Как выстраивать экологичные отношения с подчиненными – спойлер: не путать с дружбой
Очевидно, что руководителю стоит ладить с сотрудниками. Но допускается ли в этих отношениях фактор дружбы или взаимодействие такого характера способно ударить по продуктивности команды – вопрос, на который часто приходится искать ответ руководителям и лидерам. В этой статье расскажем, как выстраивать экологичные отношения с подчиненными, и опасностях дружбы на рабочем месте.
В чем заключается выстраивание экологичных отношений с подчиненными
Стремление стать начальником, которого любят все, способно привести к ужасным последствиям и для коллектива, и для самого руководителя. Дружеские отношения с подчиненными приводят к тому, что сотрудники получают дополнительные преференции перед другими членами команды, и в итоге страдает не только командный дух, но и другие аспекты деловых отношений. Кроме того, нарушение баланса дружбы и экологичных отношений с подчиненными приводят и к другим малоприятным проявлениям:
- Появление чувства неловкости или беспокойства. Например, в ситуациях, когда сотруднику ставится задача, требующая исполнения в сжатые сроки, или при попытках усилить дисциплину.
- Стремление подчиненного пользоваться собственным привилегированным положением.
- Рост неприязни среди сотрудников, потеря уважения и доверия.
В итоге такая дружба приводит к разобщенности команды, негативно сказываясь и на бизнесе, и на карьерах участвующих сторон. И риски такого развития событий снимают вопрос о том, стоит ли заводить друзей среди подчиненных.
Баланс между авторитарностью и дружеской обстановкой найти сложно, поэтому руководители, особенно в начале карьеры, часто задумываются о том, как выстраивать экологичные отношения с подчиненными.
Рассматривая эту проблему, предлагаем ввести в понятийное поле цель стремления к созданию здоровой рабочей среды – пространства, в котором руководство и сотрудники работают сообща, поощряя здоровые действия друг друга, направленные на благополучие команды и компании. Это понятие выходит за пределы соблюдения условий труда и создания комфортных условий на рабочем месте, поэтому на плечи руководителя, традиционно отвечающего за «погоду в доме», ложится задача укрепления конструктивных и доброжелательных отношений, как собственных – выстраивания экологичных отношений с подчиненными, так и членов коллектива между собой. Да, это потребует ресурса: финансовых вложений, организационного развития, связанного в том числе с трансформацией внутренней культуры компании, но и личной решительности, а также готовности вложиться в этот процесс собственным моральным ресурсом.
Эти усилия окупятся, ведь здоровые отношения в команде влияют на ряд факторов. Среди них например:
- Рост удовлетворённость сотрудников работой, а также мотивации.
- Снижение текучести кадров и случаев отсутствия на рабочем месте.
- Содействие благополучию персонала, а также снижение уровня стресса и заболеваемости.
- Повышение результативности команды, количества инициатив и инноваций, с которыми выступают сотрудники.
- Привитие культуры сотрудничества, поддержки и обмена информацией между сотрудниками.
- Увеличение прибыли и успех бизнеса.
- Создание положительного имиджа и репутации компании.
Счастливый сотрудник – это заинтересованный и продуктивный сотрудник, вот почему нельзя недооценивать значение здоровой рабочей среды для бизнеса.
Как выстраивать экологичные отношения с подчиненными
Мы проводим на работе не менее 40 часов в неделю – и это минимум, не учитывающий переработки, работу из дома, решение производственных вопросов в неурочное время. В таких условиях коллектив часто воспринимается, как вторая семья, задачи которой в условиях агрессивной и турбулентной внешней среды, не ограничиваются только исправным выполнением обязанностей. С учетом такого неблагоприятного фона желательно, чтобы необходимость идти в офис не вызывала внутреннего антагонизма, а достигнуть этого можно, только если в коллективе выстроены экологичные отношения как между руководителями и подчиненными, так и среди линейных сотрудников. В этой связи умение создавать благоприятную рабочую атмосферу становится важным лидерским навыком.
Чтобы обстановка на рабочем месте стала здоровее, рекомендуем воспользоваться следующими рекомендациями, которые помогут создать необходимые условия для не только продуктивной, но и приятной работы:
- Распознавайте собственную предвзятость в отношениях с подчиненными. Предвзятость не только приводит к снижению морального духа в коллективе, но и способна привести к юридическим проблемам, поэтому так важно сохранять осознанность и контролировать собственные стимулы, определяющие тон реплик, обращенных к подчиненным, специфику распределения задач и определения сроков их исполнения.
- Способствуйте поиска баланса между работой и личной жизнью. Печальная для многих начальников мысль, но от того не менее справедливая: работа – это не самое важное в жизни. И работодатели, которые понимают это – выигрывают, ведь никто не способен принести столько пользы общему делу, как сотрудник с развитыми интересами вне офисных стен.
- Остерегайтесь привилегий. Да, каждому сотруднику иногда требуется большее количество внимания и понимания. Но, обнаружив, что вы постоянно входите в положение подчиненного, задумайтесь: а не сигнал ли это об особом отношении. Правильная стратегия здесь – придерживаться баланса между удовлетворением потребностей сотрудника и движениям к целям бизнеса и команды. Если регулярные уходы пораньше с работы, частые отгулы по семейным обстоятельствам, влияют на динамику командной работы, стоит пересмотреть подход к дисциплине.
- Держите границу. Иногда сотрудники делятся личными проблемами с руководителем, но это не значит, что и руководителю требуется выступать с ответным рассказом. Конечно, иногда кажется, что такая взаимность говорит об эмпатии и сопереживании обстоятельствам, в которых оказался подчиненный. Но обратная сторона тому – разрушение границ между сотрудником и руководителем, а также возможное увеличение количества сплетен в отношении начальника, грозящая дискредитацией и потерей уважения.
- Признавайте вклад сотрудников. Используйте разные методы поощрения: и материальные, и нематериальные. И, кстати, одна устная благодарность и даже слово «спасибо» сработает как кирпичик в строительстве экологичных отношений с подчиненными. Поэтому не скупитесь на похвалу – и маленького жеста иногда достаточно, чтобы сотрудник проникся добрыми чувствами и к начальнику, и к делу.
Хвалить хорошую работу – легко, тем более что всем нравится получать комплименты, а вот с конструктивной критикой в адрес сотрудника дела, как правило, обстоят сложнее.
Как выражать критику подчиненным
Чрезмерная или излишне агрессивная критика способна свести на нет усилия по строительству экологичных отношений с подчиненными. Поэтому способность давать конструктивную обратную связь – одно из важнейших качеств современного лидера. Здесь потребуются и осознанность, и умение смотреть на развитие ситуации в долгосрочной перспективе. В частности, прежде чем критиковать подчиненных стоит оценить, будет ли уместным сделать это напрямую или лучше воспользоваться косвенными инструментами. Например, сталкиваясь с нежелательным поведением, свойственным и другим членам команды, вероятно, будет уместнее не обрушивать критику на коллегу в момент совершения этого нежелательного действия, а озвучить наблюдения и рекомендации на общем собрании или направить команде письмо, в результате чего каждый сделает выводы и скорректирует поведение. Мы рекомендуем давать прямую критическую обратную связь, когда сотрудник совершает ошибки в работе, и косвенную, когда происходит нарушение общих правил.
Искусство выстраивания экологичных отношений с подчиненными
Итак, создание здоровой обстановки в коллективе – трудоемкая задача, которая требует баланса между откровенными дружескими отношениями и благожелательностью. Резюмируя содержание этой статьи, расскажем об обязанностях, которые каждый руководитель должен исправно выполнять, чтобы поддерживать экологичные отношения с подчиненными. Среди них:
- Создание здоровой и позитивной обстановки для всех сотрудников без исключения.
- Способность слушать и слышать подчиненных, сохраняя конфиденциальность бесед, когда того требуют обстоятельства.
- Проявление сострадания к сотрудникам, переживающим трудные времена.
- Помощь членам команды в создании и укреплении благожелательных отношений между собой.
- Показывать личным примером, как наилучшим образом выстраивать отношения с окружающими.
Речь идет не о дружбе, а о дружелюбии – добром расположении людей друг к другу. На взаимном уважении и руководстве принципами профессионализма выстраиваются сильные команды, которые приводят бизнес к вершинам успеха. В таких командах не злоупотребляют добрым и внимательным отношением, а укрепляют его, направляя действия и усилия на то, чтобы множить доверие и оправдывать высокие ожидания.