Ошибки коммуникации – учимся сохранять коммуникационную прозрачность в коллективе
Дейл Карнеги считал, что 90% всех проблем управления вызваны недопониманием. И с этим утверждением сложно не согласиться: сильные команды выполняют работу без ошибок коммуникации, уверенно и слаженно двигаясь от задачи к задаче. Однако, подобная картина – скорее исключение, чем правило. Способность и готовность изъясняться у всех сотрудников разная, поэтому иногда в процессе делового общения без внимания остаются важные факты, появляются недосказанности и конфликты. О том, к чем приводят ошибки коммуникации на рабочем месте и как их избежать, рассказывает Академия социальных технологий.
К чему приводят ошибки коммуникации
Недопонимание – частая проблема для многих сфер жизни. И, если в личных отношениях ошибки коммуникации, могут быть забавными и легко поправимыми, то на работе недопонимания приводят к путанице, снижению производительности и провалам в крупных проектах. Успешный бизнес строится на эффективном общении и совместной работе сотрудников, а ошибки коммуникации сводят все усилия по командообразованию и налаживанию бизнес-процессов на нет. Сложнее ситуация обстоит, когда недопонимание продолжает оставаться неявным на протяжении длительного времени. Поэтому для руководителя крайне важно выстраивать прозрачную коммуникацию с подчиненными, а также владеть навыками предотвращения и разрешения конфликтов. В этой связи принимает особое значение необходимость разработки планов и процедур по устранению недопониманий, предполагающих в том числе обучение команд и лидеров по усилению коммуникативных навыков.
Наиболее распространенный вариант ошибок в коммуникации – не говорить ничего вообще. В частности, человек считает, что лучше молчать и держать язык за зубами, потому что окружающие могут неправильно истолковать его слова. И это частая проблема для офисов – сотрудники предпочитают воздерживаться от обмена своими мыслями, идеями и мнениями. В итоге не раскрывается ни потенциал сотрудника, не оптимизируется положение дел в коллективе. Другие примеры ошибок коммуникаций в деловом общении: «я выполняю свою работу, но меня никто не ценит», «мне платят меньше, чем я заслуживаю», «мне скучно – начальник не ставит мне интересных задач», «никто в офисе не заботится друг о друге, каждый печется о своих интересах». Такие проблемы «лечатся» информированием команд о реальном положении вещей и разъяснительной коммуникацией, а также воспитанием культуры обратной связи, позволяющей сотрудникам делиться этими соображениями, не дожидаясь возникновения серьезных проблем. Дело в том, что часто оказывается, что в компании установлены заработные платы выше рынка, а непосредственный руководитель просто не готов или не умеет вкладываться в развитие сотрудника.
Если вы хотите уменьшить количество недопониманий, говорите четко и отбросьте предположения, стремитесь убедиться, что вас правильно поняли. Избежать ошибок коммуникации, значит, прилагать усилия к общению. Владеть мастерством общения – сложное искусство, ведь недопонимания могут возникать даже тогда, когда люди пытаются выражаться как можно яснее.
Причины ошибок коммуникации на рабочем месте
Крайне сложно на 100% искоренить недопонимания на рабочем месте, поэтому стоит сконцентрироваться на выявлении причин, ошибок коммуникации, что поможет предотвратить возникновения подобных оплошностей в будущем. Среди них, например:
- отсутствие вовлеченности среди сотрудников;
- отсутствие понятных целей и задач;
- недостаточная управленческая компетентность руководителя;
- неразвитые навыки межличностного и невербального общения;
- неумение запрашивать и пользоваться обратной связью.
Чтобы избежать подобных ситуаций, воспользуйтесь следующими советами, которые помогут поднять коммуникации в командах на новый уровень:
- Общайтесь четко и придерживайтесь ключевых моментов – когда вы ставите задачи членам команды, придерживайтесь основных тезисов. Будьте ясны и лаконичны, стремясь избежать путаницы. Старайтесь ограничиваться только вопросами, относящимися к делу и не отклоняться от темы. Четко определите, когда и что должно быть выполнено, зафиксировав конкретные сроки исполнения.
- Сосредоточьтесь на предстоящем разговоре – общаясь с сотрудниками, уделяйте им все свое внимание. Ошибки в коммуникации возникают намного чаще, если одна из сторон разговора, отвлекается на телефонные звонки или поступающие сообщения в мессенджерах.
- Общайтесь с сотрудниками после общих совещаний – далеко не всегда планерки дают ответы на все вопросы, возникающие в головах членов команды. Поэтому найдите время, чтобы пообщаться с каждым отдельно, чтобы убедиться, что они понимают, что им нужно делать и, если требуется, прояснить заблуждения. Кроме того, когда отдельные пункты повести совещания выливаются в протяженные обсуждения, стоит собраться после встречи для обсуждения в малой группе. Это и с экономит время участников встречи, и поможет сконцентрироваться на проблематике.
- Проясняйте ожидания – ошибки в коммуникации произойдут с большей вероятностью, когда команда начинает новый проект или в коллектив приходит новичок. На подобных этапах стоит убедиться, что команда понимает, чего вы от нее ожидаете. Подробно расскажите об ответственности и целях каждого отдельного сотрудника. Позаботьтесь о системе напоминаний и оценке хода исполнения проекта, которая будет держать в курсе заданий и избегать срыва сроков.
- Подготовьте follow-up письмо – по итогам встречи направьте сотрудникам письмо, излагающее зафиксированные поручения и задачи. Это даст команде дополнительные разъяснения и наглядное понимание того, что от них требуется.
- Будьте активным слушателем – общение подразумевает не только донесение информации, но и слушание. Обращайте пристальное внимание на то, что говорят коллеги, при необходимости подводите итог их сообщения, подчеркивайте моменты, которые считаете основными проблемами.
- Не полагайте на информацию, поступившую от третьих лиц. Передача информации из уст уста приводит к потере важных деталей и искажению сообщения, что часто приводит к недопониманию. Поощряйте сотрудников обращаться непосредственно к вам в случае возникновения вопросов, а не к коллегам, ответы и комментарии которых могут быть неточными.
Ошибки коммуникации при общении онлайн
Уже давно многие производственные вопросы решаются в онлайн-формате. И хотя сложно представить деловую среду без переписки в электронной почте или мессенджерах, ошибок в таком формате общения меньше не становится. Онлайн-коммуникации становятся доминирующим способом общения и взаимодействия, поэтому следование перечисленных ниже рекомендациям становится обязательным для тех, кто заинтересован в том, чтобы преуспеть в выбранной профессиональной сфере:
- Да-да, это нулевое правило – базис, на котором держится вся дальнейшая коммуникация – соблюдение правил приличия, норм грамматики и синтаксиса. Не стоит «тыкать» в чатах, если не это не лежит в основе корпоративной культуры компании, тщательно вычитывайте свои сообщения на предмет ошибок, в том числе логических, а также пропущенных слов и недосказанностей.
- Будьте пунктуальны и придерживайтесь установленных временных рамок – не стоит делиться с коллегой внезапно посетившей вас в десять часов вечера мыслью, установите отложенную отправку сообщений или наберите сообщение, которое отправите утром. Право на личную жизнь остается незыблемым даже для онлайн коммуникаций.
- Пишите кратко – удалите ненужные выражения, не влияющие на смысл послания, это и расфокусирует собеседника, и потребует большего времени для предоставления обратной связи.
- Не злоупотребляйте – иногда деловая переписка в мессенджерах кажется менее формальной, что побуждает поделиться с собеседником фактами из личной жизни. Да, оставаться человечным даже в профессиональном поле важно, но подобную информацию стоит транслировать, имея на то веские причины, в противном случае коллега может почувствовать себя некомфортно, что также не приведет к результативному решению рассматриваемого вопроса.
Как быть конструктивным в деловом общении
Конечно, конфликты и конфронтация – естественная часть и личной, и профессиональной жизни. Разногласия иногда проливают свет на истину, помогают оптимизировать бизнес-процессы и совершенствовать компанию. С одной оговоркой – речь идет о конфликтах, возникающих с не с целью перетягивания одеяла на себя, а когда стороны действительно заинтересованы в наилучшем разрешении того или иного профессионального вызова, но разность позиций не позволяет им прийти к общему знаменателю.
Поддерживать продуктивную деловую атмосферу в коллективе помогают принципы конструктивного общения, которые помогут избежать ненужных и неэкологичных конфликтов, а также обращать разногласия в рост. К ним относятся, например:
- Обсуждайте проблему, а не человека – прекратите ссылать на личные качества сотрудника: «Вы недостаточно внимательны и пропустили ошибку» и этим, в свою очередь, провоцировать коллегу на ответную оборонительную реакцию. Столкнувшись с огрехами в работе, констатируйте факты, предлагайте пути разрешения ситуации.
- Цельтесь в будущее, а не застревайте в прошлом – то, что уже произошло не изменить, поэтому обращение за обращением к делам давно минувших дней, вряд ли можно считать конструктивной стратегией. Вместо этого уделите время тому, чтобы обсудить с командой и отдельными сотрудниками, как избежать подобных вещей в будущем и какие действия для этого требуется предпринять.
- Будьте конкретны – сторонитесь обобщений и эмоциональных реакций, постарайтесь сначала найти корень проблемы, а затем переведите разговор в конструктивное русло. Выясните требующиеся факты, задав уточняющие вопросы, исходя из полученной информации формируйте полную картину события.
- Оперируйте фактами, а не мнениями – не ссылайтесь на мысли окружающих и их личную оценку событий, приводите собеседникам фактическую информацию, а дальнейшие действия планируйте на том, что доподлинно известно.
- Используйте «Я-сообщения» – говорите от своего лицо, не обвиняя собеседника и не делая предположений. Чтобы научиться этой технике, воспользуйтесь следующей схемой: расскажите, что думаете о ситуации или задачи; приведите конкретные и осязаемые примеры последствий ситуации для бизнеса; поделитесь тем, что планируете делать в текущих условиях. Например, «Я чувствую разочарование, когда вы в очередной раз срываете сроки исполнения поручения, потому что задачи, которые вы выполняете, увязаны на множество других процессов. Это не позволяет всей команде работать эффективно. Я хотел бы не менее двух раз в неделю встречаться с Вами и контролировать реализацию проектов».
Попытки избежать ошибок коммуникации проваляться без развитого самосознания и сосредоточенности на решении профессиональных задач. В этой связи рекомендуем задумываться о реакции, которую вы хотите получить заранее, затевая тот или иной разговор. И, конечно, начинать беседу, когда вы сердиты или подавлены, испытываете негативные эмоции не лучшее решение. В таких случаях сделайте паузу и вернитесь к общению позже. Дело в том, что напористость, приправленная эмоциями, способна значительно снизить эффективность коммуникации, что не поспособствует конструктивному решению профессиональных задач.