Техники психодрамы в онлайне – как терапевту освоить новое пространство
Мы уже рассказывали о том, с какими проблемами работают техники психодрамы, исследующие жизненные ситуации с помощью их воспроизведения и отыгрывания в пространстве сцены. А вот особенности применения психодраматических техники в онлайн-пространстве, несмотря на повсеместность дистанционного общения и консультирования, и для большинства терапевтов, и для клиентов остаются вопросом не до конца изученным. Между тем, сегодня сессии в режиме онлайн стали еще доступнее и комфортнее. Заведующий кафедрой «Психодрама» Виктор Семенов, эксперты кафедры Зауре Тулебаева и Александра Долженко, а также профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета «Консультативная и клиническая психология» МГППУ Виктор Зарецкий рассказали о собственных наработках в части применения психодрамы для групповой и индивидуальной работы в онлайне, а также особенностях и формах этой работы.
С чего начиналась онлайн-психодрама
Феномен психодрамы онлайн мы изучаем еще с 2016 года, то есть задолго до пандемии COVID-19 и локдаунов, давших зеленых свет всевозможному онлайн-общению. Конечно, на заре этой работы сопротивление со стороны профессионального сообщества и непонимание необходимости работы в онлайн реальности, было велико.
Психодрама онлайн сделала большой шаг вперед в своем развитии. Кажется, совсем недавно, это была просто гипотетическая возможность, но сегодня из-за пандемии и кризиса психодрама онлайн превратилась в осознанную необходимость.
В 2017г в институте психодрамы и психологического консультирования была создана рабочая группа по исследованию возможностей применения психодрамы онлайн для групповой и индивидуальной работы. Целью проекта стало обретение и рефлексия опыта в проведении психодрамы онлайн в групповой и индивидуальной работе. В достижении этой цели решались последовательно следующие задачи: провести анализ существующей практики психодрамы онлайн и в других направлениях психологической помощи, провести серию проектно-исследовательских групп для решения проблем проведения психодрамы онлайн, как меняются роли директора в связи с особенностями проведения психодрамы онлайн. каковы особенности применения психодраматических техник онлайн, какие новые возможности открываются для проведения психодрамы онлайн. и какие этические принципы необходимо учитывать в работе онлайн.
В сентябре 2018 года создана Секция Психодрама онлайн при Ассоциации психодрамы России, а в 2019 году прошла I Международная онлайн психодраматическая конференция «Психодрама онлайн: проблемы, поиски, решения», на которой мы представили результаты исследовательской игры «Аптечка психодраматерапевта онлайн: методы быстрого реагирования». Чтобы собрать необходимые материалы провели мастерскую, кстати, также в режиме онлайн, каждый участник которой предложил собственные варианты проведения дистанционных сессий с клиентами и варианты адаптации базовых техник психодрамы.
Таким образом, удалось объединить опыт и запросы коллег, выделить сложности, с которыми психодраматерапевты встречаются в онлайн консультировании. Стало понятным, что такие сессии требуют изменения терапевтического контракта и адаптации техник психодрамы. Кроме того, и участникам, и терапевту требуется заранее прорабатывать технические вопросы, касающиеся выбора площадки, определения резервных источников связи и так далее. Наконец, обнаружились и личные проблемы психодраматерапевтов, которые не способствуют успешным сессиям, но снимаются в личной терапии и супервизии.
В 2020 году на очередной конференции по психодаме онлайн мы провели онлайн-квест «Психодрама онлайн: Terra Incognita», построенный в виде командной игры. Эта идея позволила решить ряд задач, начиная с повышения вовлеченности до демонстрации возможностей программ для онлайн-общения. Кроме того, участники познакомились с динамикой групповых онлайн-процессов и встретились со своими переживаниями, ну а мы – сохранили верность главному принципу обучения психодраме – освоение знаний через игру и непосредственное проживание.
С чем придется столкнуться психодраматерапевту в онлайн пространстве
Как правило, и это доказывает наш опыт и исследования, терапевты, начинающие онлайн-практику, проходят следующие стадии развития:
- Отрицание.
- Изучение интернет-площадок.
- Стремление использовать знакомые по очной работе техники психодрамы в онлайне.
- Трудности, вызванные параличом спонтанности, растерянность.
- Осознание того, что онлайн требует изменения подхода.
- Изучение различий и схожих черт дистанционной и очной работы.
- Развитие новых навыков.
- Возврат к спонтанности.
- Рефлексия нового опыта.
Формулирование этих стадий помогло составить соответствующую программу обучения психодраме, которая дает ответы терапевту на этом пути.
Как изменяется роль директора в онлайн-психодраме
Онлайн-пространство не только трансформирует роли директора, но и добавляет новые. К привычным ролям терапевта, аналитика, режиссера и группового ведущего добавляются роли кинорежиссера и технического директора.
Заметим, что освоение онлайна невозможно без этой последней роли, которая к тому же влияет на исполнение других директорских ролей.
Трансформация контракта для онлайн работы
Терапевтический контракт для онлайн-психодрамы учитывает ряд вопросов, в том числе касающихся конфиденциальности, к которой в интернет-среде уделяется повышенное внимание; организации рабочего места; внешнего вида; исключения использования других устройств и программ на сессиях. Кроме того, участники договариваются о видео- и аудиозаписи и использовании дополнительных средств связи, в которых сессия будет продолжена в случае сбоя.
Как строится психодраматическая сессия в онлайне
Занимаясь дистанционным консультированием, психодраматерапевты используют как адаптированные из очной практики инструменты, так и те решения, что предлагаются площадками для удаленного общения. Например, виртуальные доски, общие и групповые чаты, сбор обратной связи, работа в малых группах и ряд других.
На стадии Действия протагонист определяется с помощью опросов, голосований, отключения и включения камеры.
Сцена строится как в пространстве протагониста, так и в пространстве дополнительных Я. В первом случае протагонист будет строить сцену в собственной комнате, обеспечивать ее видимость для других участников, во втором – как правило, участникам, играющим в драме, предлагается оставить камеру включенной, а для создания сцены использовать виртуальный фон или другой функционал онлайн-площадки. Кроме того, сцену иногда выстраивается на виртуальной доске – это доступно в Zoom или Miro.
В случае, если протагонист не располагает возможностью использовать подручные предметы, их выбирает директор в своем пространстве, а протагонист – задает им роли.
При этом онлайн позволяет включать в пространство сцены свет и цвет, звуки, видеозаписи, а протагонист вправе менять расположение участников на экране. Конечно, это накладывает дополнительную ответственность на «технического директора», который должен учитывать технические возможности участников.
Во время драмы директор озвучивает собственные действия, действия протагониста и дополнительных Я.
На этапе дублирования участник, выбранный на роль дубля, отражает изменения в имени на онлайн-платформе. Здесь же можно подключить других участников, использовать наушники для дополнительного стереоэффекта, уходить из кадра и отключать видео, а групповое дублирование – проводить в чате.
Обмен ролями и использование техник психодрамы в онлайне
Физического обмена ролями в онлайн-пространстве не происходит – протагонист продолжает пребывать в собственном пространстве. В этой связи, когда он «встает на место» дополнительного Я, его роль проговаривает участник, играющий эту роль (или дубль). Если роль дополнительного Я заключена на предмет, то происходящее озвучивает дубль или дополнительное Я. Обмен ролями сопровождается репликами директора, который озвучивает происходящее и направляет участников.
Используются в онлайн-сессиях привычные инструменты, например: зеркало, пустой стул, социальный атом, геносоциодрама и другие техники психодрамы. При этом они адаптированы под интернет-пространство, а в некоторых случаях онлайн даже позволил расширить их, что только открывает для психодраматерапевтов возможности по созданию новых техник.
Видоизменяется в онлайне и этап шеринга – с большей тщательностью производится деролинг дополнительных Я и тех предметов, которые использовались на сессии, меняются и имена на платформе к первоначальным.
Для поддержки протагониста используются сообщения в чате, смайлики, другой функционал интернет-платформы.
Добавим, что во время онлайн-сессий участники видят себя на экране, а вот как это влияет на процесс – еще только предстоит узнать.
Этические проблемы онлайн-психодрамы
Дистанционная работа обнажила перед психодраматерапевтами, да и терапевтами других направлений, ряд этических проблем, не описанных этическим кодексом клиент-терапевтических взаимоотношений.
В этой связи рабочая группа Секции Психодрама онлайн сформулировала предложения, которые могли бы пополнить этот кодекс.
Среди них, например: повышение роли ответственности психодраматерапевта, принимающего решение об использовании онлайн-формата для того или иного клиентского случая, а также его допуска к групповой работе.
Конечно, онлайн-пространство требует большего внимания к вопросам конфиденциальности. Участники принимают то, что будут находиться в одиночестве и в отдельном помещении, не совмещая сессию с другими процессами. При этом терапевту требуется заострить внимание на вопросах конфиденциальности, а также прикладывать дополнительные усилия к тому, чтобы пространство совместной работы оставалось безопасным.
Другой аспект – расширение географии консультирования. Стоит понимать, что когда клиент и терапевт выходят на связь из разных стран, то последний руководствуется законодательством и нормами, принятыми профессиональными объединениями, страны пребывания. Этот и другие вопросы, в том числе и порядок оплаты услуг, обязательно обговариваются отдельно.