Управление рисками или риск-менеджмент – как спасти бизнес в кризис
Управление рисками – неотъемлемая часть стратегии преуспевающего бизнеса, которая помогает избегать угроз, поддерживать устойчивость и поступательно развиваться. Благодаря этой области менеджмента компания может оперативно идентифицировать, оценивать и минимизировать риски. Подробнее о принципах риск-менеджмента читайте в новой статье Академии социальных технологий.
Что такое риск-менеджмент
Управление рисками – это процесс по выявлению, оценке и контролю угроз операционной деятельности или прибыли компании. При этом под словом риски понимаются угрозы в самом широком толковании – начиная со стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций и заканчивая технологическими проблемами или геополитическими трансформациями. Управляя рисками, компания минимизирует негативные последствия всевозможных угроз для бизнеса, а также использует максимум доступных возможностей для достижения целей. В основе этой области менеджмента – анализ рисков, создание стратегий и планов действий по предотвращению рисков, а также действия по снижению их негативного воздействия.
Действенная программа управления рисками гарантирует организации понимание спектра угроз, которые не исключено, что возникнут на ее пути, а также контроль степени влияния рисков на достижение стратегических целей и другие показатели бизнеса.
Последние четыре года, с характерной степенью неопределенности, показали, насколько важно управлять рисками. Например, благодаря этой компетенции компании быстро адаптировались к угрозам, созданным пандемией Covid-19.
Итак, управление рисками помогает:
- Определять стратегию на среднесрочную и долгосрочную перспективы.
- Достигать поставленных целей.
- Принимать обоснованные решения.
С учетом сложившейся обстановки бизнес-гиганты проявляют все больший интерес к обеспечению устойчивого развития в долгосрочной перспективе и повышения гибкости. При этом игнорирование рисков – как в виде отсутствия желания идти на риски, так и отказ от принятия решений – рассматривается в качестве грубой ошибки, способной погубить бизнес.
Политика управления рисками предусматривает характер и масштаб опасностей, которые компания готова принять для достижения целей. К слову, и стремительно меняющаяся внешняя среда диктует требование регулярно пересматривать и вновь утверждать политику и структуру управления рисками.
Виды рисков
Расскажем о типах рисков, с которыми сталкиваются компании. Среди них выделяют, например:
- Финансовые и экономические кризисы.
- Политические кризисы.
- Операционные кризисы: сбои, аварии, срывы логистических цепочек.
- Социальные кризисы: трудовые конфликты и кризисы доверия.
- Правовые кризисы: юридические споры, судебные разбирательства, штрафы и санкции.
- Экологические кризисы.
- Информационные кризисы.
Этапы управления рисками
Как правило, управление рисками включает в себя следующие этапы:
- Идентификация рисков – определение угроз и позитивных вероятностей, которые влияют на достижение целей компании.
- Оценка рисков – риски ранжируются по вероятности возникновения и силе воздействия на организацию, в результате чего формулируется перечень критических рисков. Кроме того, используются качественный и количественный анализ рисков.
- Создание стратегий управления рисками – компания создает планы действий, разрабатывает процедуры и методы, которые предполагают минимизацию вероятности возникновения рисков или наступления соответствующих ситуаций, снижение силы воздействия или степень принятия риска.
- Внедрение стратегий управлений рисками – компания, используя подходящие инструменты и методы, реализует соответствующие стратегии на практике.
- Мониторинг и контроль рисков – отслеживание уже идентифицированных и определение новых рисков, а также выполнение планов по управлению рисками и оценка эффективности деятельности по снижению последствий. Отметим, что процессы мониторинга и контроля рисков предоставляют информацию, которая помогает принимать обоснованные и взвешенные решения. По результатам мониторинга предпринимаются либо запланированные корректирующие действия, либо приходит черед экстренных – незапланированных мер. В отдельных случаях требуется и обновление плана реагирования на риски.
Следование этим этапам помогает организациям управлять рисками, повышая устойчивость по отношению к внешним факторам и повышая стабильность в условиях турбулентности и неопределенности.
Задачи управления рисками
Управление рисками начинается не только, когда наступает кризис или другая негативная ситуация, способная привести к убытку. Например, на этапе до наступления критической ситуации к целям управления рисками относят:
- Снижение уровня напряженности – риски убытков часто вызывают беспокойства у топ-менеджмента компании, акционер и владельцев. Наличие же четкого и ясного плана действий по управлению рисками снижает это напряжение.
- Выполнение требующихся юридических обязательств – компания следит за выполнением действующего законодательства и других норм, регламентирующих те или иные представляющие значение сферы, а значит минимизирует последствия наступления рисков и саму их вероятность.
- Экономию средств – компания, просчитывая угрозы и действия, которые предстоит предпринять, не исключает из внимания и вопрос экономии, анализируя и сравнивая затраты, которые повлекут те или иные методы урегулирования убытков.
После наступления ситуации, повлекшей за собой убытки, управление рисками направлено на:
- Выживание – компания возобновляет работу в том объеме, который допускают обстоятельства, восстанавливаясь по мере ликвидации последствий и урегулирования убытков.
- Поддержание стабильности доходов – компания предпринимает меры по достижению хотя бы минимально допустимого дохода.
- Поддержку непрерывного роста – компания изучает возможности и предпринимает меры по запуску новых продуктов или услуг, выходу на новые рынки, а также приобретению или слиянию с другими компаниями.
- Социальная ответственность – компания стремится свести к минимуму последствия убытков для окружающих и общества, а также сотрудников, клиентов, поставщиков и других партнеров.
Варианты стратегий по управлению рисками
Распространенные стратегии управления рисками направлены на:
- Избегание – организация предпринимает меры по минимизации вероятностей возникновения рисков.
- Снижение рисков – организация действует таким образом, чтобы уменьшить воздействие и ущерб, который принесет риск.
- Перенос рисков – передача рисков на сторонние компании, например, путем страхования и так далее.
- Принятие рисков – компания признает ряд рисков и их последствия, а также располагает четкими планами реагирования на случай из возникновения.
- Разделение рисков – декомпозиция риска на меньшие – управляемые части, чтобы реагировать на каждую из частей вне зависимости от состояния другой части.
- Диверсификация рисков – формирование портфеля, в который входят неоднородные активы, сферы и направления деятельности с тем, чтобы уменьшить риски, которые возникали бы в случае концентрации в одной области.
- Наращивание резервов – организация увеличивает финансовые и другие резервы с тем, чтобы повысить собственную устойчивость в случае возникновения рисков, а также нести возможные убытки.
- Мониторинг и контроль рисков – своевременная реакция на изменения ситуации, а также корректировка стратегии при необходимости.
Выбор стратегии управления рисками определяют цели организации, бизнес-модель, финансовое положение и стратегические планы, а также ряд других факторов, влияющих на объем и уровень рисков. Добавим также, что часто применяются смешанные стратегии, что помогает достигнуть лучшего результата.
В чем заключается стратегия минимизации рисков
Конечно, компании стремятся минимизировать или снизить риски до приемлемого уровня. Эта стратегия будет актуальна для многих сфер бизнеса, в том числе, когда речь идет о:
- Запусках нового проекта, товара или услуги, а также стартапа – на ранних этапах оцениваются потенциальные риски, в том числе и с учетом установившейся в нише или отрасли конкуренцией.
- Подготовке к вложению инвестиций – перед инвестициями компания анализирует риски потерь, связанные с финансовым состоянием компании: имущественным комплексом, спецификой работы и экономической ситуацией.
- Расширение присутствия бизнеса – перед выходом на новые рынки, компания изучает возможные риски.
- Подготовка к запуску крупномасштабных проектов – на этапе планирования новых проектов учитываются риски издержек, изменение сроков реализации, а также рост стоимости разработки.
Подобные стратегии включают в себя ряд этапов, в том числе:
- Идентификацию и анализ возможных угроз, а также степень влияния рисков на достигаемость поставленных целей и возможность реализации стратегии.
- Создание стратегий реакции на риски, которые воплощаются в виде пошаговых планов действий.
- Обеспечение ресурсами – компания выделяет финансовые, временные и другие ресурсы для смягчения потерь.
- Страхование рисков – компания перекладывает финансовые риски на страховую компанию.
Понимание необходимости совершениях этих шагов придаст стабильности и устойчивости компании и ее проектам в моменты столкновений с угрозами, а также защитит материальные и человеческие ресурсы, помогая избежать убытков. Кроме того, стратегии минимизации рисков помогают принимать обоснованные решения за счет улучшенного анализа сценариев развития событий.
В итоге компания быстрее адаптируется к изменениям рынка, повышая конкурентоспособность и зарабатывая дополнительное доверие со стороны клиентов, партнеров и других заинтересованных сторон.