Холотропное дыхание – способ совершить главное в жизни путешествие и разрешить проблемы
Дыхательные практики занимают все больше пространства в умах людей XXI века: вдохи и выдохи по квадрату, энергичные вдохи и размеренные выдохи – часть ежедневного арсенала продуктивного человека. Однако, глубинные дыхательные практики, беря начало в религиозных и духовных учениях, дают человеку больше – соединяют с собой истинным и открывают путь к большему. Холотропное дыхание – яркий пример такой практики, помогающей разрешить сложные жизненные ситуации и совершить путешествие в глубины бессознательного. О сути и особенностях методах, собственном пути в холотропном дыхании рассказал член Высшего экспертного совета кафедры «Трансперсональная психология» Владимир Майков – пионер и основоположник этой практики в России.
Что такое холотропное дыхание
Согласно классическому определению создателей метода холотропного дыхания Станислава и Кристины Гроф, это метод самопознания, самораскрытия, развития и психотерапии. Убежден, что холотропное дыхание не стоит рассматривать только в свете психотерапии или как инструмент для получения нового опыта – это еще и раздвигающая горизонт эволюционная практика.
Холотропное дыхание за счет ритмичных вдохов и выдохов под музыкальные композиции генерирует большую дополнительную энергию, которая дает организму мощный ресурс для глубокой внутренней работы и на базовом уровне действует как генеральная уборка организма. Дело в том, что дыхание – основной физиологический процесс, который заряжает митохондрии – «биологические батарейки», находящиеся в каждой клетке. Этот процесс, который в физиологии носит название цикл Кребса, запускается и ведется дыханием. Также, как большинство приборов и гаджетов в нашей жизни работают от электричества, организм питается энергией митохондрий. Улыбаемся и радуемся – энергия митохондрий. Ходим, работаем, занимаемся спортом – энергия митохондрий. Печалимся, грустим – энергия митохондрий. Без питания человек проживет месяцы, без воды – максимум неделю, а без воздуха – не больше 10 минут. Батарейки разряжаются, машина – останавливается!
Процесс интенсивного дыхания в практике холотропного дыхания заряжает до 100% митохондрии, которые при нормальном дыхании пребывают в полузаряженном состоянии. Эта энергия направляется на что угодно – спортивные достижения, переработку внутренних переживаний, ментальную работу.
Да-да, и эмоции требуют энергии. Судите сами, мозг, занимающий у взрослого человека 2% веса тела, потребляет в спокойном состоянии 30% энергии организма, а при интенсивных переживаниях, внутренней работе до 50-70%. Интенсивная свободная энергия раскрывает потенциал для переживаний исключительной силы, в которых могут быстро «сгореть» старые травмы, душевные и психосоматические недуги.
Главные компоненты холотропного дыхания – техника
- Холотропное дыхание – научно обоснованный метод. Связь интенсивного дыхания с энергией очевидна и исследована. Не в последнюю очередь благодаря трудам исследователя в области физиологии дыхания, доктора медицинских наук И. С. Бреслава, а также врача-психотерапевта, психофизиолога высшей категории, профессора Ю. А. Бубеева, весомая часть книги которого, написанной в соавторстве с профессором В.В. Козловым, – «Психофизиология измененных состояний сознания» – основана на исследовании холотропного дыхания. Ученик Грофа, врач-психиатр Джеймс Эерман запротоколировал свыше 15000 случаев действенности холотропного дыхания для решения широчайшего спектра проблем. Метод подробнейшим образом рассматривается в научном сборнике «Холотропное дыхание. Истоки, история, клинические применения», который мы составили совместно с основателем интегративной психологии, профессором Владимиром Козловым.
- Музыкальное и звуковое сопровождение. Традиция использования музыки для внутренней работы в духовных, светских традициях, психотерапии – имеет очень древнюю и глубокую историю, да и Станиславом Грофом накоплен немалый опыт работы с музыкой как измерением глубинной внутренней работы.
- Карта внутренней территории. Гроф выступил первооткрывателем, описав и обосновав полную карту человеческой души, не только включив в труд академические и духовные исследования, но и предложив собственные области, например, связанные с травмой рождения, в том числе модель базовых перинатальных матриц.
- Уникальная специфическая работа с телом, которая, в то же время, перекликается с другими видами телесно-ориентированной терапии.
- Интеграция опыта, пережитого в практике холотропного дыхания. По итогам сессии участники выражают собственный опыт в виде рисунков мандала. Кроме того, используются и другие психотерапевтические техники: шэринг, проговор, обмен мнениями, рассказ, внимательное слушание.
Нет ни одного компонента холотропного дыхания, который также не применялся бы в других практиках. Но, соединяясь в рисунке холотропного дыхания, задуманном Грофом, техники создают гармоничный исцеляющий танец, придающий жизни глубины и вкуса.
Холотропное дыхание – и метод соло, и дополнительная поддержка
Холотропное дыхание работает, как самостоятельный метод. И я рекомендую взрослым людям раз в год проходить такую «генеральную уборку организма» – сбрасывать напряжение, стресс, чистить и освобождать энергию.
При проблемах, в том числе с отношениями, личным развитием, либо других кризисах холотропное дыхание прекрасно сочетается с классическими методами внутренней работы и психотерапии и усиливает их результативность:
- Гештальт-терапией.
- Процесс-ориентированной психологией.
- Телесно-ориентированной психотерапией.
- Юнгианской психотерапией и др.
Как выбрать проводника в практику
Несмотря на внешнюю простоту, холотропное дыхание – сложный деликатный и интенсивный процесс – глубинные душевные процессы часто не видны нетренированному взгляду. Как и всякая мощная практика, она требует квалифицированного управления и знания алгоритма действий в тонких нестандартных ситуациях, поэтому сессии проводятся только с профессиональным сопровождением. Ведущий сессии должен обладать навыками внимательного присутствия, оказания участникам необходимой поддержки и помощи.
В медицинских институтах самостоятельной работе предшествуют шесть лет вуза и два года ординатуры. Здоровье и безопасность человека – зона повышенной ответственности – и холотропное дыхание не является здесь исключением. Выбирайте в качестве проводника в удивительный мир этой практики сертифицированного инструктора, к подготовке которых предъявляются особые требования. Чтобы получить право вести сеансы, требуется прохождение трехлетнего сертификационного тренинга, включающего в себя:
- Личный опыт холотропного дыхания в позиции клиента и ассистента.
- Опыт личной терапии с учителями тренинга.
- Опыт супервизии – работы с наставником, предусматривающий обратную связь в моменте и ответы на вопросы.
Наконец, данные обстоятельства делают невозможным проведение сессий в режиме онлайн, либо занятия домашним холотропным дыханием.
Кому не подойдет холотропное дыхание
Метод доступен для относительно здорового человека, без конкретных специфических диагнозов. Перед сессией участники в обязательном порядке заполняют медицинскую карту.
К абсолютным противопоказаниям относятся серьезные проблемы, связанные с физическим здоровьем:
- Недавний инфаркт.
- Сердечно-сосудистые проблемы.
- Повышенное кровяное давление.
- Недавние операции травмы.
Кроме того, противопоказано холотропное дыхание при заболеваниях большой психиатрии: шизофрении, маниакальном депрессивном психозе – таким больным требуется 24-часовое наблюдение в стационаре. И только в этих условиях допустимы серьезные сильные интервенции.
Есть и ряд показаний, связанных с душевным и физическим здоровьем. Например, прием транквилизаторов – в этом случае эффект будет намного меньше. Прибегнуть к сессии имеет смысл после отмены препаратов.
О собственном пути в практике холотропного дыхания
В 1980-м году, будучи молодым человеком, который только что закончил физтех, я поступил в философскую аспирантуру института философии Академии Наук СССР и одновременно с этим стал членом Московского трансперсонального подполья. Костяк команды составляли люди, которые переводили труды К. Кастанеды, С. Грофа. Из рук лидера трансперсонального подпольного кружка В. Н. Михейкина я получил его перевод первой книги Грофа «Область человеческого бессознательного». Эта книга, давшая ответы на вопросы, которые я не находил в мировой философской, психологической и духовной литературе, изменила мою жизнь.
Через пару лет вышла другая книга Грофа «Человек перед лицом смерти», которая также была переведена в «Самиздате». А затем в 1985 году я узнал, что в Америке вышла книга Грофа «Beyond The Brain» («За пределами мозга») – из нее-то я и узнал о методе холотропного дыхания. Само холотропное дыхание, созданное в 1975 году, в этой книге было впервые описано, как зрелый метод, по которому были разработаны тренинговые программы и велась подготовка специалистов.
Закончив чтение книги, я сразу начал практиковать. Не смущало тогда даже то, что из списка в 100 альбомов и музыкальных произведений, которые Гроф рекомендовал, у меня имелась только кассета Oxygene Жана Мишеля Жарра. Результат был необыкновенный, с этими новыми переживаниями я познакомил друзей, в том числе нарколога и биохимика Якова Маршака, провел для ближайших товарищей сессии.
Затем этим методом заинтересовался основоположник отечественной школы психонейроэндокринологии и исследователь феномена транссексуальности А. И. Белкин (позже – Главный психоэндокринолог Минздрава Российской Федерации), под началом которого тогда трудился Я. Маршак. Ведомый интересом, Белкин посетил Грофов в Америке, где прошел сессию холотропного дыхания. А вернувшись, вручил мне только вышедшую тогда книгу Грофа «The Adventure of Self-Discovery» («Путешествие в поисках себя»), посвященную методу, и записи аутентичной музыки, попросив подготовиться к проведению первого в СССР семинара. Спустя три месяца состоялся первый трехдневный семинар в Федеральном научном центре психоэндокринологии для 45 участников, в том числе трех профессоров психиатрии. Тренинг прошел с невероятным успехом, а ту книгу я потом издал.
Затем проходили советско-американские конференции, где я выступал, в том числе с докладом о методе холотропного дыхания в Советском Союзе. У руководителя одной из конференций с американской стороны, директора и основателя Института Эсалена Майкла Мюрфи возникла идея усилить сотрудничество двух стран, в том числе в плане траснперсонального развития. В 1989 году по приглашению Министерства здравоохранения СССР в Москву приехали Станислав и Кристина Гроф. Тогда и состоялось наше личное знакомство, я посетил лекцию Грофа в Институте психиатрии и участвовал в семинаре по холотропному дыханию, но главное в числе нескольких россиян – получил приглашение на международную тренинговую программу по подготовке сертифицированных ведущих холотропного дыхания. Обучение проходило с 1990 по 1993 годы, после чего я начал вести семинары по холотропному дыханию в России, через которые прошло уже не менее 20000 человек.
С 2006 по 2012 руководил российской программой Трансперсонального тренинга Грофа, подготовил более 50 специалистов. А в 2020 году принял предложение Германа Грофа возглавить в России новую программу – тренинг «Наследие Грофа». Это масштабная трехгодичная программа подготовки не только по холотропному дыханию, но и гигантскому потенциалу и возможности необычных состояний сознания в ключевых сферах жизни: творчестве, бизнесе, психотерапии, педагогике, творчестве и других дисциплинах.
Почему стоит обратиться к дыхательным практикам
Интенсивное дыхание присутствует в духовных традициях, целительных практиках и даже дыхательных йога-практиках. В суфийском зикре (исламская молитва), чтобы слиться и объединиться со Всевышним, суфии ритмично дышат в среднем по полтора часа под удары бубна и звуки зурны, славя Всевышнего. В ребефинге интенсивное дыхание используется для уборки в мире души и отношений, а также разрешения проблемных вопросов жизненного пути.
Если посмотреть с точки зрения системного подхода, люди – живые многоуровневые системы. То, что управляется властью желания и намерения с помощью ума и внимания – малая часть происходящих в душе процессов. Поэтому важно уметь работать с глубиной души и бессознательным тонкими методами, которыми располагают духовные традиции.
Карл Густав Юнг говорил: мое я, эго, сознание могут ошибаться, но бессознательное связано со всем миром и не ошибается. Юнг следовал бессознательному и из этих опытов возникло здание новой невероятной психологии – архетип коллективного бессознательного.
Первые строфы «Дао Дэ Дзин» гласят: «Дао, которое может быть выражено словами, не есть истинное Дао. Путь, на который можно указать как на путь «Вот он, путь!» – не есть истинный путь». Дао – за пределами слов, указаний, определений, но тем не менее нужно ему следовать и в этом суть даосизма. Или возьмем молитву Оптинских старцев: «Да исполнится воля твоя, Господи, каждый день, каждый миг» – призыв следовать большему и высшему, чем собственная личность.
В основе метода холотропного дыхания – этот проверенный духовной жизнью человечества принцип, отличающийся от, например, направления внимания на решение проблем. Когда человек следует и отдается глубине, действует глубинная мудрость организма, проявляющая слабые, требующие проработки, места. Эти точки роста раскрываются сами через соответствующие переживания, объединяющие человека с глубиной. И в итоге проявившаяся глубина переживаний становится нами – мы возвращаем глубину себе. Когда-то эта глубина была вытеснена в конфликтах или закрыта защитными механизмами, но, решая локальные задачи, человек теряет часть себя: ресурсы, способности, возможности. Однажды задача собрать себя и раскрыться на 100% встанет перед каждым. И в этом случае нет другой работы как возвращать себе Себя, работать со спрятанными травмами. И здесь метод холотропного дыхания проверено и безопасно работает.