Блог
02.10.2025

Дизайн-мышление: как с его помощью создавать продукты

Дизайн-мышление — это способ находить оригинальные решения даже там, где кажется, что все давно известно. Пользоваться им могут представители разных профессий: учителя, предприниматели, эксперты любого профиля и просто граждане. Методика подходит для образования, бизнеса и повседневной жизни.

В новой статье Академии социальных технологий рассмотрим, как работает эта методика и как ее правильно применять.

Что такое дизайн-мышление и его этапы

Концепция дизайн-мышления возникла полвека назад, однако истинное признание пришло спустя годы. Изначально термин появился в научных трудах конца 1960-х годов, но бум интереса к нему случился двумя десятилетиями позднее, когда стало ясно, насколько сильно он расширяет горизонты человеческого сознания.

Главное отличие дизайн-мышления от классических подходов заключается в том, что центральным ориентиром выступает конечный пользователь. Решения принимаются исходя из его потребностей, особенностей восприятия и желаний. Вместо того чтобы сосредоточиться исключительно на коммерческих целях, применяя этот метод, люди стремятся понять, кто станет пользователем продукта и каким образом тот сумеет изменить его жизнь к лучшему. Эмпатия к опыту людей становится отправной точкой последующих этапов проектирования. Только разобравшись, что важно человеку, получится создать продукт, который принесет ощутимую пользу и сделает жизнь комфортнее.

Дизайн-мышление применяет структурированный подход, состоящий из последовательных этапов:

1. Этап эмпатии

Цель первого шага — погрузиться в эмоции и переживания пользователей. Важно поставить себя на место клиента, почувствовать его страхи, предпочтения и мотивы поведения. Так удается выявить истинные нужды, часто скрытые от поверхностного взгляда.

2. Анализ и постановка проблемы

Здесь выполняется обработка полученной информации. Обобщенные сведения помогают определить четкую цель и сформулировать точное понимание проблемы. Важно задать правильный вектор дальнейшего движения команды разработчиков.

3. Генерация

Третий этап направлен на формирование возможных путей решения выявленной проблемы. Здесь приветствуются любые мысли и предположения, так как разнообразие вариантов увеличивает шансы найти решение.

4. Создание прототипа

Созданный на этом этапе прототип станет наглядным примером будущего продукта. Он может, например, представлять собой схему, макет из бумаги или же интерактивную версию программы. Главное требование — возможность демонстрации продукта потенциальным клиентам, чтобы оперативно собрать обратную связь и скорректировать концепцию проекта.

5. Тестирование

Последний этап дизайн-мышления посвящен передаче прототипа пользователям и сбору их откликов. Реакция целевой аудитории помогает объективно оценить справедливость избранных направлений и решений. Положительные отзывы подтверждают верность выбранной траектории, тогда как конструктивная критика сигнализирует о необходимости внесения поправок.

При обнаружении недостатков команда вновь возвращается к началу цикла — либо ищет новые идеи, либо повторно исследует изначальные предпосылки. Постоянное движение вперед и готовность к коррекции планов считаются неотъемлемыми составляющими философии дизайн-мышления.

Главное достоинство подхода — способность резко ускорить процесс принятия взвешенных решений. Быстрая проверка и отказ от бесперспективных идей позволяют экономить время и финансовые вложения, перенаправляя ресурсы на проекты, пользующиеся спросом у аудитории.

Еще одним преимуществом этого подхода является стремление заглядывать в будущее, прогнозируя направление технологического прогресса и эволюцию потребительских предпочтений. Основываясь на анализе текущих потребностей и желаний людей, дизайн-мышление подталкивает компанию к смелым экспериментам и созданию новых решений, которые будут востребованы завтра.

Как понять потребности будущих клиентов

Понимание истинных запросов аудитории — залог успеха в бизнесе. Человек приобретает товары не только потому, что они необходимы функционально, но и для удовлетворения эмоциональных потребностей, статуса или удобства. Современные методы исследования помогают глубже проникнуть в сознание потребителя и выявить скрытые причины его покупок.

Техники выявления потребностей клиентов:

1. Открытые вопросы

В числе важнейших инструментов — умение грамотно ставить открытые вопросы. Подобный подход помогает не ограничиваться короткими утвердительными или отрицательными ответами, а стимулировать клиента поделиться подробностями собственного опыта и восприятия. Примеры вопросов: «Какая проблема беспокоит вас?», «Что случится, если оставить ситуацию без изменений?», «Каким видите идеальный итог сотрудничества?», «Какие варианты решений рассматривали ранее?»

2. Активное слушание

Метод демонстрирует внимание и уважение к мнению клиента, создавая доверительную атмосферу. Переформулируя высказывания собеседника и подтверждая верное восприятие информации, предприниматель добивается большей открытости и честности в отношениях с покупателями. Такой формат коммуникации укрепляет доверие клиента и помогает точнее определить потребность покупателя.

3. Маркетинговые исследования

Исследования играют серьезную роль в создании стратегий развития. Для полного анализа рынка стоит сочетать качественные и количественные подходы, помогающие всесторонне изучить аудиторию и перспективы сбыта. Качественные методы включают фокус-группы, глубинные интервью и наблюдения. Эти инструменты позволяют детально разобраться в восприятии бренда, мотивации покупок и возможных барьерах. Количественный способ сосредоточен на сборе статистически значимой информации, выраженной в цифрах. Анкетирования, опросы и эксперименты предоставляют точные сведения о размерах рынка, сегментации аудитории и результативности рекламных кампаний.

Залог успешного бизнеса — умение слышать клиентов. Часто покупатели сами не знают чего хотят, поэтому важно уметь узнавать их скрытые потребности. Люди чаще возвращаются к тем, кому доверяют и кто их понимает.

Техники генерации идей

Генерация свежих идей необходима бизнесу, проекту или команде для поддержания конкурентоспособности и развития.

Рассмотрим популярные техники:

  • Метод SCAMPER

Это систематический подход, базирующийся на семи принципах: замещение компонентов, комбинирование элементов, адаптация существующих решений. Также в списке модификация характеристик, использование продукта иначе, устранение лишнего и изменение порядка вещей. Применяя эти приемы, предприниматели способны посмотреть на привычную задачу под новым углом, увидеть свежие перспективы.

  • Классический мозговой штурм

Брейншторм — проверенный метод коллективной генерации. Суть метода заключается в свободном обмене мыслями и ассоциациями, возникающими во время дискуссии. Главное правило брейншторма — отсутствие критики и оценки идей на начальном этапе, поскольку цель — количество идей, а не их качество.

  • Метод синектики

Требуется подумать о предмете или ситуации и записать похожие вещи и ассоциации. Потом важно попробовать связать мысль и возникшие ассоциации. Как правило, это рождает интересные идеи.

Деловой мир требует постоянного поиска нестандартных решений, поэтому владение инструментами генерации оригинальных идей считается необходимым условием успеха.

Прототипирование и тестирование в реальных условиях

Прототипирование — важнейший этап проверки концепций и изучения потребностей пользователей. Предназначение прототипа — визуализировать продукт и позволить будущим пользователям ознакомиться с его возможностями. Формы прототипов разнообразны: от набросков карандашом и моделей из простого картона до полноценных рабочих версий приложений.

Время, потраченное на разработку прототипа, должно быть минимальным. Чем скорее продукт попадет в руки пользователей, тем быстрее разработчики получат важные отзывы. Прежде всего, прототип призван подтвердить или опровергнуть гипотезы, выдвинутые командой ранее. Поэтому параллельно с созданием самого прототипа разрабатываются сценарии тестирования, которые позволят удостовериться в правильности выбранного направления.

Тестирование становится следующим шагом. Пользователи знакомятся с продуктом, испытывают его и делятся впечатлениями. Цель теста ясна: проверка первоначальной идеи на жизнеспособность и привлекательность для пользователей. Результаты испытаний служат сигналом для дальнейших действий: продолжать развивать идею, внести необходимые правки или вовсе отказаться от нее, сэкономив время и ресурсы.

В дизайн-мышлении нормально возвращаться назад, если что-то пошло не так. Если прототип оказался неудачным, это не беда, а повод лучше понять, что нужно пользователям. Ошибки полезны: исправив их, компания не потратит зря время и силы. А если реакция положительная, значит, дело движется в правильном направлении.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все