Блог
13.09.2022

Современный этикет - стиль успешного человека

Современный этикет – это комплекс норм и правил поведения, принятых в социуме. Но развитие общества, появлением новых каналов коммуникации изменило этикет. Преуспевают в общении а, значит, и в других сферах жизни те, кто корректируют поведение с учетом требований времени. О том, как в XXI веке поменялся этикет и каким правилам следовать сегодня, рассказала заведующая кафедрой «Современный этикет» Академии социальных технологий Анастасия Камышева.

Что такое современный этикет?

Этикет XXI века ситуативен, не содержит шаблонов, церемониальности и формальностей. Сегодня правила меняются стремительно, как и сама жизнь, становясь проще, демократичнее. Но, вместе с тем, и этикет начинает требовать мастерства владения навыками.

Эти принятые в обществе нормы и правила поведения, сегодня становится инструментом для:

  • Решения повседневных и бизнес-задач, формирования основ долгосрочного партнерства.
  • Достойного выхода из непредвиденных ситуаций.
  • Удовлетворения интересов всех участников коммуникации.

В основе современного этикета – уважительное отношение к себе и окружающим, создание комфортной среды для продуктивного общения. Владение дисциплиной представляет интерес и для совершенствования в других социальных технологиях:

  • Переговорные процессы.
  • Нейролингвистическое программирование.
  • Медиация.
  • Технологии продаж.

Добавлю, что принципы современного этикета преподаются и на других курсах личностного и профессионального развития.

Где востребован современный этикет?

Это направление, в первую очередь, занимается подготовкой коллективов и руководителей к эффективной коммуникации, в том числе:

  • Обучение продуктивному взаимодействию для достижения компанией поставленных целей и задач.
  • Взаимодействие с партнёрами, клиентами.
  • Подготовка руководителей и лидеров.

Отмечу, что программы готовятся под запрос, либо с учетом пожеланий и потребности конкретного человека или компании. Таким образом, тренинг выстраивается с учетом направления и специфики компании, а также стоящих задач.

Тренинг как в персональном, так и корпоративном консалтинге начинается с базовых принципов и подходов, основ этикета. Во время подготовки и в процессе работы уточняются задачи и потребности.  Например, в тренинге на взаимодействие с партнерами и клиентами, программа насыщается кейсами, с помощью которых прорабатываются всевозможные ситуации, присущие специфике компании. Таким образом, после прохождения тренинга слушатели обучаются самостоятельно выходить из сложных ситуаций.

Зачем следовать этикету?

Этикет воспринимается как нечто церемониальное, манерное и, откровенно говоря, отжившее. Дело в том, что наша страна не отличается сохранением традиций этикета, как, например, Европа. В советские годы эта дисциплина не преподавалась, да и не признавалась. Поэтому, иногда этикет воспринимается как некий рудимент прошлого. Между тем, в конце 90-х – начале 2000-х годов этикет в России стал возрождаться, в том числе с учетом европейской практики.

Однако, потребность в таких инструментах для подъема уровня коммуникации и самоощущений на другой уровень растет. Часто клиенты отмечают, что знания востребованы и в профессиональной деятельности, и в личной жизни. Речь идет о навыках общения на всех уровнях, в том числе статусных.

Этикет учит выстраивать правильные отношения, сохранять собственное достоинство и личные границы, а также чувствовать границы других людей. С этими настройками человек ведет себя грамотно и приемлемо с точки зрения современного социума. И, хотелось бы подчеркнуть - сегодня люди крайне чувствительны к подобным настройкам.

Кстати, это важно для представителей сервисных профессий в премиум-сегменте: архитекторов, дизайнеров, адвокатов. Для клиентов это маркер предсказуемости и адекватных реакций в будущем сотрудничестве.

Этикет всемогущий

Этикет – это нормы и правила поведения, принятые в конкретном кругу людей. Ключевое в этом определении – круг людей с устоявшимися правилами, принятыми, воспринимаемыми и считываемыми. Соответственно, чтобы быть принятым и понятым, важно знать и уметь применять эти правила. Добавлю, что жестких правил в этикете уже практически нет, он стал вариативным. Знание норм этикета – залог достойного поведения даже в непредвиденной ситуации, главное – соблюдать и уважать границы партнера по общению. Несоблюдение и демонстративное нарушение этикета воспринимается как неуважение. Следовательно, для нормального взаимодействия с людьми, понимание и следование правилам этикета, обязательны.

С учетом сферы применения выделяют этикет:

  • Деловой.
  • Светский или повседневный.
  • Столовый.
  • Воинский.
  • Дипломатический.
  • Международный.
  • Религиозный.

Отдельно хотелось бы рассказать о некоторых особенностях делового и светского этикетов. Несмотря на повсеместность, люди продолжают совершать ошибки, путаясь в тех или иных нормах. Не делает ситуацию легче и то, что сегодня деловой этикет претерпевает изменения в связи работой в удаленном формате, что и после завершения пандемии остается актуальным. Кроме того, иногда деловой этикет становится условным: клиент становится заказчиком, офисный работник – фрилансером и так далее. То есть происходит смешение этикетов, размытие границ. Важно чутко реагировать и адаптироваться к изменениям. В качестве универсальной рекомендации советую сохранять вектор уважения: относиться к партнерам с чуткостью и вниманием.

Деловой этикет 

Чем отличается деловое общение от светского? Последнее предполагает гендерность, которая отсутствует в деловом формате. Кстати, в этом отношении, на мой взгляд, празднование Международного женского дня крайне неуместно. В трудовом коллективе приветствуется общение без акцента на поле, поэтому попытки манипуляции с применением женских хитростей недопустимы. Но при этом в деловом общении присутствуют нормы статуса и возраста, придающие специфику взаимодействию.

Как быть в тех ситуациях, когда отношения между коллегами близки к дружеским или становятся таковыми? В офисе надлежит соблюдать нормы делового общения – профессионализм, уважительное отношение, а дружеский и неформальный тон общения, недопустимый для офиса, оставьте для нерабочего времени.

Этикет диктует и правила офисного гардероба. Откажитесь от:

  • Нарядов, подчеркивающих сексуальность.
  • Излишне женственной обуви на высоких каблуках.
  • Акцентирования отдельных частей тела – составляя деловой образ, избегайте открытых декольте и запястий.

Много норм делового этикета нарушается в общении с подчиненными. Не стоит критиковать сотрудников, занимающих нижестоящие должности, в присутствии других. Это не только сильно снижает мотивацию, но и банально неприлично. Кстати, в Японии это запрещено на законодательном уровне. Недопустимо одностороннее «тыканье» в отношениях начальник – подчиненный, когда подчиненный не может взаимно обращаться на «ты». Добавлю, что отношение к подчиненным – лакмусовая бумажка. Во время разговора будьте включены, не отвлекайтесь, поглядывая на часы и в телефон, параллельно проверяя почту и мессенджеры. Такое поведение снижает статус и обесценивает собеседника, да и в конце концов не приведет к продуктивному решению рабочих вопросов. Впрочем, это правило применимо и к светскому этикету.

Не менее важна в этикете невербалика – позы, жесты, мимика. Не стоит, садясь на стул или кресло, закидывать ногу на ногу так, что становится видна подошва обуви. Это проявление неуважения, а в некоторых странах даже серьезное оскорбление. В отношении языка тела скажу также, что не стоит вести себя вальяжно. Показывайте манерами готовность к решению задач, деловой настрой, а не расслабленность и отсутствие интереса к работе.

Светский этикет

В светском или повседневном общении гендерность присутствует, а нормы касаются вектора проявления уважения. Расскажу о некоторых из них. Дама в светском этикете первична: знаки уважения мужчина направляет даме, которая решает отвечать взаимностью или нет. Мужчина здоровается первым, хотя до 1990-х годов это делала женщина, показывая тем самым, считает ли она это уместным. Мужчина протягивает руку первым, а дама решает, здороваться или нет, равно как и обниматься при встрече. В продолжение темы приветствий скажу, что, когда встречаются пары, в первую очередь здороваются дамы, потом – мужчины с дамами, а затем уже – мужчины между собой.

Но, конечно, в последние десятилетия нормы меняются. Феминность игнорируется, например, правило для мужчин подниматься, когда женщина встает из-за стола, теперь встречается только в старых фильмах.

На этот счет скажу, что нормы и правила этикета подвластны логике. В противном случае, либо они ошибочны, либо не соответствуют текущему развитию и состоянию общества. Этикет корректируется с учетом того, как устроена жизнь в тот или иной отрезок времени.

Этикет в коммуникациях 

Для разрешения сложных и конфликтных ситуаций также целесообразно прибегать к принципам этикета, помогающим поступить правильно по отношению к другому человеку. Главное – быть внимательным к происходящему, помнить об уважительном отношении! Это не дает совершить грубых ошибок.

Удивительно, но некоторые считают, что этикет делает человека чопорным, недоступным и отстраненным собеседником. Рекомендации не быть излишне эмоциональным вызывают опасения, что это будет восприниматься как безразличие. На деле же, чтобы общение приносило удовольствие участникам, следование принципам этикета – правило №1. Слушайте, репликами поддерживайте рассказ. Конечно, о недопустимости перебивать собеседника, уверена, напоминать не стоит. Диалог идет о хобби, человек рассказывает оживленно и с интересом – задайте дополнительные вопросы, вероятно, это даст собеседнику пищу для размышлений или вдохновение. Не исключено, что к беседе присоединятся люди со схожими увлечениями и интересами. Уверяю, такой диалог будет полезен или создаст почву для нетворкинга.

А вот интересоваться и расспрашивать о вещах, которые неприятны человеку, вторгаться в сферы табу – моветон. К таким темам относятся:

  • Политика.
  • Финансы.
  • Секс.
  • Религия.

Из такой несветской беседы может разрастись скандал, который способен испортить отношения. Будьте аккуратнее с шутками – остроты способны задеть. Рискуйте шутить, когда уверены в правильной реакции, но учитывайте, что это не относится к ерничеству и сарказму.

Правила этикета помогают наладить или стабилизировать общение, разрушенное конфликтными ситуациями, не доводя до скандала. Сценарии, когда человек неприятен, допустил оскорбления – случаются. С некоторыми людьми легко разорвать контакт, а вот с родственниками или коллегами общаться придется. Конечно, не каждая конфликтная ситуация подразумевает налаживание отношений, но с помощью инструментов этикета и из них можно элегантно выйти. Например, соблюдать дистанцию в общении, не допускать проявления эмоций, быть сдержанным в реакциях. Как правило, такое поведение останавливает эскалацию конфликта. Помогает и обратная связь, которая дает шанс другому участнику напряженной ситуации одуматься: посмотреть со стороны, проанализировать происходящее. Конечно, это не относится к нарушению личных границ или посягательству на достоинство. В таких случаях действуйте категорически – выходите из общения.

В завершение скажу, что этикет строится на такте и избегании опасных тем и вопросов, поэтому, в некотором смысле требует и развитого эмоционального интеллекта.

 Как становятся экспертами по этикету

Профессионала отличает жизненный и профессиональный опыт, в том числе на руководящих должностях. Приведу личный пример: два высших образования – экономическое и юридическое, занимала управляющие позиции в бизнес-структурах и банковской сфере. Этот период убедил меня в роли этикета для нормального взаимодействия сотрудников внутри коллектива, поддержания благоприятной корпоративной культуры.

В 2010 году окончила факультет Имиджелогии Московского государственного университета культуры и искусств, после этого прошла ряд специализированных курсов и тренингов в этой области. Кстати, программы изучения имиджелогии включали в себя и блок этикета. Тогда стало очевидным, насколько имиджа ассоциирован с этикетом. Продолжив развиваться, в 2018 году прошла программу по международному и деловому этикету в МГИМО. Далее – ряд авторских курсов, разработанных экспертами, которые в конце 90-х стояли у истоков возрождения дисциплины в нашей стране.

И, конечно, моя главная страсть – преподавание, с которого я начала карьеру в этикете. С 2010 года провела свыше двухсот мастер-классов по имиджу и этикету для более чем 5000 участников. С 2015 года преподаю «Деловой имидж и этикет» в Высшей школе менеджмента Самарского государственного экономического университета. С 2018 года непрерывно обучаю светскому и деловому этикету. 

О развитии современного этикета

Для профессионалов в современном этикете важно реагировать на изменения в обществе и соответствующим образом развивать инструментарий. В этой связи особое значение приобретает работа нашей кафедры в составе Академии социальных технологий. Общение с коллегами по экспертному сообществу приводит к выводу, что нашу дисциплину развивают чуткое отношение к запросам общества и клиентов. И именно объединения профессионалов гарантирует непрерывное развитие, релевантность. И почва для этого в Академии плодородная! Кафедру «Современный этикет» формируют профессионалы с весомым опытом работы в бизнес-, образовательных- и государственных структурах, преподаватели и авторы образовательных программ, консультанты частных и корпоративных клиентов. Такое сотрудничество, усиленное другими направлениями социальных технологий, гарантирует создание кастомизированных решений под конкретные запросы отдельных персон и бизнес-структур.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все