Деловые и бизнес-игры – взгляд экспертов на критерии качества
Деловые игры стали неотъемлемым инструментом развития персонала и образования, с помощью которого можно в безопасной среде отработать критические навыки, проверить гипотезы и стратегии, увидеть системные ошибки в работе команд и организаций. Однако по мере роста популярности игровых методов растет и количество поверхностных решений, не дающих заявляемых результатов. Эта статья суммирует опыт пяти экспертов-практиков, разработавших свыше сотни деловых игр за последние 25 лет. Годы практики каждого эксперта, помноженные на профессиональный диалог, позволили выкристаллизовать работающие критерии оценки игровых решений.
Новую статью для Блога Академии социальных технологий представляют члены Высшего экспертного совета кафедры «Игропрактика» Дмитрий Бризицкий (создал + 20 деловых игр), Вадим Дмитриев (опыт создания деловых игр + 30 лет), Алексей Ильин (создал + 40 деловых игр), Борис Фетисов (бессменный руководитель Международного конвента фантастики, толкинистики и ролевых игр «Зиланткон», опыт создания деловых игр + 30 лет), а также разработчик ТОПовых деловых игр для корпораций и федеральных министерств Сергей Федяев. Каждый из экспертов поделился собственным пониманием аспектов, делающих деловые игры эффективным инструментом.
Авторы надеются, что материал сориентирует сотрудников HR-служб и руководителей компаний, разработчиков образовательных программ и руководителей проектов в мире деловых игр, а представленные критерии выбора игровых решений помогут осознаннее подходить к заказу таких продуктов и получать необходимый результат.
Что из себя представляет результативная деловая игра – обзор
Деловая игра – это не просто модная тенденция в корпоративном обучении, а инструмент развития, на действенность которого влияет качество исполнения.
Хорошая деловая игра эстетически привлекательна, но не инфантильна; технологична, но не перегружена; глубокая, но доступная для понимания. Речь идет о балансе между реальностью и игровым миром, создании безопасного пространства для экспериментов и открытий.
Особое внимание стоит уделить выбору команды разработчиков. Профессионалы создают игры, отличающиеся от уже доступных на рынке решений глубиной и человечностью, которые способны работать с разными аудиториями и говорить на языке вашего бизнеса.
Сегодня, когда искусственный интеллект способен сгенерировать простую игру, крайне важно определиться с критериями, отличающими решения, которые принесут бизнесу пользу.
Эстетика и погружение
Эстетическая составляющая деловой игры – это не дань красоте, а функциональный элемент, влияющий на конечный результат. Как отмечает Алексей Ильин: «Хорошая деловая игра в первую очередь красива. Участникам приятно взаимодействовать, включаются внутренние детские паттерны поведения, мелкая моторика, общение, юмор».
Визуальная привлекательность
Качество реквизита и материалов играет ключевую роль в восприятии игры участниками. Дмитрий Бризицкий рассуждает о «взрослой эстетике»: «Речь идет не о строительстве зданий из макарон или кубиков, а о красоте, которая выражается во взрослых, эстетичных и мудрых решениях. Наша задача – не повторить заученные фразы или детские паттерны, а выходить за эти пределы и реализовывать сложные задумки».
Впрочем, и для простых механик важна эстетическая составляющая. По словам Алексея Ильина, даже если игра состоит из вырезания бумажек или складывания оригами, полученный результат должен доставлять удовольствие и наслаждение.
Вадим Дмитриев отмечает необходимость «визуально проработанной и тактильно приятной атрибутики» – тактильный опыт участников создает дополнительный канал вовлечения в игровой процесс.
Атмосфера и антураж в деловой игре
Создание игрового пространства – критический элемент стоящей деловой игры. Дмитрий Бризицкий говорит о необходимости «погружающего антуража и реквизита, выдергивающего из реальности». Создание психологического барьера между повседневностью и игровым пространством погружает участников в процесс на 100 %.
Баланс между реальностью и игровым миром стоит тщательно выверять. Борис Фетисов отмечает, что игра должна создавать ситуации, характерные для деятельности, но и предоставлять достаточную степень условности для безопасного экспериментирования.
Роль визуальных элементов для вовлечения участников нельзя недооценивать. Сергей Федяев подчеркивает значение «дорогого погружения в роль» и то, как «дополнительный антураж погружает людей в игру». Речь идет не о декорациях, а об инструментах, помогающих участникам быстрее войти в роль и действовать в соответствии с игровыми задачами.
При этом эстетика синхронизируется с целями и аудиторией игры. Как отмечают эксперты, визуальное решение должно быть уместным и работающим на конкретные задачи, а не существовать само по себе – деловая игра использует эстетику как инструмент усиления смыслов и углубления опыта участников.
Механика и правила
Механика игры – это фундамент, определяющий результативность мероприятия, – гибкая и устойчивая система правил, которая способна адаптироваться под условия, оставаясь при этом понятной.
Гибкость и масштабируемость
Алексей Ильин подчеркивает существенное требование к механике игры: «Грамотно построенная механика оставляет пространство для увеличения или сокращения количества игроков. При этом численность участников не изменяет саму характеристику игры». При необходимости число игротехников (специально подготовленных специалистов с большим опытом проведения деловых игр) увеличивается, но сам «движок» (термин «движок» отвечает за основное свойство игры, описывает правила и принципы взаимодействия, ограничений и технологий, использованных в игре для создания модели мира) сохраняет работоспособность, невзирая на количество участников.
Сергей Федяев развивает эту мысль, говоря о «резиновом количестве людей» и о том, что рамки проведения могут сильно меняться и растягиваться. Это представляет значение в корпоративном контексте, где состав участников часто меняется в последний момент.
Гибкость механики также проявляется в устойчивости к незапланированным изменениям. Алексей Ильин отмечает: «И кратные, и внезапные изменения – увольнения, сокращения, эпидемии – не уничтожают возможностей игры».
Доступность правил
Вадим Дмитриев акцентирует внимание на необходимости кратких, но визуализированных правил. Это требование напрямую влияет на скорость включения участников в игровой процесс.
Алексей Ильин устанавливает четкий временной критерий: «Если в первые полчаса игры человек не разобрался в правилах, то это слишком тяжеловесная игрушка. Математики говорят, что математические решения должны быть красивыми. Вот так и здесь. Правила игры должны быть красивыми, тогда и играть в них – просто».
Однако это не означает примитивности механики. Дмитрий Бризицкий отмечает важность «отличной математики, когда стратегии обнаруживаются как случайно, так и с помощью логики». Это создает необходимый баланс между доступностью и глубиной.
Сергей Федяев подчеркивает значение «короткого механистического движка на 3-4 часа», оставляющего пространство для донастройки решения под заказчика – имеющиеся цели, ресурсы, в том числе и временные, а также ряд других параметров. Это означает, что хорошую механику отличает не только простота для понимания, но и гибкость для адаптации под конкретные задачи.
Важно поговорить и о сочетании доступности правил с глубиной игрового опыта. Как подчеркивает Вадим Дмитриев, необходимо разнообразие механик, вовлекающих 100 % участников, что помогает достичь поставленных образовательных целей.
В конечном счете, механика и правила – инструмент для создания значимого опыта участников, а не самоцель или препятствие к получению этого опыта.
Стратегическая глубина и многовариантность
Как подчеркивает Дмитрий Бризицкий: «Игра объединяет несколько приемов или явлений, которые реализуются как для команды, так и для игрока». При этом важно, что эти стратегии не случайны, а заранее заложены и спроектированы в структуре игры и соответствуют задачам заказчика.
Алексей Ильин отмечает, что деловая игра не строится вокруг одного единственного решения. Допускаются и ситуативные решения, указывающие на конкретное понимание ситуации игроками.
Другой важный аспект – повторное прохождение игры с получением нового опыта: «Здорово иметь возможность сыграть еще раз – со знакомыми правилами, но другим сюжетом... То есть первый раз поиграл, получил условно не очень хороший этот результат, второй раз поиграл уже лучше, но условия поменялись». Такой подход показывает участникам как стратегия меняет различные ситуации.
Универсальная культура и адаптивность
Современную деловую игру отличает универсальность. Алексей Ильин приводит пример: «Хорошее решение играбельно в разных культурных и языковых средах, поэтому желательно, чтобы в одной и той же игре были представители разных народов, народностей, национальностей».
При этом эксперт отмечает, что, если 80 % контента заточено на местные мемы и культурные особенности, это узкоприменительная игра. «Такой вариант имеет право на существование, но ТОПовым его не назовешь».
Говоря о возрастной гибкости, эксперты отмечают: «Хорошая игрушка подходит для разных возрастов – в нее играют и студенты, и взрослые, и эксперты с неоднородными уровнями углубленности в предмет».
Технологичность и современные решения
Важно учитывать и технологический аспект. «Люди используют гаджеты, поисковики и искусственный интеллект. Решение же должно появляться в результате получения игрового опыта, а не обращения к технологиям», – отмечает Сергей Федяев. Эксперт также предлагает рассматривать игры, которые достигают поставленных целей как в онлайн-, так и в офлайн-форматах.
Что касается инновационности, Алексей Ильин заметил: «Игровое решение, созданное с помощью нейросети, высокорезультативным и качественным не назовешь. Хорошая игра все-таки продумана человеком, содержит человеческую составляющую, человеческую природу и отличается от других решений на рынке».
Дмитрий Бризицкий добавляет: «Сильные игры направлены на «коллективного участника», на товарища по команде, на взаимодействие команд, на индивида. Учитывается и смена ролей, и смена активностей, а использование искусственного интеллекта допускается в качестве ассистента». Это создает динамичную среду, в которой технологии усиливают, а не заменяют человека.
Вадим Дмитриев обуславливает необходимость «постоянной обработки» и «непохожести на другие игры» – создания уникального игрового опыта с использованием современных подходов к обучению.
Как и по каким критериям оценить качество деловой игры
Рассуждения экспертов приводят к следующим предварительным выводам о характеристиках качественной деловой игры:
В отношении стратегической силы:
- Проработанная деловая игра – не «плоская», а предоставляет участникам вариативность способов достижения целей.
- Требуется не наличие разнообразия стратегий, а их осмысленность и связь с бизнес-ситуациями.
- Ценность игры увеличивается при повторных прохождениях, которые открывают новые подходы.
Баланс универсальности и специализированности:
- Деловая игра должна легко масштабироваться без потери качества и смысла.
- Культурные коды и отсылки стоит использовать с осторожностью, отдавая предпочтение универсальным механикам.
- Игра результативна для неоднородного по возрасту, опыту и экспертности состава участников.
О технологичности, цифре и ламповости:
- Деловая игра учитывает, что участники располагают доступом к информации и технологиям.
- Использование технологий – не самоцель, человеческое взаимодействие не утрачивает значения.
- Инновационность проявляется не в слепом следовании тенденциям, а в осмысленном создании уникального опыта.
Качественная деловая игра – это сложная система, где стратегическая глубина, универсальность применения и современные технологические решения работают вместе, создавая целостный и эффективный инструмент развития. При этом элементы балансируются и подчиняются главной цели – созданию инновационного опыта для участников, доступного для переноса в практику.
Как измерить и оценить результаты деловой игры
В мире деловых игр недостаточно создать увлекательный процесс, требуется обеспечить измеримость результатов и возможность их практического применения. Как отмечает Борис Фетисов: «Игра создается таким образом, чтобы организовать коммуникацию по заданной теме, либо в процессе игровой коммуникации решить реальные проблемы».
Оценка
Сергей Федяев подчеркивает важность объективных метрик: «Сравнение участников и команд проводится не только в пределах одной игры, но и с теми, кто играл ранее. Сравнение с предыдущими игроками дает объективное понимание результатов». Эксперт также акцентирует внимание на необходимости объективной оценки, например, с использованием баллов, механизм начисления которых прозрачен и понятен участникам.
Вадим Дмитриев развивает эту мысль, говоря об удобстве для оценки и самооценки – продумывается не только точная, но и понятная система оценки – так, чтобы участники могли самостоятельно отслеживать прогресс. Возможность самостоятельно видеть прогресс, результат и делать выводы – вот главная польза игры для участников.
Рефлексия и анализ
Дмитрий Бризицкий выделяет значение рефлексии: «Отраженная игрой реальность дает обратный перенос. Найденные откровения и озарения, действия игроков переходят в жизнь через распаковку. Наблюдения за активностью в игре, самооценка, выводы, разбор полетов показывают скрытый потенциал бизнес-проектов и задач».
Алексей Ильин подчеркивает важность персональной обратной связи: «Игра должна давать человеку персональную обратную связь. Каждый участник получает опыт, который помогает переосмыслить собственную жизнь, стратегию, целеполагание и другие стороны жизнедеятельности».
Борис Фетисов выделяет как отдельный критерий – организованный процесс присвоения игрового опыта (рефлексия). Рефлексия – не спонтанный, а структурированный процесс. Игра правильно формирует и упаковывает опыт, подводя человека к способности осознать себя и сделать выводы.
Дмитрий Бризицкий отмечает и другой аспект: «Игра впечатляет, вскрывает и показывает детали, ведет участников и приводит их к результату. В конце участники получают опыт, впечатления, эмоции, которые требовались заказчику». При этом эксперт указывает: в игре хорошо не только на первом месте. Каждый игрок получает пользу и удовольствие, даже если не выиграл в конкурентной борьбе.
Вадим Дмитриев добавляет еще один значимый критерий – «результат, пригодный для использования в реальности». Это означает, что измерения и оценки имеют практическую ценность и применимость в рабочем контексте.
Таким образом, качественную систему оценки и рефлексии в деловой игре отличает:
- Объективность и измеримость.
- Доступность для участников.
- Сравнимость с другими результатами.
- Структурированность.
- Ориентированность на практическое применение.
- Польза для каждого участника, невзирая на результаты.
- Направленность на личностную и профессиональную трансформацию.
При соблюдении этих условий игра становится не только увлекательным мероприятием, но и инструментом развития и изменений.
Выбор команды разработчиков деловой игры: взгляд со стороны HR
На HR-подразделения часто приходится задача определения провайдера деловых игр. Опираясь на экспертные мнения и собственный опыт, эксперты делятся моментами, на которые стоит обратить внимание при выборе команды разработчиков.
Диапазон опыта и экспертизы
Дмитрий Бризицкий подмечает важнейший критерий: «Опыт исполнителей с точки зрения аудитории. Исполнитель умеет работать как со взрослыми, так и со студентами. Как с чиновниками и военными, так и с бизнесом. Топ-менеджер и первичное звено. Этот диапазон дает широкое представление о языке».
При выборе команды обратите внимание на:
- Портфолио реализованных проектов для разных аудиторий.
- Отзывы и благодарности компаний из вашей отрасли.
- Способность команды говорить на языке вашего бизнеса.
Гибкость и адаптивность
Сергей Федяев подчеркивает, что решения должны быть «настраиваемы под специфику заказчика – цели, ресурсы, скорость и ряд других параметров».
Вадим Дмитриев же добавляет необходимость оценки личности ведущего деловой игры – желательно, чтобы он был харизматичен и понятен, умел подстраиваться под участников.
При общении с разработчиками обратите внимание на:
- Готовность слушать и слышать ваши потребности.
- Способность предлагать вариативность решений.
- Умение говорить о сложном простым языком.
Методическая зрелость
Борис Фетисов поднимает вопрос о необходимом уровне экспертизы организатора игры в сфере компании. Методическая зрелость команды определяется по следующим признакам:
- Четкое понимание целей и задач заказчика.
- Способность предложить измеримые результаты.
- Наличие инструментов оценки эффективности.
Используйте следующие практические рекомендации экспертов, выбирая команду для проведения деловой игры:
- Проведите очную встречу. Как отмечает Вадим Дмитриев, важно понимание участниками целей организации деловой игры. Профессиональная команда разработчиков сможет четко объяснить ценность решения для компании.
- Запросите демоверсию. Алексей Ильин говорит о том, что правила игры должны быть красивыми и простыми – тест поможет оценить это на практике.
- Обсудите процесс адаптации. По словам Дмитрия Бризицкого, игра должна вызывать впечатление и приводить участников к результату, который требовался заказчику.
- Проверьте техническую готовность. Сергей Федяев обращает внимание на современные реалии и предлагает учитывать, что участники будут использовать интернет и искусственный интеллект.
И главное: ищите команду, которая станет партнером в развитии сотрудников, а не поставщиком услуг. Результативная деловая игра рождается из тесного сотрудничества заказчика и разработчика, где каждая сторона привносит экспертизу для достижения одной цели.