Блог
24.06.2024

Создание корпоративной культуры – как сформировать ценности, которые объединят коллектив

Корпоративная культура – это ценностный фундамент, на который опирается деятельность компании, из которого выстраиваются принципы поведения и взаимодействия сотрудников между собой. Помимо поддержания благоприятной атмосферы в коллективе, усилия по созданию и продвижению корпоративной культуры приносят бизнесу практическую пользу: снижение текучести кадров, рост производительности персонала и финансовые результаты компании. Часто культура компании выстраивается вокруг ценностей, выступающих в роли ориентира – для поведения, принимаемых решений и формируемых планов. О том, как формулировать ценности, способные сплотить вокруг себя команду, читайте в новой статье Академии социальных технологий.

Зачем и как создается корпоративная культура

Корпоративная культура – это система общепринятых и негласных ценностей, норм, убеждений, обычаев и ритуалов, которые разделяют и практикуют сотрудники компании. Это основа успеха бизнеса, влияющая то, как компания ведет деятельность и каких результатов достигает. Дело в том, что в организациях с благоприятной корпоративной культурой сотрудники разделяют и понимают цели компании, в итоге работая слаженнее. Но и не только! Такие коллективы отличает мотивированность и удовлетворенность работой. Происходит это не в последнюю очередь из-за того, что сотрудники осознают себя частью команды и видят значение индивидуального вклада каждого для общего дела.

Кроме того, среда, основывающаяся на уважении и раскрытии потенциала персонала, помогает привлекать и удерживать талантливых сотрудников. В долгосрочной перспективе это приводит к снижению издержек на подбор, найм и адаптацию нового персонала. Добавим также, что выстроенная корпоративная культура облегчает процесс адаптации – сотрудники, видя цели и ценности организации, быстрее получают четкое видение и выстраивают работу согласно ожиданиям руководства и коллег.

Впрочем, крепкая корпоративная культура играет не только на благо внутренней среде компании. Наличие сильного командного духа влияет и на внешний контур бизнеса – компания выделяется среди конкурентов, укрепляется ее репутация, растет доверие и лояльность клиентов, партнеров и общественности.

Однако создание корпоративной культуры – вопрос трудоемкий и комплексный, зачастую требующий привлечения профессионалов в этой области. Дело в том, что внешние консультанты способны сохранять объективность и предоставлять взгляд со стороны. Это, вкупе с владением лучшими практиками и пониманием работающих и действенных стратегий, поможет разработать не только подходящую концепцию корпоративной культуры, но и имплементировать ее в кратчайшие сроки и с минимальным сопротивлением. Не стоит забывать, что собственный персонал компании слишком вовлечен в текущие операционные процессы, иерархически зависим и вряд ли осведомлен об опыте других организаций в этом вопросе.

Стоит понимать, что недостаточно будет ограничиться разработкой концепции нового культурного кода и презентацией высшему руководству. Впереди – весомый объем организационных мероприятий – их планирование и проведение, развитие организационной структуры, обучение и дополнительная подготовка сотрудников. Кстати, методологию работы в изменившейся среде предстоит передать не только линейному персоналу, но и топ-менеджерам, в том числе и в части развития лидерских компетенций.

Добавим также, что отдельных усилий потребуют мероприятия по продвижению и поддержанию корпоративной культуры, и не только путем вложения ресурсов, но и личной вовлеченности топ-менеджмента.

Обязательные шаги внедрения корпоративной культуры

Внедрение корпоративной культуры – изученный и систематизированный процесс, который, как правило, включает в себя следующие этапы:

  • Изучение текущего уровня развития и зрелости корпоративной культуры.
  • Определение желаемых векторов развития корпоративной культуры.
  • Формулирование и продвижение ценностей.
  • Работа над коммуникационной открытостью, в том числе с использованием инструментария внутренних коммуникаций.
  • Трансформация бизнес-процессов, политик и процедур с учетом изменившейся корпоративной культуры.
  • Дополнительная подготовка персонала.
  • Оценка степени имплементации корпоративной культуры и ее совершенствование.

Элементы корпоративной культуры – что стоит учитывать

При создании концепции корпоративной культуры учитывается ряд аспектов, характеризующих, как и с какой целью сотрудники взаимодействуют между собой. Среди этих элементов, например:

  1. Ценности – принципы и убеждения, которые лежат в основе деятельности компании и определяют действия сотрудников.
  2. Миссия – ключевое сообщение, объясняющее цели и причину существования компании, а также помогающее сотрудникам сосредотачиваться на приоритетных задачах.
  3. Видение – долгосрочные и стратегические цели, представляющие собой желаемое будущее компании и то, к чему ежедневными действиями стремятся сотрудники.

Кроме того, корпоративная культура описывает нормы и правила, которыми руководствуются сотрудники в различных профессиональных ситуациях, а также стиль общения и взаимодействия между собой и клиентами. Также прописываются предпочтительные каналы и методы взаимодействия.

Перечисленные элементы отражаются в символах и артефактах корпоративной культуры – логотипе, слоганах, фирменном стиле, который находит отражение, в том числе и при оформлении офисных пространств и организации рабочих мест, а также в других визуальных элементах. К артефактам, вокруг которых затем выстраивается культура, также относят яркие события из прошлого компании и фигуры сотрудников, внесших ощутимый вклад в развитие бизнеса. Добавим, что структурированный вид по итогам этой работы принимают традиции и ритуалы – обычаи, которые практикуют сотрудники и рождающие чувство принадлежности к компании.

Как определить и сформулировать корпоративные ценности

Определение и формулирование корпоративных ценностей – важный творческий процесс, требующий участия и сотрудников, и топ-менеджмента. Этапу непосредственного определения ценностей предшествует анализ текущей ситуации, включающий интервью с членами коллектива. В этих беседах персоналу предстоит рассказать о том, для чего компания функционирует, какова роль сотрудников в успехе бизнеса, какими принципами и инструментами руководствуются сотрудники, чтобы прийти к желаемому результату.

На таких встречах сотрудникам стоит задать следующие вопросы:

  1. Что делает компанию уникальной.
  2. В какие моменты вы испытываете счастье и наивысшую удовлетворенность.
  3. Вспомните моменты, когда вы гордились тем, что работаете в компании. Что это были за ситуации и что их отличало.
  4. Что вас вдохновляет на работу.
  5. Какие устремления – собственные и коллег – полезны для бизнеса и положительно сказываются на результатах компании.
  6. Что делает коллектив организации командой.
  7. Каким бы вам хотелось видеть будущее компании.
  8. В чем секрет успеха компании.
  9. Какие действия и решения коллег и руководства вызывают уважение.
  10. Какие результаты и достижения компании представляют для вас наибольшее значение.

По итогам анкетирования формулируется расширенный перечень ценностей, с которым ведется дальнейшая работа, например, определение выверенных и точных формулировок. Как правило, предварительные обсуждения ценностей происходят в малых рабочих группах, участники которых оценивают, насколько те или иные определения релевантны и соответствуют компании.

Уделяется внимание и языку – используются конкретные и ясные формулировки, понятные каждому из сотрудников; предпочтительна позитивная лексика, способная вдохновлять и мотивировать.

Отдельный этап – утверждение ценностей: они должны быть не только одобрены и приняты сотрудниками, но и поддержаны руководством компании – то есть быть едиными для всего персонала. После этого наступает этап имплементации: сотрудники информируются о принятых ценностях, для чего используются различные каналы и форматы коммуникации. Желательно подкреплять ценности корпоративной культуры яркими и эмоциональными примерами из личного опыта, например, собственника компании, ключевых сотрудников или наиболее уважаемых представителей коллектива. Ценности предстоит включить в повседневную практику и процессы, для чего проводятся соответствующие тренинги, в том числе и для лидеров.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все