Личный бренд – нужен ли он вам и как его создавать
Наступило время ярких персоналий. Чтобы преуспеть теперь недостаточно только профессионально выполнять работу. Сегодня требуется умение позиционировать себя, представляя сильные компетенции и умения в выгодном свете. Главную роль в этом процессе играет создание личного бренда – образа, который будет возникать у целевой аудитории при соприкосновении с вами, а иногда и образа, идущего далеко впереди и привлекающего новые возможности. О тонкостях создания личного бренда, роли имиджа в собственном позиционировании, а также других нюансах, формирующих облик профессионала, рассказали эксперты Академии социальных технологий.
Светлана Чумикова: мнение эксперта в области PR – зачем работать над созданием личного бренда
Задумываясь о создании личного бренда, убедитесь в собственной амбициозности, наличии критического мышления, умения аргументировано и тактично отстаивать собственную позицию. Требуется желание и, главное, готовность стать публичным человеком! Представить себя публике означает и вероятность столкновения с людьми, которые не смогут вас принять. Здесь и потребуется умение выражать и защищать свою точку зрения.
Вставая на сложный путь создания личного бренда, спросите себя:
- Чего я хочу достигнуть с помощью личного бренда – сформулируйте конкретный результат: «увеличить доход в три раза», «привлечь внимание инвесторов к проекту», «получить повышение» и так далее.
- Какие ассоциации будет вызывать мой бренд, как он будет восприниматься другими людьми – определитесь, какой образ вы будете транслировать целевым аудиториям: «высококлассный эксперт в коучинге», «преподаватель, который выстраивает увлекательные образовательные программы», «руководитель, уделяющий большое внимание сплочению команды» и т.д.
- В каких областях я обладаю уникальной –экспертизойпределите список тем и вопросов, в которых вы разбираетесь лучше, чем другие. Сформируйте перечень идей, определяющих вашу авторскую позицию. И пусть эта позиция будет компетентна, интересна и нестандартна.
Ответы на эти вопросы помогут сориентироваться, требуется ли вам личный бренд, а также оценить готовность к его созданию.
Что стоит предусмотреть, работая над личным брендом
В основе создания личного бренда лежат следующие константы:
- Глубокий профессионализм и сильные компетенции, которые лягут в основу экспертного мнения. Уверенные бренды не всегда строятся на широкой специализации, иногда уникальная экспертиза позволяет развить собственный бренд быстрее.
- Репутация, которую предстоит либо строить, либо корректировать. Уделяйте этому вопросу пристальное внимание – репутацию трудно обрести, а вот утратить – легко! Даже минимальные ошибки способны подарить известность, но со знаком «минус». Создание сильной репутации – игра вдолгую, это длинный путь позитивных дел. Поэтому, занимаясь построением личного бренда, думайте о репутации всесторонне: заботьтесь о качестве контента в социальных сетях, будьте избирательны в общении, следите за стилем и имиджем.
- Известность – популярность среди целевых аудиторий. Кстати, рекомендую не ограничиваться одной целевой аудиторией. Смотрите шире, позиционируйте личный бренд не только на клиентов и партнеров, но и на конкурентов, журналистов, представителей контролирующих органов и т.д. Конечный список целевых аудиторий определяется сферой деятельности и долгосрочными целями.
Выбранные целевые аудитории повлияют и на каналы коммуникации, с помощью которых вы будете продвигать личный бренд. Возможно, кому-то будет достаточно рекомендаций клиентов. Однако для того, чтобы имя зазвучало громко, потребуется задействовать широкий набор коммуникационных каналов.
Сколько времени занимает создание личного бренда
Быть человеком-брендом, значит, быть личностью известной и «раскрученной». И, конечно, популярность (речь идет о правильной популярности, работающей в плюс, а не в минус) не приходит за один день. Продолжительность этого процесса складывается из ряда факторов:
- Объем усилий, которые вы готовы инвестировать в дело.
- Готовность получать новые знания, скорость усвоения.
- Возможность привлечь сторонних профессионалов к созданию личного бренда.
- Финансовые возможности.
Далее стоит определить долгосрочные и перспективные цели – видение собственного бренда через один-два-три года, пять и десять лет. Рекомендую поставить и ближайшие тактические цели. Например, через месяц опубликовать три серьезные статьи, сняться в программе на телевидении или записать подкаст, выступить как спикер на конференции.
Исходя из практики, чтобы личный бренд стал узнаваемым потребуется как минимум год, и это при условии интенсивной работы и поступательного продвижения.
Уровень популярности, с которого начинается работа над созданием личного бренда, также повлияет на продолжительность. Особенно, если речь идет о нулевой популярности – вы неизвестны аудитории – или минусовой – в прошлом имели место публичные негативные оценки. Стоит учитывать, что в последнем случае потребуется корректировка сложившейся репутации.
Инесса Трубецкова: советы имиджмейкера – как имидж помогает в создании личного бренда
Имидж – это не только наряд и прическа, но и другие составляющие: природные внешние данные, речь и голос, манера разговора, аксессуары и предметы, которыми человек пользуется. В понятие имиджа также входит и средовая составляющая: квартира или дом, автомобиль, наличие домашних животных, круг общения, стиль наполнения аккаунтов в социальных сетях. Иными словами, на имидж работает 100% того, что человек осознанно или неосознанно транслирует внешней аудитории.
Речь идет об имидж формирующей информации. Стоит понимать, что 70-80% людей визуалы, а визуальная информация передается стремительно и несет в себе скрытые коды.
Характеристики личности и присущие ценности должны соответствовать образу – личному бренду. Даже маленькая деталь способна выдать несоответствие, которое разрушит усилия и подорвет доверие к экспертности.
Здесь важно помнить, что позитивная информация распространяется в разы медленнее, чем негативная. То есть хватит промелькнувшей тени сомнения, чтобы в минуту разрушить личный бренд, который создавался годами.
Поэтому, работая с клиентами над созданием имиджа, настаиваю на искренности. Не достигнув статуса финансового магната, не стоит транслировать атрибуты роскошной жизни, лучше покажите тернистость пути к поставленной цели. Ничто не работает на личный бренд хуже, чем ложь.
Другая составляющая личного бренда – гармоничность. Человек природой наделен врожденным чувством гармонии, поэтому способен видеть диссонанс между личным брендом и истинными качествами человека, пусть даже не осознавая этого. Эффект же театральной постановки возникает, когда герой сходит с рекламной картинки и начинает говорить. Не допускайте диссонанса, ведь, не будучи актером, сыграть чужую роль не получится. Да и дело это энергозатратное – для поддержки постоянной игры требуется много энергии, и люди часто выгорают, заигрываясь чужим образом. А вот, когда человек пребывает в экологической связке с собой, понимает собственные ценности, которые транслирует через дела и работу, строится гармоничный личный бренд. Кстати, вокруг такой «визуальной изюминки» легче и органичнее выстраиваются PR- и рекламные кампании, которые только подчеркивают и усиливают внутренние ценности. Соприкасаясь с таким личным брендом, целевая аудитория безошибочно понимает, о чем этот человек и что принесет взаимодействие с ним.
Встречают по одежке
Люди считывают друг друга, используя визуальный язык. Подтверждение тому – эксперимент, проведенный в США. Участники эксперимента, находящиеся рядом с бизнес-центром, чувствовали, что рядом идет человек более высокого статуса, пропускали таких людей вперед, открывали и придерживали для них дверь. Информация эта транслировалась за счет, казалось бы, малозначительных деталей, статусных аксессуаров, стоимости костюма и подачи: осанки, походки, микрожестов. Когда человек транслирует ту или иную ценность, меняются и пластика, и манеры, и взгляд.
С этой визуальной составляющей и работают стилисты. На первой встрече с клиентом мы изучаем ценности, оцениваем задачу, которую ставит перед собой человек, и начинаем работать в этом направлении.
Конечно, случается, что к озвученной задаче личность пока не готова, поэтому стилист начинает моделировать постепенные изменения через внешность. В итоге реакция других людей на клиента меняется, а человек начинает чувствовать себя иначе и приближаться к желаемому образу. В этом плане стилисты работают как психологи, с той только разницей, что психолог работает с душой – внутренним состоянием, а мишень стилиста – внешняя составляющая.
Как найти собственный имидж
Стилисты, работая с клиентами, используют пять элементов дизайна, которые помогают конструировать образ:
- линия;
- форма;
- цвет;
- фактура;
- цветотень.
То есть, когда стоит цель передать через образ силу, мощь, уверенность, ценности традиций и консервативности, то в имидже будут использоваться жесткие – понятные и читаемые линии, статичные формы – костюмы, платья-футляры. Кстати, эта модель даже не случайно носит такое название – настолько серьезный имидж она формирует. Будут использоваться и соответствующие цвета: королевский темно-синий, роскошные оттенки драгоценных камней, которые говорят о статусе. С точки зрения цветотени будет задействована контрастность – символ власти, силы, авторитарности. Вспомните, гардероб, который сочетает контраст черного и белого. И, конечно, же фактура – взгляд считает стоимость и качество ткани.
Другой подход при конструировании образа для творческой личности. Здесь акцент будет на креативную подачу. Как правило, человек, работающий над созданием подобного личного бренда, будет использовать неожиданные цветовые сочетания и интересный крой одежды, сочетая предметы гардероба самыми удивительными способами. Например, гармонично носить и брюки в комплекте с платьем, и рубашку задом наперед, задрапировав комплект так, что это будет стильно.
Тем не менее, следуйте правилу меры. Одно дело – творец, который работает в медиа или fashion, и другое – стилист, работающий с бизнес-персонами. Таких клиентов нужно не удивлять образом, а как раз транслировать экспертность и знания. Поэтому, работая над личным брендом, изучайте целевую аудиторию, грамотно оценивая уместность того или иного образа.
Слово не воробей, а также элемент личного бренда
На имидж играет даже используемая лексика. Определившись с ДНК личного бренда и целевой аудиторией, придерживайтесь соответствующей терминологии. Например, использование слов, присущих языку подростков, в деловой среде способно разрушить имидж профессионала. А вот другой целевой аудитории – указать на лояльное отношение к детям.
Поэтому будьте осознанны – пусть речь соответствует статусу, обстоятельствам и обстановке мероприятия, целевой аудитории. Формируйте речевой образ, используя лексику и сленг, которые будут уместны.
Здесь хотелось бы поделиться примером яркого личного бренда, сформированного из такого комплексного видения. Российская актриса, уже ставшая иконой стиля – Рената Литвинова – являет собой образец четкого следования выбранной стратегии личного бренда. Это проявляется и в образах, и в жестах. Но и не только: мягкая вкрадчивая манера общения, постановка голоса и тембр, интереснейшая подача мыслей и формулировки, которые формируют персональное ДНК Ренаты Литвиновой, уже стали узнаваемыми.
Эксперт по ораторскому мастерству Алина Кравцова: накопить звучный капитал
Научному сотруднику музея будет непросто достучаться до фанатов рэпа или хип-хопа. Отвязную манеру не поймут на совещании совета директоров корпорации. Но не стоит на 100% лишаться индивидуальности – это один из ключевых ресурсов человека. Лучше расставлять акценты, работая с имеющейся фактурой.
Особенность, которая чаще рассматривается как недостаток, способна сделать образ узнаваемым и запоминающимся. Девушки нередко говорят на верхних регистрах и немного гнусавят – при работе с молодежью такой задор не повредит. А вот в научной сфере «блондинке в законе» нелегко отстаивать свою позицию и казаться убедительной.
Важно сразу определиться со стилем – формальный он будет или неформальный, легкий или серьезный, залихватский или интеллигентный, а также решить, как будете обращаться к собеседнику – на ты или на вы. Иначе возникает риск показаться предвзятым. Ведущая Ида Галич говорит «ты» даже самым статусным персонам – это воспринимается нормально, так как соответствует образу в целом – имиджу девчонки с соседнего двора. Если «тыкать» будет Юлия Меньшова – это покажется невежливым.
Важно, чтобы бренд звучал одинаково везде – как в устной, так и в письменной речи. Даже посты в социальных сетях не должны противоречить сложившемуся образу.
Эксперты считают, что низкий поставленный голос вызывает больше доверия, чем экзальтированный и высокий. Быть убедительным также мешают волнение, речевые дефекты, неправильная интонация, нечеткость и проглатывание звуков, а слова паразиты и мычание убьют безупречный внешний вид и отвлекут от глубокого смысла. Поэтому в создании личного бренда также важна работа над голосом и техникой речи.
С чего начать работу над аудиальной составляющей имиджа
Предложения рынка в области курсов ораторского мастерства столь велико и разнообразно, что выбор может оказаться нелегким. Лучше отталкиваться от индивидуальных особенностей и поставленных задач.
Если страх публичных выступлений по уровню стресса приближается к панической атаке, то стоит обратить внимание на психологические аспекты. Общее понимание этимологии волнения и специальные техники научат получать удовольствие от работы на публике и избавиться от него перед выходом на сцену или в эфир.
Лучшая «таблетка» от страха публичных выступлений – практика. Начните уже сегодня модерировать беседу в кругу друзей или записывать себя на видео с помощью телефона. Старайтесь выступать как можно чаще – начните с малого, постепенно усложняя задачу.
Скованность в общении, вызванную сильным эмоциональным потрясением, лучше проработать с профессиональным психологом.
От явных дефектов или выраженного акцента без монотонных повторений скучных буквосочетаний не избавиться – «нстрар-нстряр-нстрор-нстрер» должны стать мантрой минимум на месяц. Скороговорки с винной пробкой во рту тоже дают результат!
Сделать голос более глубоким и уверенным, преобразить тембр и добавить звучности помогут дыхательные упражнения, вибрационный массаж, телесные практики – на уроки лучше приходить в удобной одежде. Не помешает и чувство юмора – некоторые задания очень забавные. Занятия потребуют много времени и терпения.
Если вы не собираетесь стать блогером или радиоведущим, достаточно ограничиться базовыми практиками по постановке голоса и сделать акцент на искусство общения, психологические техники привлечения внимания, уделить больше времени структуре выступления, умению отражать неловкие вопросы.
Оптимизируйте программу под личный запрос и помните, что уверенность, позитив и умение слушать – главные инструменты в работе с любой аудиторией.