Ключевые навыки лидерства для успешного управления командой
Лидер часто воспринимается в качестве сверхчеловека, способного предвидеть развитие ситуации, принимать правильные решения и вести за собой команду даже в сложные времена и турбулентные ситуации. Однако управление командой далеко не алхимия и предполагает овладение рядом инструментов, которые и гарантируют эффективное руководство коллективом. О развитии лидерских качеств и навыках, которые стоит осваивать тем, кто стремится стать великим лидером, читайте в новой статье Академии социальных технологий.
Основные навыки лидера: какие качества необходимы для успешного управления командой
Навыки лидерства – это набор компетенций и умений, который позволяет управленцу не просто ставить подчиненным задачи и контролировать их исполнение, но и вести за собой команду, мотивировать и вдохновлять сотрудников на покорение новых высот. Список обязательных для лидеров навыков слишком широк и зависит от отрасли, в которой задействована компания, а также ее организационной и корпоративной культуры.
Выделяют три типа лидерских компетенций:
- Компетенции для руководства организацией и коллективами – к этим навыкам относят стратегическое и предпринимательское мышление, принятие решений и разрешение проблем, управлением изменениями и др.
- Компетенции для руководства людьми – речь идет об эмоциональном интеллекте, владении техниками коучинга и наставничества и др.
- Компетенции, определяющие саморазвитие – критическое мышление, гибкость, адаптивность, самомотивация, навыки межличностного общения и др.
Расскажем о наиболее важных навыках лидерства, которые помогут управлять командой и строить сильные коллективы. Среди них, например:
- Эмоциональный интеллект – понимание того, как сотрудники могут почувствовать себя в некоторых профессиональных ситуациях, а также способность прогнозировать реакции на управленческие решения. Этот навык позволяет менять тактику во время общения один на один и командных обсуждений, что в итоге снижает напряженность и способствует эффективной групповой работе. Кроме того, без эмоционального интеллекта сложнее выстраивать прочные связи с подчиненными и работать на создание атмосферы доверия.
- Решение проблем – лидерам часто приходится сталкиваться с нестандартными и проблемными ситуациями, игнорирование которых способно привести к серьезным последствиям. В таких обстоятельствах лидеру требуется мыслить быстро, нестандартно, прогнозировать последствия. И это касается не только решений, лежащих в прямой компетенции лидера – к руководителю также обращаются и подчиненные: за поддержкой, помощью, советами. Кроме того, лидеры, владеющие навыком решения проблем, способны организовать процесс группового обсуждения таким образом, чтобы коллектив представил разнообразные идеи и выбрал наилучшее и подходящее ситуации решение.
- Принятие решений – сильные лидеры не боятся принимать решения, тем более что понимают, как собрать необходимый аналитический материал, чтобы обнаружить обоснованный и адекватный выход из любой ситуации. Однако принятие решений также подразумевает под собой способность прогнозировать возможный сценарий и планировать исходя из этой картины верные действия. Кроме того, в задачи лидеров входит отстаивание собственных решений перед вышестоящим руководством, а также планирование действий по привлечению команды на этапе внедрения решения.
- Делегирование – да, лидер плывет в одной лодке с коллективом, но это не значит, что он берет весла и гребет вместо подчиненных. Напротив, сильное лидерство предполагает легкость в передаче задач подчиненным, учитывающую в том числе загруженность, способности и интересы сотрудников. Сильный лидер поручает работу правильным сотрудникам, понимая, что новое поручение сработает как профессиональный вызов, но в то же время поможет человеку задействовать сильные стороны.
- Управление временем – навыки тайм-менеджмента – решающее качество для лидеров, которые стремятся преуспеть, а также отвечают за проекты, успех которых зависит от исполнения сроков. Способность управлять временем определяет умение руководителя структурировать рабочий день; оценивать время, требующееся для решения той или иной задачи; и главное – уважать время окружающих, правильно расставляя приоритеты и не допуская задержек по собственной вине. Кроме того, такие лидеры понимают, чем загружена команда и на что уходит рабочее время сотрудников, вносят предложения по оптимизации реализуемых процессов и повышению командной продуктивности.
Эффективное лидерство: создание вдохновляющей команды и постановка общих целей
Не всегда команда готова к слаженной работе – иногда после изнуряющих проектов и неудач приходят периоды демотивации и апатии. Речь идет о своеобразном групповом выгорании, когда задачи не вызывают прежней страсти, а продуктивность стремится к нулю. Однако в силах лидера вернуть искру в коллектив!
Для начала рекомендуем прислушаться к сотрудникам и выслушать их. Часто демотивация возникает, когда люди перестают чувствовать, что их ценят, что их вклад в дело важен. Поговорите с коллегами как в формате встреч один на один, так и в группе. Возможно, что нагрузка в последнее время была слишком велика и сегодня требуется пересмотреть ритм работы. Кроме того, рекомендуем воспользоваться инструментом достижения быстрых побед и получения удовлетворения – ставьте сотрудникам задачи, которые не требуют большого времени для воплощения, и приносят результат в краткосрочной перспективе. Это повысит и уровень удовлетворенности выполняемой работой, и вернет веру в собственные силы.
Также будет важно вернуть связь и поговорить о том, что сегодня могло бы вдохновить на действия. У каждого есть идея или мысль, давно требующая реализации, поэтому постарайтесь обнаружить этот недостающий элемент, который вновь зажжет сотрудника. Подумайте о том, как воплотить в жизнь то, что интересует персонал. Дело в том, что производительность увеличивается в разы, когда человек чувствует, что рабочая цель совпадает с личной. Найдите эти персональные механизмы мотивации и предоставляйте коллегам должную автономию, чтобы сделать первые шаги в желаемом направлении.
И, наконец, не забывайте возвращать команду к миссии и цели бизнеса. Навыки лидерства предполагают способность руководителя понимать состояние команды и периодически возвращать сотрудников к поиску ответов на вопрос: «Почему то, что мы делаем важно?». Попробуйте также проводить командные встречи, чтобы сотрудники могли рассказывать о последних выполненных задачах и проектах, которые приближают бизнес к достижению миссии. Поблагодарите каждого за эту небольшую победу – это вдохновит и придаст сил для движения вперед.
Умение мотивировать: ключевые аспекты для поддержания работоспособности коллектива
Ничто так не разрушает мотивацию как напряженная работа и неэмпатичный руководитель, не способный увидеть того, что сотрудники утрачивают увлеченность выполняемой работой. Развитые навыки лидерства помогают поддерживать воодушевление сотрудников. Конечно, это сработает только если команда руководствуется четкими и измеримыми целями, а также понимает финальное видение, к которому стремится бизнес. Поэтому убедитесь в том, что подчиненные на 100% осведомлены и понимают, зачем они выполняют работу.
Лидерство и коммуникация: основы эффективного взаимодействия с командой
Львиную долю рабочего дня лидера составляет коммуникация. Стоит только помнить, что общение в этом смысле не представляет собой одностороннюю дорогу, где дозволяется говорить только одному – начальнику. Важно выстраивать и каналы обратной связи – коммуникацию подчиненных по направлению к руководителю, а также общение сотрудников между собой. Будьте открыты к мнениям и идеям членов команды – среди них озвучиваются и интереснейшие решения, которые сработают на благо бизнеса. Поощряйте и командное взаимодействие – горизонтальные связи между сотрудниками сплотят команду и повысят групповую продуктивность.
В коллективах, где лидер способен слаженно взаимодействовать с командной, сотрудники чувствуют сильную приверженность как коллегам, так и к компании.
Умение слушать команду позволит понимать потребности сотрудников, как профессиональные, например, в части предоставления дополнительного ресурса или поддержки в отношении выполняемой работы, так и личные. Не секрет, что жизненные затруднения способны повлиять на концентрацию и продуктивность на работе, добавляя стресса и тревог. Начните с человеческого разговора, который поможет понять, что происходит с человеком, а также предложить варианты нормализации ситуации.
Развитые коммуникативные навыки также предполагают наличие умения убеждать. Начальник ставит подчиненным задачу, в то время как лидер делится с коллегами видением и побуждает действовать. Именно на этапе донесения миссии и требуется умение убеждать, причем оно не ограничивается только способностью проинформировать о желаемой картине, но и предполагает способность разжечь страсть в сотрудниках и вдохновить коллектив на совместную работу.
Развитие лидерских навыков: стратегии самосовершенствования и улучшения производительности
Сильное лидерство – это не дар, который человек получает с рождением, а навык, а то, что можно и нужно нарабатывать в процессе повседневной работы. Проблема только в том, что руководители, часто излишне фокусируясь на прокачке hard skills, забывают о развитии социальных навыков. Для начала составьте перечень собственных слабых и сильных сторон. И, конечно же, лучше делать это в сопровождении профессионала, например, коуча, который поможет найти точку объективности и сделать правильные выводы. Кроме того, будет уместна и помощь ментора – более опытного лидера, который поможет разобраться в текущей ситуации, определить зоны роста и, главное, станет напарником по оценке прогресса.
Другой важный момент – установка реалистичных целей в области собственного развития. Предусмотрите как краткосрочные, так и долгосрочные ориентиры, а также результаты, которые будут указывать на достигнутое.
Однако помните, что самосовершенствование для лидера – процесс непрерывный, поэтому будьте готовы к кропотливой и последовательной работе, а также постановке все новых и новых целей.
Лидер как коуч: техники наставничества и поддержки развития членов команды
Сегодняшние бизнес-реалии требуют, чтобы лидеры могли не только управлять командами, но и играть для подчиненных роль тренера, который знает и понимает, когда человеку требуется дополнительная поддержка и мотивация. Таким образом лидер воодушевляет подчиненных искать самостоятельные решения, а не подает собственные готовые идеи. Так реализуется миссия развития персонала и расширения возможностей подчиненных за счет раскрытия потенциала, ободрения и мотивации. Происходит это за счет озвучивания вопросов, которые помогают членам команды задумываться и размышлять над текущими задачами, выявлять и анализировать проблемы. В итоге сотрудники обретают уверенность, которая отражается и на продуктивности, и на личной удовлетворенности.
Кроме того, лидеры, владеющие коучинговыми техниками, предоставляют иной уровень постановки целей, которые не только способствуют развитию компании, но и совершенствованию сотрудника. Часто в компаниях создаются индивидуальные планы развития сотрудников, которые основываются на талантах и пробелах в навыках, а также содержат обязательные шаги и ресурсы, помогающие совершенствованию.