Цифровой профайлинг – технология глубинного понимания
Известно, что значимые открытия, разработки, прорывные явления происходят на стыке нескольких сфер или областей. Именно такой метод представляет из себя цифровой профайлинг. Это инструмент для оперативного сбора и обработки колоссального объема данных разного формата, который дает возможность описывать реальность, обнаруживать связи между событиями и делать прогнозы. О том, что может дать цифровой профайлинг человеку, бизнесу и обществу рассказал заведующий кафедрой «Цифровой профайлинг», кандидат психологических наук, доктор философии Игорь Ниесов.
"Цифра" для психологии
Цифровой профайлинг объединяет две противоположные вещи –психологию – науку о душе – и цифровые технологии. Это сочетание рождает очень эффективный и объективный метод исследования окружающего мира.
Профилированием личности человечество занимается со времен Гиппократа, который придумал первую из типологий в данной сфере.
Цифровые технологии и искусственный интеллект открывают новые среды для познания человека и групп людей, они используются для сбора и обработки информации о человеке, которая проявляется в зависимости от обстоятельств и контекста. Сегодняшнее развитие технологий дает возможность эту информацию собирать из абсолютно разных источников, накапливать ее и обрабатывать. Мы говорим о большом массиве данных, анализ которого для человека невозможен, а современные наработки позволяют это сделать быстро и точно.
Нет одного универсального опросника или теста, который дал бы полную картину мировоззрения человека и определил оптимальные виды деятельности, которые ему подходят. Мы устроены слишком сложно, чтобы измерить это каким-то одним инструментом. Для формирования профиля, изучения особенностей, нужно собирать информацию из разных источников, с применением целого набора способов и инструментов. Цифровое профилирование эту задачу решает, оно позволяет анализировать информацию, выявлять особенности человека, паттерны и закономерности, которые он демонстрирует в поведении, стратегиях, отношении к себе, окружающим, разнообразным явлениям и миру в целом.
Искусственный интеллект и, в частности, модели предикции строят алгоритмы, которые на основании психологических тестов дают прогноз успешности человека в той или иной профессии с точностью, которая превосходит существующие инструменты классической психодиагностики.
Эти данные становятся доступными не благодаря использованию традиционных психотестов, а благодаря изучению паттернов, результатов опросников, времени, которое человек затрачивает на прохождение. Результаты такого изучения обнаруживают черты, свойственные людям определенного склада, подходящим или более эффективным в той или иной профессии. Такая предиктивная психодиагностика является также одним из направлений, которое развивается в рамках цифрового профилирования.
Инструмент для поиска соответствия
Цифровой профайлинг помогает изучить и понять человека, его поведение, особенности личности, мотивы. Специалисты по цифровому профилированию внимательно наблюдают за особенностями поведения того или иного человека, собирают данные о его поведенческих паттернах. Происходит это по результатам, например, прохождения психологических тестов, поведения в интернете, статистики обратной связи от других людей и т.д.
При помощи алгоритмов выявления шаблонов можно вычленить повторяющиеся события, закономерности, которые проявляются в самых разных ситуациях, событиях, контекстах. Эти данные, например, ложатся в основу рекомендаций, где человеку лучше применить свои таланты и сильные стороны. Таким образом обнаруживается соответствие человека и сфер деятельности, которые могут быть ему интересны, а главное - в каких из них он будет эффективен и получит удовлетворение от своего труда.
Представьте, вы приезжаете в Японию с зарядным устройством для своего телефона, которым пользуетесь в России, а там совершенно другая розетка. И без адаптера оно абсолютно бесполезно.
Цифровой профайлинг для HR
Цифровое профилирование активно используется для построения бренда работодателя и всего, что связано с эффективным HR. Одним из таких примеров является построение моделей бренда работодателя, в частности, ЕVP (Employment Value Proposition). EVP – это набор преимуществ, которые сотрудники воспринимают как ценность, которую они получают, работая в компании.
Задача цифрового профилирования в данном случае заключается в том, чтобы построить профиль успешного кандидата на трудоустройство, определить каким требованиям он должен удовлетворять, чтобы быть эффективным для данной компании, какими hard и soft skills обладать. Затем этот профиль применяется при отборе кандидатов, проведении собеседований. Кроме того, подобная оцифровка позволяет сохранять сотрудников в компании, повышать их вовлеченность, мотивированность, создавать для этого необходимые условия. Она формирует среду для проявления потенциала с учетом задач компании и повышения уровня удовлетворенности человека от результатов своей работы. На основе этих данных можно также строить наиболее эффективные планы по обучению и развитию персонала.
Кто такой цифровой профайлер
Специалисты по цифрому профайлингу сочетают в себе противоположные, но вместе с тем комплиментарные – дополняющие друг друга – качества. Они имеют определенные компетенциии в психологии, достаточные для того, чтобы считаться профессионалами в этой области. С другой стороны, для них не представляют сложности алгоритмы, требующие аналитического склада ума, и владеют математической аналитикой.
Например, по первому образованию я прикладной математик, а по второму – психолог. Я написал диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук и защитился как кандидат психологических наук. С начала девяностых годов я разрабатывал автоматизированную систему психодиагностики, применяемую на государственной службе и в крупных структурах. Затем начал преподавать психологию, в том числе в Высшей школе экономики, РАНХиГС, Бизнес-школе РСПП, Московском институте психоанализа.
Специалистов в области цифрового профайлинга также отличают: готовность делиться собственными наработками и знаниями, готовность к получению новой информации и освоению навыков. Именно такое мировоззрение служит своеобразным двигателем прогресса, инструментом для обнаружения простых, но не тривиальных способов решения сложных задач.
В данном контексте особенно важна деятельность Академии социальных технологий, как пространства для обмена информацией, профессиональным опытом на экспертном уровне.
Стив Джобс рассказывал такую историю из детства. Одним из первых его заработков стали деньги, полученные за стрижку соседского газона. Однажды сосед позвал его в гараж и показал какой-то бочонок с приводом - галтовочный барабан, а потом положил в него грязные камни и включил аппарат. Через некоторое время он вытащил из него красивейшие граненые камни. Бившись друг об друга, каждый из них становился все красивее.
Так вот сообщество профессионалов – Академия социальных технологий – это именно такое объединение, где каждый ее эксперт во взаимодействии с другими становится лучше, эффективнее, совершенствует профессиональное мастерство, находит новые пути решения своих задач.
Предназначение социальных технологий – помочь людям осознать себя, лучше понять присущие им ценности и мотивы, а Академия социальных технологий представляет палитру инструментов, которые этому способствуют и, в конечном счете, помогают людям находить себя, духовно и профессионально расти, справляться с трудностями и становиться счастливее.