Блог
15.05.2023

Кибербуллинг – как не стать жертвой травли в интернете

С развитием цифровых каналов коммуникации – появлением социальных сетей, блогов и форумов, у человека появилось гораздо больше возможностей выразить себя и поделиться собственным видением, образом жизни и профессиональным опытом. Однако со свободой самовыражения, в киберкультуре воцарилась и свобода в части травли и агрессии в адрес других пользователей. Поэтому с буллингом и его интернет-проявлением – кибербуллингом – хотя бы раз сталкивался, каждый человек, чье мнение иногда не совпадало с общепринятой позицией. Директор по коммуникациям Академии социальных технологий, кандидат политических наук Светлана Чумикова рассказала о видах кибербуллинга, а также о том, как противостоять этому явлению, и мерах, которые предпринимаются на уровне организаций высшего и среднего профессионального образования, с целью предупреждения этой угрозы.

Что такое кибербуллинг 

Кибербуллинг или, как его еще называют в Интернет-среде, троллинг – это намеренное психологическое насилие с использованием цифровых технологий, предполагающее заведомо конфликтное взаимодействие, доходящее вплоть до агрессии и оскорблений. Кстати, вероятно, термин троллинг всеобщей популярности обязан главным героям скандинавской мифологии – враждебным троллям – сильным и уродливым великанам, враждебно относящимся к людям. И это весьма похоже на образ троллей из интернета, которые позволяют себе допускать колкие комментарии и оскорбления в адрес других пользователей!

С развитием интернета, появлением форумов, социальных сетей и других онлайн-площадок для общения, кибербуллинг постепенно стал отдельным феноменом виртуальной среды, но затем и вовсе вышел за границы виртуально-сетевых коммуникаций, начав проявляться в межличностном общении. При этом, такой вид взаимодействия возникает как среди знакомых между собой пользователей, так и в анонимном формате. Часто это общение происходит исключительно в интернете и не предполагает личного контакта.

Правда в том, что, существуя в виртуальном пространстве и публикуя сведения о личной жизни, делясь с другими пользователями собственными фотографиями, либо открыто рассказывая о позиции в отношении общественно-значимых событий, человек сталкивается с мнением, которое может быть противоположным. Проблема возникает, когда комментарии становятся токсичными и агрессивными, касаются внешности, вероисповедания, сексуальной ориентации или политической позиции. Да даже чрезмерная активность в интернете иногда вызывает озлобленность. Здесь возникает необходимость понимания личных границ в интернет-пространстве.

Наряду с кибербуллингом выделяют и ряд других, близких по смыслу понятий:

  • хейтинг (англ. hate – ненавидеть) – немотивированно злобные посты и комментарии;  
  • буллинг (англ. bullying – запугивание) – травля и преследование;
  • флейминг (англ. flame – огонь) – «раздувание» дискуссии или даже «спор ради спора»;
  • кибермоббинг (англ. cyber-mobbing) – оскорбления и угрозы, подразумевающие раскрытие компрометирующих сведений.

Кибербуллинг в некоторых случаях трансформируется в сталкинг (англ. stalking – преследование), для которого характерно прямое преследование человека, слежение за ним, в том числе и в контексте сексуальных домогательств.

Опасность заключается в том, что кибербуллинг и его разновидности способны привести к грозным последствиям для жертвы: психическим травмам, депрессиям и даже самоубийствам – так сильно давление, которое испытывают жертвы травли в интернете. Особенно остро эта проблема касается детей и подростков.

Виды кибербуллинга 

Известно несколько разновидностей кибербуллинга. Например, дилетантский, когда нападки в адрес другого человека – объекта коммуникации (жертвы) – не направлены на получение выгоды, а совершаются субъектом коммуникации (агрессором) для получения удовольствия и повышения самооценки. Как правило, агрессор рассматривает такое общение, как эмоциональную разрядку и безобидное развлечение, не видя в этом негативных последствий для других.

Есть и варианты кибербуллинга, направленные на получение экономической или политической выгоды. В таких случаях речь идет о шантаже, вымогательстве денег в обмен на прекращение оскорблений или нападок. К слову, в этой модели «жертва – агрессор», как правило, присутствуют и наблюдатели, если общение развивается не в личной переписке. Однако, наблюдатели не склонны заступаться за жертву, опасаясь вызвать конфликт на себя.

По степени воздействия выделяют «толстый» и «тонкий» кибербуллинг или троллинг:

  1. «Толстый» троллинг – дерзкое поведение с самого начала коммуникации, такие тролли высказывают противоположные общепринятой позиции мнения, провоцируя окружающих. Подобное поведение работает, как разорвавшаяся бомба, и вызывает оживленную дискуссию. При этом, человек инициировавший общение, настроен в высшей степени оппозиционно: грубит участникам, неприкрыто нарушает правила поведения в сообществе, игнорирует предупреждения и жалобы других пользователей и администраторов.
  2. «Тонкий» троллинг – завуалированное поведение, которое, на первый взгляд, вписывается в общепринятые правила. При этом, нападая на других, тролль учитывает принципы психологии личностного и группового поведения. Но это не значит, что такой троллинг безобиднее, иногда все происходит наоборот.

Самые агрессивные формы кибербуллинга присутсвуют в информационных войнах, которые часто содержат в себе призывы к экстремизму. В таких случаях объектом сообщений согут стать нации, отдельные возрастные группы и другие целевые аудитории, отвечающие целям агрессора. Такие коммуникации с использованием фейкового контента, включающего и фото, и видеоматериалы, выглядящие почти на 100% достоверными, умноженные на массовость распространяемой информации, оказывают сильнейшее идеологическое воздействие.

Как защититься от кибербуллинга 

Человеку, столкнувшемуся с киберюуллингом или троллингом, доступны два варианта защиты: активная и пассивная. Активная защита предполагает ответную конфронтацию с привлечением на свою сторону определенного сообщества. Конечно, при такой форме реакции эскалируется и конфликт, повышается агрессивность угроз. При этом есть некоторая вероятность, что тролль, потерявший эмоциональное равновесие и не ожидающий подобного ответа, либо покинет «поле боя», либо раскроет карты и совершит саморазоблачение. Однако, стоит ожидать, что жертва, пытающаяся подобным образом отразить нападки  подвергнется еще большему эмоциональному давлению. К активной защите относится и конструктивное общение, предполагающее открытость в проговаривании собственных чувств и попытки остановить конфликт мирным путем.

Пассивная защита заключается в полном отсутствии реакции на поведение тролля, игнорировании реплик, вызывающих болезненные чувства. Конечно, при такой позиции внешний конфликт сходит на нет, но и появляются риски возникновения внутренних конфликтов. Лучшей личностной позицией при игнорировании кибербуллинга станет намеренное обесценивание и снижение значимости полученных реплик, а также самого агрессора. В противном случае не исключены болезненные переживания, удары по самооценке, психологические травмы.

Вовлечение в конфликт только порадует тролля, который нуждается в том, чтобы подпитаться эмоциями, поэтому лучше стараться отстраниться от конфликта. Конечно, это потребует понимания личных границ и умения работать с эмоциями, которые неминуемо возникнут при столкновении с агрессией. Кроме того, стоит удалить конфликтные комментарии, если такая функция доступна на площадке, где ведется общение, чтобы исключить участие в беседе других интернет-пользователей и развитие дискуссии. Обратитесь к администратору, модератору или в службу поддержки с просьбой рассмотреть случай подозрительного поведения и заблокировать пользователя. Такая реакция позволит защитить и обезопасить не только себя, но и других пользователей.

Наконец, не стоит умалчивать о фактах кибербуллинга. Слова, пусть даже виртуальные, больно бьют по эмоциональной сфере, подвергшегося такому виду насилия человека. Спросите себя: «Что я чувствую, почему меня это задело?», назовите эмоцию и начните работать с этим состоянием, не подавляя его и не закапывая в глубины подсознания. Став жертвой кибербуллинга, обратитесь за поддержкой к близкому человеку или психологу, чтобы проработать возникшую проблему.

Другой вариант: найти поддерживающее сообщество, состоящее из людей, которые также когда-то столкнулись с кибербуллингом и сумели это пережить. Не бойтесь обратиться за помощью!

Это касается в первую очередь детей и подростков, которые особенно болезненно переживают травлю. Во-первых, ребенку страшно оказаться не таким, как остальные. А во-вторых, дети боятся, что подобный факт повлияет на решение родителей относительно использования интернета и вызовет запрет на его использование. Здесь хотелось бы предостеречь родителей: отключение от всемирной паутины проблемы не решит, ребенку требуется эмпатия, а не новое ограничение и обесценивание чувств. Поэтому, если сын или дочь говорят о нападках в интернете, стоит обратиться к школьному психологу, который поможет разобраться в ситуации и пережить этот новый опыт.

Конечно, вопрос кибербуллинга требует комплексного рассмотрения, а меры противодействия должны приниматься с участием государственных и общественных регуляторов, с привлечением инструментов медиации и включать такие меры как:

  • Деанонимизация личностей, склонных к троллингу.
  • Повышение осведомленности о проблеме – проведение информационных кампаний, в том числе с участием лидеров общественного мнения, рассказывающих о том, как себя вести, столкнувшись с этим явлением. Отмечу, что подобная коммуникация требует искренности и готовности поделиться собственным опытом. Людям важно понимать, что кибербуллинг – это не то, что надо замалчивать, и не то, что стоит скрывать. Попасть в подобную ситуацию может каждый. Здесь хотелось бы поделиться опытом Франции в решении этого вопроса. В 2020 году по случаю Национального дня борьбы с травлей в образовательных учреждениях президент Эммануэль Макрон обратился к школьникам страны через мобильное приложение для обмена текстовыми и сообщениями, фото- и видеоконтентом Snapchat. Президент выразил поддержку молодому поколению, столкнувшемуся с кибербуллингом, порекомендовав не игнорировать проблему, а информировать учителей и родителей.
  • Проведение просветительских программ, разъясняющих правила безопасного общения в интернет-среде, верификации и критического осмысления сведений, получаемых из общения в интернете.

Кибербуллинг и дети 

Согласно исследованию, которое в 2021 году провела онлайн-школа «Фоксфорд», 84% подростков 11-16 лет (в опросе участвовали 1100 ребят из крупных российских городов) сталкивались с кибербуллингом. Вдумайтесь в масштаб проблемы:

  • 22% опрошенных признались, что им некому было сообщить о проблеме.
  • 15% думали, что им не поверят.
  • 14% не говорили из-за страха, что об этом узнает обидчик.
  • 8% боялись непонимания взрослых.

Между тем, решение проблемы кибербуллинга среди школьников требует комплексного подхода, включающего участие педагогов, психологов, родителей, представителей цифровых отраслей, а также исполнительной и законодательной власти. Дело в том, что травля, начавшаяся в школе, продолжается и по завершению учебного дня, но уже в онлайн среде. Это пагубно сказывается на успеваемости: дети, стремясь избежать издевательств, начинают прогуливать занятия, теряют интерес к учебе. Проблема только усугубляется с ростом мултикультуральности современного образования. Кроме того, в последнее десятилетие в социальных сетях появляются группы и сообщества, администраторы которых продвигают суицидальное, противоправное, а иногда и экстремистское поведение.

Конечно, подобные обстоятельства требуют повышенного внимания родителей к психологическому состоянию школьников, но и участия государства. В этой связи, наряду с институтом школьных психологов, развиваются инструменты медиации и других примирительных процедур. Развитие медиации в школах, а также в организациях высшего и среднего профессионального образования при эффективном законодательном регулировании этого института позволит сократить возможные конфликтные ситуации, а также уменьшить остроту уже сложившихся конфликтов и оздоровить психологическую обстановку в детско-подростковой среде. 

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все