Блог
19.04.2024

Разбираемся, почему ребенок не хочет учиться

Каждому ребенку крайне важно понимать для чего он учится и как знания по тем или иным предметам повлияют на успех во взрослой жизни. Поэтому родителям, замечающим, что ребенок не хочет учиться, предстоит особое внимание уделять целеполаганию, помогая чаду разбираться с ответами на вопросы: «Зачем?» и «Почему?». Проблема заключается и в том, что школьники не всегда умеют управлять собственной мотивацией. Не облегчают ситуацию и необходимость определения круга интересов – мир предлагает много разного, но как понять, что из этого многообразия приносит мне счастье. Часто в подобных ситуациях родители пытаются заставить ребенка учиться, принуждая к посещению школы и выполнению домашних заданий, а также излишне повышая значимость оценок и других конкретных показателей. Подобное поведение может оказаться губительным и коренным образом повлиять на отношение ребенка к обучению и развитию. В новой статье Академия социальных технологий расскажет о том, почему ребенок не хочет учиться и как правильно вести себя взрослым, которые наблюдают такие проявления у детей.

Природа отсутствия интереса к учебе

Каждый родитель хотя бы раз замечал у своего чада потерю или снижение интереса к учебе. В такие периоды и посещение школы, и выполнение домашних заданий, и дополнительные классы даются с трудом.

Чтобы определить правильные стратегии поведения, которые помогут мягко повернуть ребенка в нужное русло, расскажем о причинах подобного положения вещей.

Топ предпосылок возглавляет ощущение бессмысленности учебы. Родители часто стараются мотивировать детей, рассказывая о том, насколько важно хорошо учиться и получать высокие оценки, однако не связывают это с успехом, к которому каждый человек стремится во взрослой жизни. В школьные годы ребята получают необходимый базис для формирования базового кругозора – знания из различных дисциплин, которые впоследствии помогут гармонично развиваться. Поэтому уделите время тому, чтобы рассказать о практической важности каждого из предметов школьной программы. Постарайтесь найти любопытные факты из биологии, химии, физики и геометрии, объясняющие природу вещей и демонстрирующие устройство мира. Не стесняйтесь пользоваться роликами популярных блогеров, которые в изобилии представлены на популярных стриминговых сервисах. Часто такие материалы показывают, что знать много – это круто, а тонкости и нюансы в разных предметных дисциплинах обогащают даже повседневный опыт.

Каждый взрослый знает о профессиональном выгорании – истощении, которое испытывает человек, вынужденный на протяжении долгого времени работать на пределе когнитивного, эмоционального и физического ресурса. Однако синдром выгорания характерен и для детей. Только представьте: расписанные планы на неделю, дополнительные кружки, занятия творчеством и спортом. Часто родители будто бы стремятся выиграть в первенстве под названием: «Чей ребенок обладает большим количеством навыков?». Безусловно, детский организм и энтузиазм приводят к большей отдаче, чем проблемы взрослых – «налет часов» и накопленная усталость, но и малыши часто страдают от выгорания. Происходит это не в последнюю очередь из-за неспособности ребенка грамотно и адекватно оценить собственное состояние и уровень усталости. Кроме того, взрослые, как правило, знают и используют специальные восстановительные практики и главное – способны балансировать нагрузку, внося изменения в график и личное расписание. Дети же, в силу возраста, этой привилегии лишены. Поэтому не пытайтесь игнорировать постоянные жалобы ребенка на усталость, списывая это на лень и нежелание делать усилия над собой, относитесь к чаду бережно, не доводя дело до чрезмерных перегрузок.

Конечно, никакие ухищрения не помогут, если ребенку не подходит стиль преподавания, который использует школьный учитель. Стоит признать, что одним детям подойдут занятия один на один, другие – предпочитают уроки, на которых можно отрабатывать новые знания на практике, третьи – усваивают материал только в процессе самостоятельной работы, например, выполнения домашних заданий. Поэтому расспросите ребенка о том, как проходят уроки в школе, что в них нравится, а что – нет. Предложите записаться к репетитору или брать дополнительные курсы в онлайн-школе, чтобы определиться с предпочтительным вариантом подачи и усвоения информации. Будьте терпеливы! Сегодня рынок образования предлагает множество вариантов для развития школьника, поэтому вы обязательно подберете тот вариант, который укрепит и поддержит интерес. А значит, больше и не придется задаваться вопросом, почему ребенок не хочет учиться.

Ребенок не хочется учиться – время встревожиться

Расскажем и о других обстоятельствах, негативно сказывающихся на рвении ребенка к образовательному процессу:

  • конфликты с одноклассниками и преподавателями;
  • случаи травли и буллинга;
  • низкая самооценка и неуверенность в себе.

Заставлять учиться и посещать школу в случае, если ребенок сталкивается с одним из перечисленных или другим вариантом эмоционального давления или насилия, просто опасно! Исключить подобную причину поможет откровенный разговор в безопасной и доверительной атмосфере. Начните диалог самостоятельно, проявив заботу и участие. Спросите о том, как складываются отношения с учителями и другими ребятами; как проходит время на переменах – каким занятиям и разговорам посвящаются эти паузы; с кем ребенок дружит, а какого общения и почему стремится избегать. Постарайтесь понять, поддерживающая или напротив – токсичная обстановка царит в школе на занятиях и во внеклассное время.

Конечно, ребенку будет проще открыто поговорить на такую тему, если с родителями установлены крепкие и тесные связи. На случай если ребенок не готов открыться, рассмотрите вариант обращения к психологу. Эксперт оценит психологическое состояние ребенка, поможет сделать правильные выводы, а также даст советы по укреплению детско-родительских отношений.  

Как создать среду, поддерживающую желание учиться

Если ребенок не хочет учиться и теряет интерес к учебе по причине отсутствия мотивации и уверенности в себе, попробуйте включить в повседневную рутину следующие стратегии, которые дадут отпор безразличию:

  1. Занимайтесь ребенком и уделяйте ему достаточно времени и поддержки. Во время совместных занятий ребенок начнет видеть, что образовательный процесс может быть увлекательным.
  2. Используйте игровые техники для освоения новых знаний – планируйте игровые занятия, которые ускорят и облегчат процесс освоения нового и благоприятно скажутся на развитии кругозора.
  3. Создайте комфортные условия для учебы дома – позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было собственное пространство с удобным столом, креслом и надлежащим уровнем освещенности. Часто некомфортное рабочее место не дает ребенку сосредоточиться.
  4. Учите ребенка не бояться ошибок – культивируйте отношение к ошибкам как к инструменту проверки знаний и пробелов в них. Объясняйте, что неудовлетворительная оценка не указывает на личные качества, а только помогает определить области знаний, которые требуют дополнительного внимания. Не ругайтесь на ребенка за плохие оценки и большое количество ошибок, а также искренне хвалите за достигнутые успехи и работу над собой.
  5. Развивайте в ребенке любознательность и широкий круг интересов. Терпеливо отвечайте на вопросы малыша, побуждайте его развивать область внутреннего поиска и не принимать на веру любую поступающую информацию.

Образовательные методики и подходы, которые меняют школу

Технологический рывок последних лет, социокультурные и демографические изменения не могли не сказаться на сфере образования. В качестве навигатора для родителей, задающихся вопросом, почему ребенок не хочет учиться, предлагаем краткий обзор тенденций, который поможет сориентироваться в изменившемся ландшафте и подобрать верные образовательные стратегии:

  • Расширение инструментария школьного образования – сегодня для повышения качества обучения и всестороннего гармоничного развития школьников образовательные учреждения используют инструмент тьюторинга, наставничества и коучинга.
  • Развитие междисциплинарного подхода – детям подается материал из смежных областей знаний, представленный в качестве единого консолидированного информационного пласта. Например, история изучается в паре с литературой соответствующего периода, что наглядно показывает предпосылки развития тех или иных явлений и помогает глубже погружаться в материал.
  • Совершенствование инструментария поиска, сбора, хранения и управления новыми знаниями. Интернет-технологии не обходят школу стороной – и учителя, и школьники теперь используют современные цифровые решения для оптимизации и ускорения процесса получения новой информации.
  • Использование VR и AR-технологий, инструментов геймификации – эти современные подходы, интегрированные в образовательный процесс, повышают продуктивность, делая обучение легким и увлекательным.

Когда стоит обратиться к тьютору и чем он может помочь

Чтобы помочь ребенку определить и развить собственные интересы, родители часто обращаются к тьюторам. Эксперт выступает промежуточным звеном между школой с учителями и учеником. Благодаря этому взаимодействию ребенок и родители понимают к каким дисциплинам наблюдается предрасположенность, а какие – объективно даются с трудом. Проблема заключается в том, что часто ребенок не способен самостоятельно определить какие из предметных областей вызывают истинный интерес. Тьютор же создает такие условия, в которых школьник прислушивается к себе, понимает свойственные себе источники вдохновения и мотивации. Речь идет не только о школе и предметах обязательной программы, но и о среде, из которой ребенок черпает новые знания: общение со взрослыми, дополнительное образование, самообразование.

Отметим также, что тьютор работает и с учениками младших классов, и с теми, кому вскоре предстоит сделать выбор профессии.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все