Как системно развивать управленческие навыки в компании
Перед компаниями часто встает сложный выбор: вкладывать средства в привлечение готовых топ-менеджеров с престижными дипломами или же поэтапно развивать потенциал собственных сотрудников, начиная почти с нуля.
В новой статье Академии социальных технологий рассмотрим, как компании могут выращивать лидеров, создавая атмосферу, где постоянное самосовершенствование становится частью рабочего процесса.
Почему «родился руководителем» — миф
Существует распространенное мнение, будто лидер сразу обязан обладать ответами на проблемные вопросы, видеть картину целиком и знать секреты успеха. Однако истина в том, что никто не рождается готовым лидером. Навыки руководства формируются и развиваются с течением времени.
Навыки управленца представляют собой совокупность компетенций и способностей, необходимых для планирования, организации, мотивации и контроля как человеческих ресурсов, так и бизнес-процессов внутри организаций. Эти навыки помогают руководителям добиваться поставленных целей, мотивировать коллектив и адаптироваться к переменам. Важно, что эти навыки можно и нужно развивать.
Часто говорится: «Чтобы стать руководителем, нужно сначала стать им». Это значит, что для начала стоит морально подготовиться и научиться мыслить как лидер еще до получения официального назначения. Прежде чем взять на себя ответственность за коллектив, важно освоить искусство не только вдохновлять, но и контролировать подчиненных, обеспечивать выполнение поставленных задач.
Переход от роли специалиста к управленческой позиции требует изменений:
- смены привычного мышления;
- освоения новых видов деятельности;
- умения рассматривать задачи с разных перспектив;
- готовности принимать проблемы и искать решения.
Этот путь сложен и требует временных и интеллектуальных затрат. Без четкого понимания конечной цели и необходимой мотивации такой переход бывает затруднительным.
Ошибки неизбежны даже для опытных руководителей. Важнейшим качеством становится умение исправлять промахи и принимать альтернативные решения. Руководители, склонные винить обстоятельства или окружающих, демонстрируют отсутствие готовности к самокритике и совершенствованию компетенций. Признание ошибок и способность находить новые пути решения — также навыки лидера.
Основные управленческие компетенции
Успех компании напрямую определяется уровнем профессиональных компетенций топ-менеджеров. Обладая необходимыми навыками, менеджер способен принимать взвешенные решения, управлять ресурсами и справляться с повседневными задачами. Это обеспечивает компании повышенную конкурентоспособность, устойчивость к внешним изменениям и помогает достижению намеченных целей.
Главные компетенции управленца:
- Лидерство. Умение вдохновлять команду, раскрывая ее потенциал.
- Командная работа. Способность выстраивать продуктивное взаимодействие с коллегами и подчиненными, стимулируя совместные усилия для достижения общих целей.
- Гибкость и адаптивность. Быстрое реагирование на изменения в рыночной среде, умение превращать кризисные ситуации в возможности для роста. Включает в себя видение новых перспектив, принятие оправданных рисков и креативный подход к решению бизнес-задач.
- Стратегическое мышление. Формирование краткосрочных и долгосрочных планов, прогнозирование рисков и анализ процессов.
- Стрессоустойчивость. Управление собственными эмоциями и предотвращение профессионального выгорания у членов команды.
- Эмоциональный интеллект, или EQ. Чувствительность к настроениям и эмоциям сотрудников, что помогает управлять коллективом. Также EQ помогает выстроить взаимодействие с внешними контрагентами, включая умение убеждения собеседников.
- Организаторские способности. Навык правильно структурировать процесс, расставлять приоритеты и добиваться достижения целевых показателей в обозначенное время.
Помимо перечисленных компетенций, руководитель должен быть привержен принципам этики, ответственности и конфиденциальности, что укрепляет доверие внутри компании и за ее пределами.
Как системно развивать эти навыки?
1. Ситуационное лидерство: гибкость вместо иерархии Теория Херси и Бланшара актуальна в VUCA-мире. Руководитель – не «капитан», а «настройщик», адаптирующий стиль под зрелость команды. И важно учить руководителей быть наставниками и менторами, которые помогают расти сотруднику, думать и принимать решения! Новые руководители часто застревают в ловушке «двойного кризиса»: недостатка опыта и страха потерять авторитет.
Решение – scaffolding-подход:
Этап 1: четкие алгоритмы (например, схема принятия решений из 5 шагов)
Этап 2: кейс-стади с наставником в режиме «тень лидера». Этап 3: самостоятельные эксперименты с системой «мягкого фидбэка». 2. Эмоциональный интеллект: 58% конфликтов возникают из-за ошибок в интерпретации эмоций (Harvard Business Review). EQ в таких условиях становится инструментом управления рисками, а метод DISC – ключом к пониманию различий в поведении, что ускоряет решения и укрепляет доверие.
3. Индивидуальные траектории: обучение как ДНК. Метод 70:20:10 дополняется AI-рекомендациями. Пример: Google Career Canvas строит карты навыков на основе пробелов в проектах и поведенческих паттернов.
4.Культурный код: инженерия ценностей. Культура – операционная система, а не фольклор. По Шейну, ее ядро – базовые убеждения, которые можно проектировать. Инструмент: в Microsoft «культурные петли» превращают ценности в чек-листы действий (например, «уважение к инновациям» – критерии для принятия решений).
Помните, что управленческие компетенции – социальный капитал будущего. Задача лидеров – создавать экосистемы! Да, культура ест стратегию на завтрак, но их симбиоз рождает устойчивую ценность.
Форматы развития: тренинги, «job shadow», сессии
Подходы к подготовке высших менеджеров варьируются в зависимости от особенностей конкретной отрасли. В сферах с быстрыми изменениями, таких как технологический сектор, лидеры часто не тратят усилия на формальное обучение топ-команд. Динамичная среда сама по себе стимулирует приобретение новых навыков в ходе ежедневного взаимодействия и решения рабочих задач.
Форматы обучения менеджеров:
- Классический формат предполагает заранее разработанную программу, где главным источником знаний выступает эксперт, играющий роль наставника или автора учебных материалов. Этот подход характеризуется относительной жесткостью: участники следуют установленному учебному плану и сосредоточены на усвоении конкретных концепций, которые впоследствии применяются на практике.
- Также популярны сессии, в их рамках участники сумеют развить навыки выбора подходящих методов управления изменениями, научатся распознавать напряженные ситуации в компаниях и получат опыт решения задач, связанных с развитием бизнеса.
- Тренинги — формат, основанный на взаимодействии, который помогает менеджерам приобретать знания через участие в специально организованных упражнениях, ролевых играх и групповых дискуссиях.
- В числе прогрессивных и действенных подходов — метод job shadowing, дословно означающий «следование как тень». Широко используемый западными менеджерами, этот метод основан на наблюдении за работой опытного коллеги. В течение одного-трех дней подопечный становится «тенью» старшего коллеги, находясь рядом с ним и изучая нюансы профессии.
Выбор образовательных курсов для сотрудников требует внимательного подхода. Стоит удостовериться, что преподаватели обладают практическим опытом, а не только теоретическими знаниями. Также полезно изучить отзывы участников программы, обратить внимание на содержание курса — насколько глубоко рассматриваются практические кейсы.
Как выстроить путь от линейного до стратегического управления
Линейный менеджмент представляет собой формат управления, при котором руководитель контролирует сотрудников, занятых в производственном процессе или оказании услуг. Главные задачи такого менеджера включают координацию оперативной работы и обеспечение исполнения задач в оговоренные сроки и согласно стандартам качества. Линейные менеджеры составляют основную массу руководителей в компании. Однако для развития необходима продуманная стратегия. Лидер должен посвящать 70% времени вопросам стратегического характера, стремясь к повышению доходов, улучшению продукта и привлечению инвестиций для новых проектов и разработок.
Три этапа перехода от операционной работы к стратегической:
- Наведение порядка и систематизация процессов. Первым делом предстоит достигнуть упорядоченности и наладить бесперебойную работу бизнес-процессов, используя инструменты, которые приносят ощутимый результат при минимальных затратах.
- Работа с командой. Далее стоит установить цели для сотрудников, обеспечив прозрачность и прогнозируемость результатов. Задача — создать атмосферу вовлеченности, где каждый работник берет на себя ответственность за успех.
- Переход к долгосрочному планированию. На этом этапе генерируют идеи и планы для регулярного масштабирования бизнеса. Далее разрабатывается технология последовательного совершенствования направлений работы компании.
Переход от решения текущих задач, к руководству, предусматривающему формирование долгосрочного видения и масштабного планирования, требует серьезной подготовки и усилий. Однако развитие управленческих компетенций менеджеров — это не просто закономерный этап карьерного роста, но и обязательное требование для обеспечения устойчивости и успеха бизнеса в условиях высококонкурентной среды.
Настройка внутреннего «кадрового резерва»
Нередко случается, что идеальный кандидат уже работает в компании, но вместо того, чтобы заметить его потенциал, мы продолжаем искать таланты вне организации, теряя кадры в пользу конкурентов.
Резерв кадров — это подготовленная группа сотрудников, соответствующая требованиям к конкретным позициям. Она гарантирует наличие подходящего человека, готового немедленно занять освободившуюся вакансию. Проще говоря, это те люди, которые способны заполнить пробелы в структуре компании. Внутренний резерв формируется из действующих сотрудников: работник проходит отбор на повышение и ожидает появления свободной позиции.
Каждая компания определяет собственные критерии отбора в резерв, исходя из специфики позиций. Тем не менее существуют общие принципы, применимые повсеместно:
- Эффективность и потенциал. Сотрудник, который быстро выполняет задачи, генерирует свежие идеи и демонстрирует производительность. Потенциал оценивается по наличию лидерских качеств и способности адаптироваться. Высокий потенциал характерен для работников, стремящихся к развитию и показывающих отличные результаты.
- Лояльность. Важно учитывать отношение сотрудника к компании: заинтересован ли он в ее развитии и разделяет ли корпоративные ценности. Нет смысла вкладываться в обучение и развитие тех, кто не чувствует привязанности к организации.
- Благонадежность. Даже опытные сотрудники способны представлять риски для компании. Чтобы избежать неприятностей, важно провести проверку благонадежности кандидатов.
При формировании резерва важно исходить из стратегических целей бизнеса. Поэтому, прежде чем приступать к созданию списка, важно согласовать эти цели с высшим руководством.
Стоит понимать, что трудности случаются как на этапе формирования, так и в процессе работы с резервистами. Важно уделять внимание мотивации сотрудников, избегать задержек с переводом на новые должности и внимательно следить за их профессиональным ростом.