Разбираемся, почему ребенок не хочет учиться
Каждому ребенку крайне важно понимать для чего он учится и как знания по тем или иным предметам повлияют на успех во взрослой жизни. Поэтому родителям, замечающим, что ребенок не хочет учиться, предстоит особое внимание уделять целеполаганию, помогая чаду разбираться с ответами на вопросы: «Зачем?» и «Почему?». Проблема заключается и в том, что школьники не всегда умеют управлять собственной мотивацией. Не облегчают ситуацию и необходимость определения круга интересов – мир предлагает много разного, но как понять, что из этого многообразия приносит мне счастье. Часто в подобных ситуациях родители пытаются заставить ребенка учиться, принуждая к посещению школы и выполнению домашних заданий, а также излишне повышая значимость оценок и других конкретных показателей. Подобное поведение может оказаться губительным и коренным образом повлиять на отношение ребенка к обучению и развитию. В новой статье Академия социальных технологий расскажет о том, почему ребенок не хочет учиться и как правильно вести себя взрослым, которые наблюдают такие проявления у детей.
Природа отсутствия интереса к учебе
Каждый родитель хотя бы раз замечал у своего чада потерю или снижение интереса к учебе. В такие периоды и посещение школы, и выполнение домашних заданий, и дополнительные классы даются с трудом.
Чтобы определить правильные стратегии поведения, которые помогут мягко повернуть ребенка в нужное русло, расскажем о причинах подобного положения вещей.
Топ предпосылок возглавляет ощущение бессмысленности учебы. Родители часто стараются мотивировать детей, рассказывая о том, насколько важно хорошо учиться и получать высокие оценки, однако не связывают это с успехом, к которому каждый человек стремится во взрослой жизни. В школьные годы ребята получают необходимый базис для формирования базового кругозора – знания из различных дисциплин, которые впоследствии помогут гармонично развиваться. Поэтому уделите время тому, чтобы рассказать о практической важности каждого из предметов школьной программы. Постарайтесь найти любопытные факты из биологии, химии, физики и геометрии, объясняющие природу вещей и демонстрирующие устройство мира. Не стесняйтесь пользоваться роликами популярных блогеров, которые в изобилии представлены на популярных стриминговых сервисах. Часто такие материалы показывают, что знать много – это круто, а тонкости и нюансы в разных предметных дисциплинах обогащают даже повседневный опыт.
Каждый взрослый знает о профессиональном выгорании – истощении, которое испытывает человек, вынужденный на протяжении долгого времени работать на пределе когнитивного, эмоционального и физического ресурса. Однако синдром выгорания характерен и для детей. Только представьте: расписанные планы на неделю, дополнительные кружки, занятия творчеством и спортом. Часто родители будто бы стремятся выиграть в первенстве под названием: «Чей ребенок обладает большим количеством навыков?». Безусловно, детский организм и энтузиазм приводят к большей отдаче, чем проблемы взрослых – «налет часов» и накопленная усталость, но и малыши часто страдают от выгорания. Происходит это не в последнюю очередь из-за неспособности ребенка грамотно и адекватно оценить собственное состояние и уровень усталости. Кроме того, взрослые, как правило, знают и используют специальные восстановительные практики и главное – способны балансировать нагрузку, внося изменения в график и личное расписание. Дети же, в силу возраста, этой привилегии лишены. Поэтому не пытайтесь игнорировать постоянные жалобы ребенка на усталость, списывая это на лень и нежелание делать усилия над собой, относитесь к чаду бережно, не доводя дело до чрезмерных перегрузок.
Ребенок не хочется учиться – время встревожиться
Расскажем и о других обстоятельствах, негативно сказывающихся на рвении ребенка к образовательному процессу:
- конфликты с одноклассниками и преподавателями;
- случаи травли и буллинга;
- низкая самооценка и неуверенность в себе.
Заставлять учиться и посещать школу в случае, если ребенок сталкивается с одним из перечисленных или другим вариантом эмоционального давления или насилия, просто опасно! Исключить подобную причину поможет откровенный разговор в безопасной и доверительной атмосфере. Начните диалог самостоятельно, проявив заботу и участие. Спросите о том, как складываются отношения с учителями и другими ребятами; как проходит время на переменах – каким занятиям и разговорам посвящаются эти паузы; с кем ребенок дружит, а какого общения и почему стремится избегать. Постарайтесь понять, поддерживающая или напротив – токсичная обстановка царит в школе на занятиях и во внеклассное время.
Конечно, ребенку будет проще открыто поговорить на такую тему, если с родителями установлены крепкие и тесные связи. На случай если ребенок не готов открыться, рассмотрите вариант обращения к психологу. Эксперт оценит психологическое состояние ребенка, поможет сделать правильные выводы, а также даст советы по укреплению детско-родительских отношений.
Как создать среду, поддерживающую желание учиться
Если ребенок не хочет учиться и теряет интерес к учебе по причине отсутствия мотивации и уверенности в себе, попробуйте включить в повседневную рутину следующие стратегии, которые дадут отпор безразличию:
- Занимайтесь ребенком и уделяйте ему достаточно времени и поддержки. Во время совместных занятий ребенок начнет видеть, что образовательный процесс может быть увлекательным.
- Используйте игровые техники для освоения новых знаний – планируйте игровые занятия, которые ускорят и облегчат процесс освоения нового и благоприятно скажутся на развитии кругозора.
- Создайте комфортные условия для учебы дома – позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было собственное пространство с удобным столом, креслом и надлежащим уровнем освещенности. Часто некомфортное рабочее место не дает ребенку сосредоточиться.
- Учите ребенка не бояться ошибок – культивируйте отношение к ошибкам как к инструменту проверки знаний и пробелов в них. Объясняйте, что неудовлетворительная оценка не указывает на личные качества, а только помогает определить области знаний, которые требуют дополнительного внимания. Не ругайтесь на ребенка за плохие оценки и большое количество ошибок, а также искренне хвалите за достигнутые успехи и работу над собой.
- Развивайте в ребенке любознательность и широкий круг интересов. Терпеливо отвечайте на вопросы малыша, побуждайте его развивать область внутреннего поиска и не принимать на веру любую поступающую информацию.
Образовательные методики и подходы, которые меняют школу
Технологический рывок последних лет, социокультурные и демографические изменения не могли не сказаться на сфере образования. В качестве навигатора для родителей, задающихся вопросом, почему ребенок не хочет учиться, предлагаем краткий обзор тенденций, который поможет сориентироваться в изменившемся ландшафте и подобрать верные образовательные стратегии:
- Расширение инструментария школьного образования – сегодня для повышения качества обучения и всестороннего гармоничного развития школьников образовательные учреждения используют инструмент тьюторинга, наставничества и коучинга.
- Развитие междисциплинарного подхода – детям подается материал из смежных областей знаний, представленный в качестве единого консолидированного информационного пласта. Например, история изучается в паре с литературой соответствующего периода, что наглядно показывает предпосылки развития тех или иных явлений и помогает глубже погружаться в материал.
- Совершенствование инструментария поиска, сбора, хранения и управления новыми знаниями. Интернет-технологии не обходят школу стороной – и учителя, и школьники теперь используют современные цифровые решения для оптимизации и ускорения процесса получения новой информации.
- Использование VR и AR-технологий, инструментов геймификации – эти современные подходы, интегрированные в образовательный процесс, повышают продуктивность, делая обучение легким и увлекательным.
Когда стоит обратиться к тьютору и чем он может помочь
Чтобы помочь ребенку определить и развить собственные интересы, родители часто обращаются к тьюторам. Эксперт выступает промежуточным звеном между школой с учителями и учеником. Благодаря этому взаимодействию ребенок и родители понимают к каким дисциплинам наблюдается предрасположенность, а какие – объективно даются с трудом. Проблема заключается в том, что часто ребенок не способен самостоятельно определить какие из предметных областей вызывают истинный интерес. Тьютор же создает такие условия, в которых школьник прислушивается к себе, понимает свойственные себе источники вдохновения и мотивации. Речь идет не только о школе и предметах обязательной программы, но и о среде, из которой ребенок черпает новые знания: общение со взрослыми, дополнительное образование, самообразование.
Отметим также, что тьютор работает и с учениками младших классов, и с теми, кому вскоре предстоит сделать выбор профессии.