Блог
23.03.2023

Бизнес-тренинги – технологии для эффективного решения задач

Бизнес-тренинги – это формат обучения, направленный на проработку широкого спектра навыков. Процесс выстраивается в виде практико-ориентированных сессий с целью развития, получения новых знаний, опыта, а также осмысления и систематизации уже полученного опыта. О возможностях бизнес-тренингов для решения задач, стоящих перед компанией, как выбрать тренера, на что обратить внимание, и какие задачи он может решить – рассказывает заведующий кафедрой «Бизнес-тренинги» Академии социальных технологий, управляющий партнер BEST T&D Group Александр Белов.

Зачем нужно бизнес-образование

Бытует мнение, что бизнес-образование не требуется, если есть академическая база. Это в некоторой степени справедливо: институты, университеты, академии готовят и выпускают квалифицированных специалистов, подготовленных к профессиональной деятельности.

Важно понимать, что тренинг – это дополнение к классическому образованию, а не его альтернатива. Это инструмент для развития человека, специалиста, так называемые soft skills, актуальные для современной эпохи и соответствующие миссии и стратегии компании. А вот hard skilss обеспечиваются академическим обучением, погружением в теорию.

Наконец, не всегда есть возможность и острая необходимость идти на второе высшее образование, чтобы получить новые навыки и знания. Эта потребность закрывается бизнес-образованием и, в частности, тренингами, которые позволяют специалисту получить доступ к тем знаниям и методам, которые именно сегодня представляют для него актуальность.

Бизнес-тренинги могут закрыть целый спектр вопросов, связанных с увеличением результативности сотрудников. Например, решить задачи развития управленческих качеств: планирования, организации, контроля, мотивации, принятия решений, управления изменениями, развития стратегического мышления.

Тренер может давать знания и методики, которые подаются в формате коротких лекций, результатов исследований и практических работ, обучать практическим навыкам широкого спектра: от коммуникативных до аналитических, способствовать изменению ментальных установок и проработке мышления участников бизнес-тренинга. Однако, с учетом временных затрат, ориентированности на эффект для бизнеса, основной упор обучения делается именно на работу с навыками. Теория, конечно, также включается в программу бизнес-тренинга, но в максимально прикладном формате – знания можно сразу же применять в работе.

Прокачка некоторых фундаментальных навыков сотрудников, скажем эффективной коммуникации, ведет за собой масштабные изменения в работе организации: увеличиваются продажи, улучшается качество переговоров, повышается эффективность внутренних и внешних совещаний, взаимодействия сотрудников между собой, партнерами, контрагентами. Поэтому ведущие мировые и российские компании имеют собственные корпоративные университеты, которые активно проводят бизнес-тренинги, строят образовательные треки с применением разных социальных технологий, прибегают к экспертизе внешних тренеров.

Какие задачи решает бизнес-тренер

Как правило, тренер в своей работе учитывает потребности заказчика, запрос, сферу деятельности компании, ее корпоративную культуру и ценности. Исходя из этого выстраивается программа тренинга, методика подачи материала. В целом, типологию задач, которые решает бизнес-тренер, можно сформулировать следующим образом:

  1. Прокачка дефицитных компетенций сотрудников, которая выявляется по итогам внутренних измерений, проводимых HR-специалистами.
  2. Развитие сотрудников под бизнес-задачи. Такая потребность может возникнуть из-за уточнения стратегии, политики, запуска продуктов и услуг. С учетом новых задач становится очевидным дефицит необходимых релевантных знаний и навыков, восполнить которые позволяют бизнес-тренинги.
  3. Развитие сотрудников в случаях, когда компания сталкивается с проблемой, для решения которой у команды не хватает компетенций и навыков.

Чем бизнес-тренинги отличаются от тренингов личностного роста

Тренинги личностного роста работают с личными целями, помогают выработать жизненную стратегию, найти ориентиры. Суть их проведения - выгода, которую получит человек, а не организация от его изменений. В то время как бизнес-тренинг, способствуя повышению компетентности сотрудников, решает задачи компании.

Нередки случаи, когда в компаниях проводились тренинги личностного роста вместо бизнес-тренингов и, конечно, они не всегда способствовали решению производственных задач. Участники таких тренингов, посвященных выходу, например, из зоны комфорта, принимали необдуманное решение об увольнении. Не последнюю роль здесь играет и экологичность подходов, применяемых тренером: вывести из зоны комфорта можно травматично, так - что с трудом вернешься обратно.

Должен ли бизнес-тренер иметь психологическое образование

Бытуют два полярных мнения – первое - хороший бизнес-тренер должен иметь психологическое образование и второе – психолог не может быть эффективным тренером. Я знаком со множеством тренеров высокого класса без психологического образования. И знаю столько же прекрасных психологов, ставших тренерами. Все дело в правильной методологии, сильных навыках проведения образовательных мероприятий, которые обеспечивают соответствующие результаты.

Сколько должен длиться бизнес-тренинг

Определение продолжительности тренинга не должно строиться на стереотипном подходе: не меньше двух дней, не больше четырех часов. Вообще тренинг может длиться и немногим дольше получаса - все зависит от уровня мастерства тренера и глубины поставленных заказчиком задач. Например, некоторые запросы можно проработать только в интенсивном формате, например, пятидневных сессий. Это позволяет погрузить участников в контекст, дать возможность прожить тему и проникнуться ею.

Оценка эффективности тренинга

Эффективность тренинга ошибочно измерять только на уровне бизнес-результатов. Бизнесу важно не только сформулировать запрос на изменение, найти под него квалифицированного тренера, но и обеспечить в компании среду для оттачивания полученных в процессе обучения навыков.

Фактически тренер передает своим подопечным алгоритм действий по достижению желаемого результата, учит последовательности действий. Например, после тренинга по развитию навыков переговоров и продаж, производятся замеры продаж, повторного обращения клиентов другие референтные для компании показатели. Если они не растут, это, конечно, может говорить о неэффективности работы тренера, но может указывать и на отсутствие в компании условий для применения новых навыков.

Дело в том, что, если просто пройти тренинг, но не пользоваться знаниями на практике, у участника останется просто эмоциональное впечатление. Поэтому для закрепления результатов тренинга на уровне бизнеса необходима выработка позиции по применению, закреплению и совершенствованию навыков уже в рабочем пространстве.

«Играющие тренеры» и специализация

Многие клиенты стремятся найти тренера с успешным практическим опытом работы именно в сфере своего бизнеса. Руководствуются они тем, что если специалист, например, не эксперт в продажах, то он не сможет провести хороший тренинг на эту тему. Конечно, наличие у тренера релевантного опыта приветствуется, но есть сильные тренеры им не обладающие.

У таких специалистов, как правило, есть другое преимущество - более широкое видение решения запросов, лежащих на стыке компетенций, где важно использование подходов из разных практик и сфер.

Для решения конкретного запроса заказчика оправдан и выбор тренера с точечной специализацией в менеджменте, деловых коммуникациях, продажах и переговорах, стратегическом мышлении, проектной деятельности, командообразовании, управлении изменениями.

Как выбрать тренера

С ростом популярности бизнес-тренингов становится все сложнее выбрать тренера. Активно рекламирующие свои услуги неквалифицированные специалисты, инфобизнесмены без должного опыта работа, а порой и просто мошенники играют плохую службу профессионалам.

Многие наши «коллеги» попросту компилируют авторские программы и методики, продавая своим клиентам совокупности уникальных наработок разных мастеров. При этом они не всегда умеют качественно работать с запросами, не владеют социальными технологиями, фактически дискредитируют эффективность тренингов.

Профессионального тренера характеризует владение следующими компетенциями, описанными Национальным аккредитационным советом делового и управленческого образования (НАСДОБР), в том числе: управление групповой динамикой, методология работы с навыком, проектирование тренингов и развивающих мероприятий.

Выбирая тренера, необходимо изучить его опыт, содержание программы, обратить внимание на членство в профессиональных сообществах. Качественное профессиональное сообщество не только проводит серьезный отбор своих участников, но и заинтересовано в их профессиональном развитии.

Например, кафедра «Бизнес-тренинги» Академии социальных технологий принимает в свои ряды экспертов, прошедших отбор по двум уровням критериев. Таким образом, она гарантировано объединяет эффективных, добросовестных специалистов, ведущих свою деятельность в рамках этических норм. 

Такой подход не только позволяет клиентам выбрать лучших практиков, но и обеспечивает самим экспертам площадку для эффективного нетворкинга и развития. Сильный тренер регулярно обучается, продолжает осваивать профессию, изучает новые подходы и технологии, в том числе проходит специальные тренинги для тренеров. А наличие среди экспертов кафедры профессиональных заказчиков бизнес-тренингов, которые с другой стороны оценивают нашу деятельность, понимают, как выбирать и оценивать специалистов, способствует расширению экспертизы, совершенствованию нашей услуги.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все