаю за тем, как восприятие этого события само изменяется. И я вижу, как оно помогает развитию моей реальности».
«Я-Вселенная остаюсь в единстве с экологичным улучшением моей реальности».
5. Сохраняйте зрение расфокусированным. Продолжайте наблюдать, как меняются ваши ощущения и ваше восприятие события. Дождитесь, пока состояние станет полностью комфортным.
6. Заметьте, что теперь хочется делать в связи с этим событием. Или о чем хочется подумать? Или как хочется к нему относиться?
7. Спросите себя: «Я не знаю, хотел бы узнать, что мне даст это событие?» И второй вопрос: «Для чего мне это (ответ на первый вопрос)?»
Задав вопрос, отпустите внимание и заметьте ответ, который появится в сознании сам.
8. Спросите себя: «Я не знаю, хотел бы узнать, какой мой опыт ограничивал меня в этой ситуации?». Второй вопрос: «Какая была полезная функция у этого опыта?». И третий вопрос: «Что я про это понял сейчас?”.
Сформулируйте и запомните ответы, которые сами придут вам в голову.
Какое бы ни было событие, эта техника помогает не только принять его, но и заменить ограничивающие установки, мешающие это сделать, на новые – более эффективные.
Почему принятие событий нас развивает?
Потому что в процессе принятия происходит изменение наших сознательных установок (ограничений).
В каком-то смысле наше развитие – это и есть изменение установок, из которых мы исходим в своей повседневной жизни.
Куда нас ведёт процесс развития?
Развитие направлено к реализации смысла жизни (предназначения).
Смысл жизни – это изначальная идея нашего бытия в мире. Например, идея равенства, справедливости, любови… Идея – это некий идеальный вариант отражения Вселенной самой себя. Для каждого из нас он индивидуален.
В связи с этим, реальность каждого человека развивается в своем направлении. Но в любом случае, в процессе развития наша реальность улучшается для нас.
Каковы возможности применения этой техники?
Предложенной в этой статье техникой можно работать с любой проблемой, с негативным состоянием, информацией, ситуациями и событиями, прошлым опытом, конфликтами, противоречащими точками зрения…
Посредством принятия противоположных суждений с помощью нее можно входить в «состояние потока».