Блог
22.05.2024

Управление рисками или риск-менеджмент – как спасти бизнес в кризис

Управление рисками – неотъемлемая часть стратегии преуспевающего бизнеса, которая помогает избегать угроз, поддерживать устойчивость и поступательно развиваться. Благодаря этой области менеджмента компания может оперативно идентифицировать, оценивать и минимизировать риски. Подробнее о принципах риск-менеджмента читайте в новой статье Академии социальных технологий.

Что такое риск-менеджмент

Управление рисками – это процесс по выявлению, оценке и контролю угроз операционной деятельности или прибыли компании. При этом под словом риски понимаются угрозы в самом широком толковании – начиная со стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций и заканчивая технологическими проблемами или геополитическими трансформациями. Управляя рисками, компания минимизирует негативные последствия всевозможных угроз для бизнеса, а также использует максимум доступных возможностей для достижения целей. В основе этой области менеджмента – анализ рисков, создание стратегий и планов действий по предотвращению рисков, а также действия по снижению их негативного воздействия.

Действенная программа управления рисками гарантирует организации понимание спектра угроз, которые не исключено, что возникнут на ее пути, а также контроль степени влияния рисков на достижение стратегических целей и другие показатели бизнеса.

Последние четыре года, с характерной степенью неопределенности, показали, насколько важно управлять рисками. Например, благодаря этой компетенции компании быстро адаптировались к угрозам, созданным пандемией Covid-19.

Итак, управление рисками помогает:

  • Определять стратегию на среднесрочную и долгосрочную перспективы.
  • Достигать поставленных целей.
  • Принимать обоснованные решения.

С учетом сложившейся обстановки бизнес-гиганты проявляют все больший интерес к обеспечению устойчивого развития в долгосрочной перспективе и повышения гибкости. При этом игнорирование рисков – как в виде отсутствия желания идти на риски, так и отказ от принятия решений – рассматривается в качестве грубой ошибки, способной погубить бизнес.

Политика управления рисками предусматривает характер и масштаб опасностей, которые компания готова принять для достижения целей. К слову, и стремительно меняющаяся внешняя среда диктует требование регулярно пересматривать и вновь утверждать политику и структуру управления рисками.

Виды рисков

Расскажем о типах рисков, с которыми сталкиваются компании. Среди них выделяют, например:

  • Финансовые и экономические кризисы.
  • Политические кризисы.
  • Операционные кризисы: сбои, аварии, срывы логистических цепочек.
  • Социальные кризисы: трудовые конфликты и кризисы доверия.
  • Правовые кризисы: юридические споры, судебные разбирательства, штрафы и санкции.
  • Экологические кризисы.
  • Информационные кризисы.

Этапы управления рисками

Как правило, управление рисками включает в себя следующие этапы:

  1. Идентификация рисков – определение угроз и позитивных вероятностей, которые влияют на достижение целей компании.
  2. Оценка рисков – риски ранжируются по вероятности возникновения и силе воздействия на организацию, в результате чего формулируется перечень критических рисков. Кроме того, используются качественный и количественный анализ рисков.
  3. Создание стратегий управления рисками – компания создает планы действий, разрабатывает процедуры и методы, которые предполагают минимизацию вероятности возникновения рисков или наступления соответствующих ситуаций, снижение силы воздействия или степень принятия риска.
  4. Внедрение стратегий управлений рисками – компания, используя подходящие инструменты и методы, реализует соответствующие стратегии на практике.
  5. Мониторинг и контроль рисков – отслеживание уже идентифицированных и определение новых рисков, а также выполнение планов по управлению рисками и оценка эффективности деятельности по снижению последствий. Отметим, что процессы мониторинга и контроля рисков предоставляют информацию, которая помогает принимать обоснованные и взвешенные решения. По результатам мониторинга предпринимаются либо запланированные корректирующие действия, либо приходит черед экстренных – незапланированных мер. В отдельных случаях требуется и обновление плана реагирования на риски.

Следование этим этапам помогает организациям управлять рисками, повышая устойчивость по отношению к внешним факторам и повышая стабильность в условиях турбулентности и неопределенности.

Задачи управления рисками

Управление рисками начинается не только, когда наступает кризис или другая негативная ситуация, способная привести к убытку. Например, на этапе до наступления критической ситуации к целям управления рисками относят:

  • Снижение уровня напряженности – риски убытков часто вызывают беспокойства у топ-менеджмента компании, акционер и владельцев. Наличие же четкого и ясного плана действий по управлению рисками снижает это напряжение.
  • Выполнение требующихся юридических обязательств – компания следит за выполнением действующего законодательства и других норм, регламентирующих те или иные представляющие значение сферы, а значит минимизирует последствия наступления рисков и саму их вероятность.
  • Экономию средств – компания, просчитывая угрозы и действия, которые предстоит предпринять, не исключает из внимания и вопрос экономии, анализируя и сравнивая затраты, которые повлекут те или иные методы урегулирования убытков.

После наступления ситуации, повлекшей за собой убытки, управление рисками направлено на:

  • Выживание – компания возобновляет работу в том объеме, который допускают обстоятельства, восстанавливаясь по мере ликвидации последствий и урегулирования убытков.
  • Поддержание стабильности доходов – компания предпринимает меры по достижению хотя бы минимально допустимого дохода.
  • Поддержку непрерывного роста – компания изучает возможности и предпринимает меры по запуску новых продуктов или услуг, выходу на новые рынки, а также приобретению или слиянию с другими компаниями.
  • Социальная ответственность – компания стремится свести к минимуму последствия убытков для окружающих и общества, а также сотрудников, клиентов, поставщиков и других партнеров.

Варианты стратегий по управлению рисками

Распространенные стратегии управления рисками направлены на:

  1. Избегание – организация предпринимает меры по минимизации вероятностей возникновения рисков.
  2. Снижение рисков – организация действует таким образом, чтобы уменьшить воздействие и ущерб, который принесет риск.
  3. Перенос рисков – передача рисков на сторонние компании, например, путем страхования и так далее.
  4. Принятие рисков – компания признает ряд рисков и их последствия, а также располагает четкими планами реагирования на случай из возникновения.
  5. Разделение рисков – декомпозиция риска на меньшие – управляемые части, чтобы реагировать на каждую из частей вне зависимости от состояния другой части.
  6. Диверсификация рисков – формирование портфеля, в который входят неоднородные активы, сферы и направления деятельности с тем, чтобы уменьшить риски, которые возникали бы в случае концентрации в одной области.
  7. Наращивание резервов – организация увеличивает финансовые и другие резервы с тем, чтобы повысить собственную устойчивость в случае возникновения рисков, а также нести возможные убытки.
  8. Мониторинг и контроль рисков – своевременная реакция на изменения ситуации, а также корректировка стратегии при необходимости.

Выбор стратегии управления рисками определяют цели организации, бизнес-модель, финансовое положение и стратегические планы, а также ряд других факторов, влияющих на объем и уровень рисков. Добавим также, что часто применяются смешанные стратегии, что помогает достигнуть лучшего результата.

В чем заключается стратегия минимизации рисков

Конечно, компании стремятся минимизировать или снизить риски до приемлемого уровня. Эта стратегия будет актуальна для многих сфер бизнеса, в том числе, когда речь идет о:

  • Запусках нового проекта, товара или услуги, а также стартапа – на ранних этапах оцениваются потенциальные риски, в том числе и с учетом установившейся в нише или отрасли конкуренцией.
  • Подготовке к вложению инвестиций – перед инвестициями компания анализирует риски потерь, связанные с финансовым состоянием компании: имущественным комплексом, спецификой работы и экономической ситуацией.
  • Расширение присутствия бизнеса – перед выходом на новые рынки, компания изучает возможные риски.
  • Подготовка к запуску крупномасштабных проектов – на этапе планирования новых проектов учитываются риски издержек, изменение сроков реализации, а также рост стоимости разработки.

Подобные стратегии включают в себя ряд этапов, в том числе:

  1. Идентификацию и анализ возможных угроз, а также степень влияния рисков на достигаемость поставленных целей и возможность реализации стратегии.
  2. Создание стратегий реакции на риски, которые воплощаются в виде пошаговых планов действий.
  3. Обеспечение ресурсами – компания выделяет финансовые, временные и другие ресурсы для смягчения потерь.
  4. Страхование рисков – компания перекладывает финансовые риски на страховую компанию.

Понимание необходимости совершениях этих шагов придаст стабильности и устойчивости компании и ее проектам в моменты столкновений с угрозами, а также защитит материальные и человеческие ресурсы, помогая избежать убытков. Кроме того, стратегии минимизации рисков помогают принимать обоснованные решения за счет улучшенного анализа сценариев развития событий.

В итоге компания быстрее адаптируется к изменениям рынка, повышая конкурентоспособность и зарабатывая дополнительное доверие со стороны клиентов, партнеров и других заинтересованных сторон.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все