Блог
07.09.2023

Самопрезентация – воспользоваться шансом оставить о себе правильное впечатление

Умение рассказывать о себе емко и лаконично, давая собеседнику 100% необходимой информации, представляющей вас в самом выгодном свете, но при этом не перегружая монолог лишними деталями – крайне важный навык для построения успешной карьеры и создания крепких личных отношений. Но так уж повелось, что самопрезентации, которые происходят как в режиме один на один с собеседником, так и в присутствии группы людей, не приносят ничего кроме стресса. И дело здесь не в скромности, а в пренебрежении подготовительной работой, которая помогает собрать и сформулировать релевантные для той или иной аудитории тезисы, а также проработать детали подачи: речь, мимику, жесты. В этой статье Академия социальных технологий расскажет, о некоторых из моделей самопрезентации, которые помогут подготовиться к моменту, когда предстоит рассказать о себе.

Зачем учиться самопрезентации 

Самопрезентация требует уверенности – человек часто сомневается, стоит ли делиться тем или иным фактом о себе, предается беспокойствам о том, что подумают другие, поэтому вместо того, чтобы «взять микрофон» и начать говорить, замыкается в себе и молчит. И в итоге теряет возможности! Такая стратегия не только бесполезна, но и опасна – не используя силу самопрезентации сложно добиться желаемого.

Чтобы ярко представить себя окружающим, требуется подготовка. На образ, который сформируется у слушателей, будет работать не только то, что говорит человек, но и как он это делает. Играет роль и внешний вид: одежда, прическа, макияж, движения и позы. Кроме того, умение рассказывать о себе требует осознания собственных сильных и слабых сторон, ценностей и целей. Конечно, чтобы произвести эффект на аудиторию, ее нужно знать.

И это только подчеркивает необходимость предварительного изучения портрета предполагаемого слушателя, что поможет определить, какие из фактов личной и профессиональной биографии могли бы быть релевантными. Не обойдется самопрезентация и без гибкости – недостаточно выступить с монологом и проигнорировать обратную связь, поступающую как по вербальным, так и по невербальным каналам коммуникации. Дело в том, что игнорирование реакции слушателей закрывает доступ к управлению впечатлением, который сложится о вас у аудитории.

Потребность рассказать о себе возникает в разных сферах жизни, поэтому перечислим некоторые из тех ситуаций, в которых ошибки в самопрезентации могут стоить очень дорого:

  • Интервью, как в качестве интервьюера, так и в качестве интервьюируемого.
  • Знакомство с коллегами, деловыми партнерами и клиентами.
  • Подбор новых кандидатов в команду.
  • Поиск новой работы.
  • Налаживание новых связей.
  • Презентации проектов, товаров и услуг.

В каждом из перечисленных случаев первое впечатление, которое сложится о вас у собеседника, определяет судьбу дальнейшего партнерства. Дело в том, что самопрезентация – верный способ укрепить личный бренд и профессиональную репутацию, завести новые знакомства, и освоить это мастерство – легко, если уделить подготовке должное время.

Сила первого впечатления 

Как правило, человек рассказывает о себе, кто он, чем занимается и то, что другим требуется знать о нем в том или ином конкретном случае. Самопрезентация в хорошем примере охватывает все три указанных аспекта, а по ее итогу собеседник на 100% понимает, с кем взаимодействует. Полученная информация помогает сделать вывод о перспективах продолжения личного или делового общения, соответствии целей коммуникации и ценностей.

Удачное знакомство поможет наладить деловые связи, обрести новых друзей и партнеров. Но только в том случае, если первое впечатление, сформированное при знакомстве, было положительным. Парадокс заключается в том, что первое впечатление сохраняет значение гораздо более длительное время, чем формируется. И вот в чем опасность пренебрежительного отношения к самопрезентации: неправильное представление о компании иногда складывается в первые секунды общения с ее представителем. Исправить положение будет крайне трудно, а этот опыт взаимодействия рискует так и остаться единственным воспоминанием о компании.

Поэтому развитие коммуникативных способностей и, конечно, навыков самопрезентации, становится приоритетным для тех личностей и компаний, которые нацелены на плодотворные профессиональные отношения, а также выстраивание долгосрочных взаимоотношений с окружающими.

Самопрезентация – как произвести хорошее впечатление

Главное правило безукоризненного первого впечатления – искренность! Будьте открыты и проявляйте по отношению к партнеру по коммуникации позитив – это поможет произвести правильное впечатление и запомниться собеседнику. Кстати, в этом контексте позитив становится величиной особенно важной: даже, если в процессе развития деловых или личных отношений, возникнет негативный опыт, купировать его будет гораздо проще, благодаря силе того первоначального позитивного импульса.

Тем, кто только начинает осваивать мастерство самопрезентации, рекомендуем заранее подготовить то, о чем планируете говорить, а также попрактиковаться в речи. Важно звучать естественно, а не выпаливать заученные фразы. Дело в том, что гибкость в диалоге с другими поможет продемонстрировать индивидуальность – а это качество сегодня ценится превыше всего.

Чтобы преуспеть в искусстве самопрезентации, придерживайтесь следующих правил:

  • Здоровайтесь: для мужчин обязательным элементом становится рукопожатие, для женщин – устное приветствие.
  • Учитывайте контекст: место, окружающую среду, цель встречи, а также состав участников.
  • Традиционно самопрезентация включает в себя фактические сведения: имя и фамилию, профессию и род деятельности, должность и компанию. Не забудьте добавить в представление несколько запоминающихся деталей – это произведет впечатление на собеседника.
  • Не ограничивайтесь только должностью и названием компании – не исключено, что эти сведения не будут исчерпывающими для собеседников, поэтому стоит объяснить, чем занимается компания и что конкретно делаете вы.
  • Если того требует ситуация, расскажите, над каким проектом вы сейчас работаете и прошлом опыте, поделитесь другими деталями, которые посчитаете заслуживающими внимания.
  • Упомяните о собственных ценностях – расскажите о том, почему вы уделяете время тому, чем занимаетесь, чем это важно. Здесь хорошо сработают приемы сторителлинга и рассказывания историй, которые покажут, какими принципами вы руководствуетесь и что вас мотивирует.
  • Будьте бдительны к языку тела – движения, мимика и телесные проявления способны сказать о человеке больше, чем слова. Попробуйте потренироваться перед зеркалом: расслабьте и отведите назад плечи, приподнимите грудную клетку и подбородок, улыбнитесь – будьте неотразимы!
  • Не игнорируйте значение внешнего вида. Собираясь на встречу, подумайте о том, в какой роли требуется предстать перед собеседником. Прислушайтесь к советам экспертов в области имиджа: какой эффект вы хотите произвести, такую одежду и подбирайте. Вариаций здесь множество: уверенный в себе карьерист, журналист или писатель-фрилансер, творческая личность – с учетом намерения и целей общения и стоит составлять гардероб. Удерживайте фокус не только на одежде, но и аксессуарах, украшениях, макияже, маникюре и прическе (для женщин), а также гаджетах, которыми планируете пользоваться на встрече.
  • Вежливо завершайте встречу – поблагодарите собеседника или группу, с которой общались, за уделенное время и выразите надежду на продолжение диалога.

Как писать о себе

Самопрезентация – формат не только устной речи, но и письменной. Мы рассказываем о себе в социальных сетях, на ресурсах отраслевых сообществ и сайтах конференций, на которых планируем выступать, представляемся потенциальным партнерам, пытаясь начать диалог в электронной почте. Задача здесь сформулировать такое краткое послание, которое бы передавало ваш профессионализм, опыт и индивидуальность – то есть все то, что делает вас вами. Недостаточно просто перечислить факты биографии – обращайтесь к «собеседнику», также как бы делали это при личной встрече, пишите от первого лица. Постарайтесь представить, какие вопросы мог бы задать партнер коммуникации в очном формате, и постарайтесь ответить на них в тексте.

Как выстроить самопрезентацию 

Попробуйте использовать в речи разное время повествования:

  • Настоящее время: «Добрый день! Меня зовут Карина, и я event-manager. Специализируюсь на организации клиентских мероприятий для лидера сегмента розничной торговли в России».
  • Прошедшее время – к предложенному выше формату представления добавляются сведения из прошлого: «В университете изучала маркетинг и рекламу. А до того, как уйти из найма и начать собственную практику, шесть лет работала в крупнейшем в России PR-агентстве. Вместе с командной агентства выиграла отраслевые премии за 2021 и 2022 годы».
  • Будущее время – фразы о будущем передают энтузиазм говорящего относительно предполагаемого развития событий. В случае с вариантом самопрезентации, приведенной в примере, для Карины упоминание будущего могло бы проиллюстрировать ее чувства и то, насколько она вдохновлена проектом, к которому она планирует присоединиться. Звучать это могло бы так: «Уже вижу, какие решения в части оформления площадки, можно было бы реализовать. Скажу честно, работать над этим проектом – большая честь!».

Использование схемы «настоящее-прошлое-будущее» – добавит красноречия и убедит собеседника в том, что с вами можно и нужно иметь дело. Использование этого подхода облегчает задачу и структурирует информацию, которой предстоит поделиться. Кроме того, ничто так не действует на слушателей, как позитив и энтузиазм, а упоминание будущего как раз и поможет усилить этот эффект.

Самопрезентация – не только слова, но и дела

Человек часто оказывается в профессиональных или жизненных ситуациях, когда требуется уделить время самопрезентации и выступить с рассказом о себе. Случается, что эффект этого представления уничтожает мучительно долгая пауза, во время которой человек сосредоточенно думает, как и что поведать собеседнику. Еще хуже, когда эта заминка сопровождается нервозностью и беспокойством. Распространен и другой вариант: по очереди представляются несколько человек, а вы, не слушая других, прокручиваете в голове реплики, которые были бы уместны в этой ситуации… И в итоге, пропускаете то, чем поделились другие. Поэтому будет полезно заготовить вариант самопрезентации, который в краткой и лаконичной форме даст собеседнику 100% информации о том, кто вы и чем занимаетесь.

Наконец, стоит помнить, что самопрезентация и первое впечатление – величины важные, но ни в коем случае не единственные! Когда доходит до дела и непосредственного взаимодействия по конкретному вопросу, важно соответствовать образу, сформированному в начале общения. И здесь фраза «Сказать – легче, чем сделать» может сыграть злую шутку, ведь словам надо будет соответствовать, следуя правильным стратегиям и тактикам, которые помогут подтвердить произнесенные слова на практике.

 

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все